kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональный педагогический проект «родной мой край люби и знай»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональный педагогический проект «родной мой край люби и знай»»

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7«РАДУГА»













ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«РОДНОЙ МОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»






ПО КРАЕВЕДЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА







Авторы:

Винокурова Ольга Петровна, воспитатель ВКК,

Мурзина Анжела Александровна, воспитатель ВКК
















2022-2024гг.





КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Реализация данного проекта осуществляется воспитателями высшей квалификационной категории Винокуровой Ольгой Петровной и Мурзиной Анжелой Александровной. В результате будет создана и реализована система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, создана соответствующая предметно-пространственная среда, возрастёт уровень активности и самостоятельности детей, уровень активности и компетентности родителей в данном направлении. Проект будет реализовываться с 01.09.2022 года по 01.05.2024 года.

Участниками проекта являются: воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Ю. М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в самом раннем дошкольном детстве. Именно, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Наблюдая за своими воспитанниками в процессе совместной и самостоятельной деятельности, пришли к выводу, что дети имеют несущественные представления о родном городе, недостаточно осознанное отношение Родине, не проявляют интереса к истории, культуре Новосибирска и Барабинска, не хотят узнать о ней больше. Проанализировав сложившуюся ситуацию, сделали вывод, что необходима систематическая работа по краеведческому воспитанию дошкольников.

С целью поиска эффективных средств нравственно - патриотического воспитания детей изучили методическую литературу по выделенной проблеме. Пришли к выводу, что использование современных инновационных технологий, а именно технологии проектной деятельности в работе с дошкольниками способствует повышению инициативности и самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе сверстников, вносит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

В процессе использования проектной деятельности развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми.

Опираясь на систему работы авторов программы краеведческого образования детей дошкольного возраста Новосибирской области «Новая Сибирь - мой край родной» Даниловой Е. Ю., Дружининой Н. В., Сержановой Л. Н., Солодовниковой Е.В., разработали и реализовали профессиональный педагогический проект «Родной мой край люби и знай!»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание условий для формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по данной проблеме.

  2. Осуществить подбор диагностического инструментария и провести мониторинг: анкетирование родителей, диагностирование дошкольников с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания.

  3. Создать центр краеведения в группе.

  4. Разработать и реализовать комплект занятий по ознакомлению дошкольников с родным краем.

  5. Разработать и реализовать план работы с родителями для повышения компетенции в сфере нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети.

СТРАТЕГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ

Реализация данного проекта предусматривает работу воспитателя, специалистов детского сада с детьми и родителями.

Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, основной, итоговый.

На первом организационном этапе воспитателями будет изучена научно – методическая литература по теме проекта, осуществлён подбор диагностического инструментария и проведён первичный мониторинг: анкетирование родителей, диагностирование дошкольников по методике обследования патриотического воспитания в детском саду.

На основе полученных результатов осуществится определение содержания проекта, плана его реализации (план работы с дошкольниками и родителями).

На втором основном этапе в целях успешного решения поставленных задач будет оформлена соответствующая предметно – пространственной среда в группе: создан центр «Патриот» нравственно – патриотического воспитания. Дети получат возможность в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, области. Центр пополнится широким спектром иллюстраций и фотографий с видами родного города, города Новосибирска и области, панорамными снимками достопримечательностей, картинами с изображением родных пейзажей, иллюстрациями народных промыслов, произведениями устного народного творчества, образцами герба и флага Новосибирской области, Новосибирска и Барабинска, дидактическими и сюжетно – ролевыми играми. Предлагаемый детям материал будет меняться в зависимости от тематики проектов и интересов детей.

В данной специально организованной среде воспитатели осуществят деятельность по реализации плана работы с дошкольниками, используя педагогическую технологию проектирования.

В течение проекта будет реализован план работы с родителями, цель которого повышение компетенции родителей в сфере нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Пройдёт промежуточная диагностика детей и анкетирование родителей.

На третьем итоговом этапе воспитателями будет выявлен результат данной деятельности, в рамках проекта, используя диагностический инструментарий, дающий возможность увидеть все достижения и недостатки, определить дальнейшие перспективы развития в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

РАБОЧИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап: Организационный (август – октябрь 2022)

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Выход материала

1

Выделение проблемы проекта по результатам анализа итоговой диагностики дошкольников по нравственно – патриотическому воспитанию

Август

Воспитатель

Протокол

2

Подборка и изучение научно – методической литературы по теме проекта

Сентябрь

Воспитатель

Картотека

3

Подготовка диагностического инструментария по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Сентябрь

Воспитатель, педагог - психолог

План мониторинга, диагностический инструментарий

4

Первичный мониторинг в рамках проекта

Сентябрь

Воспитатель

Диагностические карты, анкеты, графики, таблицы

5

Определение содержания проекта, плана его реализации

Октябрь

Воспитатель, музыкальный руководитель, психолог


План проекта


II этап: Основной (октябрь 2022г. – апрель 2024 г.)

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Формы представления результатов

1

Создание предметно – развивающей среды

В течение 2 лет

Воспитатель, родители, дети

Оформление развивающей среды в группе

2

Реализация плана работы с дошкольниками

(Приложение 1)

Октябрь 2022 г.- май 2024г.

Воспитатель

Проекты, конспекты

3

Реализация плана работы с родителями

(Приложение 2)

Октябрь 2022 г.- май 2024г.

Воспитатель

Проекты, конспекты

4

Промежуточное диагностирование детей и анкетирования родителей в рамках проекта

Сент. 2022г.

Май 2023г.

Сент. 2023г.

Май 2024г.


Воспитатель

Результаты диагностики - графики


III этап: Итоговый (апрель 2024г. – май 2024 г.)

п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Форма представления результатов

1.

Осуществление итогового мониторинга в рамках проекта

Май

Воспитатель, педагог - психолог

Графики, таблицы

2.

Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами, определение перспектив

Май

Воспитатель

Аналитические справки

3.

Составление письменного отчета по реализации проекта

Май

Воспитатель

Отчёт

4.

Подготовка материалов для публикаций в газете, докладов, презентаций, участия в конкурсах различного уровня

Апрель-май

Воспитатель

Медиатека, статьи в периодической печати

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  1. Будет создана предметно – развивающая среда.

  2. Повысится уровень нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

  3. Возрастет уровень активности детей, самостоятельность в решении поставленных задач.

  4. Родители станут активными участниками в сфере нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА (Приложение 3)

Критерии

Диагностический инструментарий


Ответственный

1.

Создание предметно - пространственной среды в группе

Протокол обследования

Воспитатель, родители

2.

Определение уровня знаний и навыков детей по нравственно - патриотическому воспитанию

Диагностика

Карты исследования

Воспитатель

3.

Повышения уровня активности и самостоятельности детей

Наблюдение

Воспитатель

4.

Повышение уровня активности родителей в рамках проекта

Анкеты, наблюдения

Воспитатель


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Он значим как для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения, так и для родителей. Благодаря предлагаемому проекту, повысится уровень по нравственно - патриотическому воспитанию детей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Вовлечение в работу родителей даст дополнительную возможность успешной реализации проекта.

































Приложение 1

ПЛАН РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ (октябрь 2022г. – май 2023г.)

Мероприятия

Программное содержание

Сроки

Диагностирование детей Сентябрь

I блок

Природа.

Проект «Красавица осень»

Уточнить представление детей о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы осени, развивать чувство восхищения красотой русской природы.

Октябрь

Проект «Зимующие птицы».

Познакомить детей с зимующими птицами Сибири: ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, закреплять и расширять знания о способностях птиц приспосабливаться к суровым зимним условиям, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам.

Ноябрь

Проект «Барабинские озера»

Познакомить детей с озерами Барабинского района (озеро Чаны, Сартлан), формировать знания о значении водоёмов для нашего района, воспитывать бережное отношение к природным ресурсам Барабинского района

Декабрь

II блок

Культура, достопримечательность.

Проект «Мой город Барабинск»



Воспитывать интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, гражданственности, уважение к труду взрослых.

Январь

Проект «Моя семья».


Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, формировать этические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье.

Февраль

Проект «Новосибирск - столица Сибири»


Формировать понятие «Родина» родной край Новосибирск; раскрывать понимание ребёнком привязанности к отчему дому, местам, где он растёт, их неповторимой и очень близкой для детской познающей души красоте.


Февраль

Проект «Народные промыслы».


Закрепить интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.


Март

III блок

Знаменитые люди.

Проект «Моя Родина - Барабинск».


Дать детям элементарные сведения об истории возникновения Барабинска. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе наших земляков в войне.. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в Новосибирской области, формировать чувство гордости за её достижения.

Март

Проект «Олимпийские чемпионы Новосибирска»

Сформировать знания об истории олимпийского движения, о спортсменах –

новосибирцах, которые стали победителями Олимпийских игр в разные годы.

Апрель

IV блок

«История».

Проект «Армия России».


Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления об особенностях военной службы. Уточнить представление о родах войск, о защитниках Отечества. Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

Май

Проект «Лента времени»

Развивать способность ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, воспитывать любовь к истории, культуре родного города.

Май



(сентябрь 2023г. – апрель 2024 г.)

Мероприятия

Программное содержание

Сроки

Диагностирование детей.

Сентябрь

I блок

Природа.

Проект «Природу края береги».

Развивать у детей интерес к родной природе, сделать акцент на красоте и богатстве русского леса, его жителях, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение передавать в высказываниях свое отношение к животным.

Октябрь

Проект «Животные Кирзинского заказника»

Познакомить детей с животными заказника «Кирзинский», формировать бережное отношение к родной природе, воспитывать любовь к родному краю, желание беречь природу, умение видеть прекрасное.

Октябрь


II блок

Культура, достопримечательность.

Проект «Родной свой край люби и знай».


Расширить знания детей о родном городе, познакомить с историей возникновения города, его названия, постройками. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.

Ноябрь

Проект «Мы разные, но мы вместе»

Знакомить с традициями других народов, воспитывать любовь и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.

Ноябрь

Проект «Кукла моей бабушки».


Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

Декабрь

III блок

Знаменитые люди.

Проект «Рождество Христово».

Познакомить детей с историей возникновения праздников Рождества Христова и Рождественские Святки, с традициями празднования их на Руси. Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их традициях, обычаях.

Январь

Проект «Герои войны».


Расширять и систематизировать знания детей о героях ВОВ, способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа; формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину;

Февраль

Проект «Ими можно гордиться»

Способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;

Февраль

Проект «Возвращение к истокам»


Расширить знания детей о видах народного декоративно- прикладного искусства (гжель, хохлома); научить детей ориентироваться в различных видах росписи; развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно- прикладному творчеству.

Март

IV блок

История

Проект «Традиции моей семьи».


Познакомить детей с семейными традициями. Формировать желание заботиться о членах семьи.

Апрель

Проект «Транспорт родного города».

Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий, раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: автобус, маршрутное такси.

Апрель

Итоговое диагностирование детей.


Май































Приложение 2

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

(сентябрь 2022г. – май 2024г.)

Цель: повышение компетенции родителей в сфере патриотического воспитания дошкольников.

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Выход материала


1.





Анкетирование

Цель: выявление проблем родителей в

вопросах нравственно –

патриотического воспитания

дошкольников.

Сентябрь


Воспитатель


Анкеты, графики






2.





Круглый стол

«Я – семья – род – народ».

Цель: Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Сентябрь

2022

Воспитатель

Протокол


3.






Оформление информационного стенда для родителей «Юный патриот»

Цель: представление родителям

стратегической, тактической,

оперативной информации в рамках

проекта.

Сентябрь

2022

Воспитатель

Информационный стенд


4.


Организационная работа

родительского клуба

«Юный патриот»

Октябрь

2022-

май

2024

Воспитатель

Протокол,

Презентация


4.1.


Заседание №1

по теме

«Знакомство»

Октябрь

2022

Воспитатель

Протокол,

Презентация


4.2.

Заседание №2

по теме

«Роль совместного отдыха детей и родителей»

Декабрь

2022

Воспитатель

Протокол,

Презентация


4.3.

Заседание №3

по теме

«Люблю свой край родной»

Февраль

2023

Воспитатель

Протокол,

Презентация

4.4.



Заседание №4

по теме

«В каждой семье свои традиции»

Апрель

2023

Воспитатель

Протокол,

Презентация

4.5.

Заседание №5

по теме

«Семья талантами богата»


Октябрь

2023

Воспитатель

Протокол,

Презентация

4.6

Заседание №6

по теме

«В чём современность правил Домостроя»

(Дискуссия)

Декабрь

2023

Воспитатель

Протокол,

Презентация

4.7.

Заседание №7

по теме

«Тепло материнского сердца» (Тематический вечер)

Февраль

2024

Воспитатель

Протокол,

Презентация

4.8.

Заседание №8

по теме

«Семья и здоровый образ жизни»

(Конкурсная семейная программа)

Апрель

2024

Воспитатель

Протокол,

Презентация

5.

Консультации


Октябрь

2022 –

май 2024

Воспитатель

Выставка на информационном стенде

5.1.

«Генеалогическое древо»


Ноябрь

2022

Воспитатель

Консультации

5.2.

«Народные праздники и традиции»

Январь

2023

Воспитатель

Консультации

5.3.

«Как рассказать ребенку о войне»

Март

2023

Воспитатель

Консультации

5.4.

«День рождения в семье»


Ноябрь

2023

Воспитатель

Папка-раскладушка

5.5.

В музей вместе с ребёнком».

Январь

2024

Воспитатель

Папка – передвижка

5.6.

«9 Мая – День Победы»


Март

2024

Воспитатель

Консультации

5.8.

«Старейшие семейные обычаи»


Апрель

2024

Воспитатель

Консультации

5.9.

«Известные люди о воспитании любви к Родине»


Апрель

2024

Воспитатель

Консультации

6.

Выставка методической литературы по проблеме проекта

Октябрь

2022-

май

2024

Воспитатель

Выставка

7.

Создание мультимедийной медиатеки

Октябрь

2022-

май

2024

Воспитатель

Медиатека

8.

Презентация семейного опыта по краеведческому воспитанию дошкольников

Апрель 2023

Воспитатель,

родители

Медиатека

9.

Участие родителей в проектной деятельности


Октябрь

2022-

май

2024

Воспитатель,

родители

Проекты

10.

Промежуточные, итоговое анкетирования родителей

Сентябрь

2022-

май 2023.

Май 2024

Воспитатель

Графики, таблицы





Приложение 3

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ


ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АКТИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ПРОЕКТА



АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Краеведческое образование дошкольников в семье и ДОУ»

Уважаемые родители!

Любовь к родине начинается с любви к родному краю, к тому месту, где человек родился и вырос. Однако, как и другие качества и внутренние ценности, любовь к малой родине в человеке нужно прививать постепенно, начиная с детства. Только так можно воспитать социально активную личность, которой будет небезразлична судьба родной земли и судьба всей страны.

Приглашаем Вас принять участие в анкетировании, целью которого является изучение Вашего отношения и заинтересованности в краеведческом образовании дошкольников. Выберите в каждом вопросе те варианты ответов, которые соответствуют вашему мнению, или напишите свой вариант ответа. Заранее благодарим за сотрудничество!

1. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «краеведческое образование»?

2. Считаете ли Вы необходимым начинать краеведческое образование с

дошкольного детства?

а) да (напишите, почему) _

б) нет (напишите, почему) _

3. Интересуют ли Вас информация о родном крае, городе, районе, в котором

живете?

а) да

б) нет

в) не задумывались

4. Выберите и подчерните, что больше всего Вас интересует:

а) история края, города, района, в котором живете;

б) природные особенности края, города, района, в котором живете;

в) культура и достопримечательности края, города, района, в котором живете;

г) литературное наследие края, города, района, в котором живете;

д) знаменитые люди края, города, района, в котором живете;

е) другое (напишите, что именно) _

5. Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно-историческое и природное

наследие края, города, района, в котором живете?

край город район

а) знаний достаточно

б) знания есть, но мало

в) знаний нет

6. Знакомите ли Вы своего ребенка с историей, культурой, природными

особенностями родного города, района?_

7. Знает ли Ваш ребенок (напишите «да» или «нет» напротив каждого пункта):

1. название города, района в котором живет

2. как называют жителей города

3. символы города

4. домашний адрес

5. название улиц района/микрорайона, в котором живет

6. достопримечательности и памятники города, района

7. названия рек, протекающих по городу

8. социально-значимые объекты района и города

9. людей, прославивших родной город, район

8. Считаете ли Вы краеведение важной частью образования детей в детском саду?

а) да

б) нет

в) не задумывались

9. Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у дошкольников

интерес к природному и культурно-историческому наследию родного края, города,

района? (подчеркните) с 3-х лет, с 4-х лет, с 5-ти лет, с 6-ти лет

10. Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении

детей с родным городом/ районом, его историей и культурой? Напишите известные

Вам источники.

11. Какие формы работы с детьми по краеведению в детском саду и семье Вы

считаете наиболее эффективными?

а) беседы,

б) чтение художественной и познавательной литературы,

в) викторины,

г) прогулки,

д) экскурсии,

е) наблюдения

ж) другие (напишите, какие именно)

12. Как Вы думаете, что могут сделать родители по краеведческому образованию

ребенка?

13. Готовы ли Вы принимать участие в работе по краеведческому образованию

детей в ДОУ?

В какой форме, напишите

Спасибо за участие в анкетировании!



АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны).

Уважаемые родители!

У нас с вами одна цель – мы хотим вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином страны, в которой живем. В преддверии работы по нравственно-патриотическому воспитанию ваших детей просим вас ответить на ряд вопросов.

1. Как вы думаете, важно ли ребенку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему? _____________________________________

__________________________________________________________________

2. Есть ли у вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для вас и ребенка? _________________________________

__________________________________________________________________

3. Рассказываете ли вы своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью? _______________________

__________________________________________________________________

4. Знакомите ли вы своего ребенка с памятными и историческими местами свой Родины, малой Родины? ________________________________________

__________________________________________________________________

5. Посещаете ли вы с ребенком музеи, выставки патриотической направленности? ___________________________________________________

6. Поддерживаете ли вы у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны? __________________________________________________________

7. Смотрите ли вы с ребенком передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живете, позитивно оцениваете их вклад в жизнь общества? Какие? _____________________________________

__________________________________________________________________

8. Счиатете ли вы себя Патриотом? Почему? __________________________

9. Помогаете ли вы своему ребенку проявлять позитивные эмоции? Согласны ли вы с утверждением, что они станут вашей надеждой в старости?

__________________________________________________________________

10. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? ______

__________________________________________________________________

11. Как вы считаете, возможно ли патриотическое воспитание в детском саду? Почему? _____________________________________________________

__________________________________________________________________

12. Как вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей: педагогов или родителей? ___________________________

__________________________________________________________________

13. Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами? _______________

14. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции? _________________________________________________________



15. Рассказываете ли вы своему ребенку о Барабинске, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В РАМКАХ ПРОГРАММЫП КРАЕВОДЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«НОВАЯ СИБИРЬ - МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»

Педагогический мониторинг в рамках программы по краеведческому воспитанию «Новая Сибирь- мой край родной» осуществляется педагогами два раза в год: начальное обследование и итоговое обследование.

Оценка знаний производится по трехбалльной шкале:

0 балл – навык не сформирован, 1 балла – навык сформирован частично, 2 балла – навык сформирован.

Результаты заносятся в таблицу. Их анализ учитывается воспитателями в дальнейшей работе. При необходимости осуществляется корректировка содержания программы.

Методики педагогической диагностики:

  • изучение продуктов детского творчества;

  • наблюдения за воспитанниками в процессе совместной деятельности;

  • беседы по темам программы.

Диагностика сформированности краеведческих представлений у детей

Вариативная часть Барабинский район

Старшая группа


Фамилия Имя

Природа

г. Барабинска

Культура

и достопримечательности

г. Барабинска

Знаменитые люди

г. Барабинска

История

г. Барабинска

Выводы

Примечания

Сформированность представлений о водоёмах Барабинского района и их обитателях

Сформированность представлений об экосистеме «Степь», о разнообразии растительного и животного мира

Барабинской степи

Сформированность представлений об экосистеме «Лесотепь», о разнообразии растительного и животного мира Барабинской лесостепи

Сформированность представлений об объектах культуры и истории Барабинского района (Барабинский краеведческий музей, музей локомотивного депо станции Барабинск ).

Сформированность представлений о русской печи, предметах домашнего обихода (керамический горшок, миски, деревянныеложки);

Сформированность представлений об этнографических комплектах одежды, обуви, головных уборов (доха, пимы, ушанка)

Сформированность представленийо почётных жителей города Барабинска и района. (Д.К. Вернигора, В.Г Отляков).

Сформированность представленийо творчестве поэта Барабинского района

Л. А. Бойкова

Сформированность представлений огероях Советского Союза, РФ, Афганской войны (1979-1989) города Барабинска и Барабинского района.

Сформированность представлений о развитиипромышленности в г. Барабинска, значении заводов в жизни города.

Сформированность представлений об истории становления

и развития Барабинска и Барабинского района




Диагностика сформированности краеведческих представлений у детей

Инвариантная часть «Город Новосибирск»

Старшая группа


Фамилия Имя

Природа

города Новосибирска

Культура

и достопримечательности города Новосибирска

Знаменитые люди

города Новосибирска

История

города Новосибирска

Выводы

Примечания

о водоемах города Новосибирска (река Обь, Обское водохранилище, малые реки – Иня, Ельцовка, Тула);

об обитателях Новосибирского зоологического парка имени Ростислава Шило (лигр, лилигр и др.

о детских театрах города Новосибирска (Кукольный театр, театр «Глобус»);

об архитектурном ансамбле «Монумент Славы»;

о Новосибирской филармонии как достопримечательности и культурном объекте города.

о творчестве новосибирской писательницы Светланы Никитиной

о спортивных достижениях новосибирских олимпийских чемпионов (Роман Власов, Юлия Гаврилова, Андрей Петров);

о новосибирцах, про-явивших героизм в годы ВОВ (Василий Бердышев, Александр Чистяков и др.)

об истории возникновения города Новосибирска (строительства железнодо-рожного моста);

о значении символов на гербе и флаге г. Новосибирска

о развитии промышленности в городе Новосибирске, значением заводов в жизни города и страны














Диагностика сформированности краеведческих представлений у детей

Инвариантная часть «Новосибирская область»

Старшая группа

Фамилия Имя

Природа

Новосибирской области

Культура

и достопримечательности Новосибирской области

Знаменитые люди Новосибирской области

История Новосибирской области

Выводы

Примечания

об экосистеме «Болото», о разнообразии растительного и животного мира Васюганских болот Новосибирской области

об экосистеме «Степь», о разнообразии растительного и животного мира Кулундинской степи

об экосистеме «Лесотепь», о разнообразии растительного и животного мира Барабинской лесостепи

о сибирском селе, его устройстве (поселок Колывань);

о русской печи, предметах домашнего обихода (керамический горшок, миски, ложки деревянные);

об этнографических комплектах одежды, обуви, головных уборов (доха, пимы, ушанка)

о творчестве детского писателя Юрия Магалифа;

о спортивных достижениях олимпийских чемпионов Новосибирской области (Анна Богалий, Александр Карелин, Станислав Поздняков);

о подвигах сибиряков в годы Великой Отечественной войны (Александр

Покрышкин).

об истории возникновения названий некоторых районов Новосибирской области

о государственных символах НСО (флаг, герб), их составляющих элементах


ПОЗИТИВНАЯ ДИНАМИКА ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ ЗА 2022-2023 гг.

В исследовании принимали участие дети дошкольного возраста:

Старшая группа – 24 человек (2022– 2023)

Критерии сформированности знаний по тематическим блокам:

- «Культура. Достопримечательность»; «Природа, «Знаменитые люди», «История»

При оценке сформированности выше обозначенных критериев использовалась уровневая дифференциация: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Диаграмма 1

Сравнительная диаграмма краеведческого

в оспитания дошкольников (2022 -2023 учебный год).



Анализ полученных результатов позволяет отметить положительную динамику в плане краеведческого воспитании дошкольников у детей старшей группы за период с 2022– 2023 учебного года.

Произошли существенные изменения в сформированности представлений детей в блоке «Культура и достопримечательности». Подавляющее большинство детей группы – 67% (16 человек) на начало учебного года имели низкий уровень сформированности этого критерия нравственно – патриотической воспитанности детей, в конце учебного года показатель стал –29% (7 человек).

Показатели среднего уровня претерпели также значительные качественные изменения сентябрь –33% (8 человек), май – 50% (12 человек);

Что касается высокого уровня сформированности представлений о культуре и достопримечательностях родного города, то на начало учебного года данный уровневый показатель отсутствовал, но стоит отметить, что в мае данный показатель появился у 5 детей, что составило 21% от всей возрастной группы.

Сформированности представлений о знаменитых людях: низкий уровень составил в сентябре 58% (14 человек), май - 42% (10 человек).

Показатель среднего уровня изменился значительно, и наметилась положительная тенденция в его характеристиках, так в сентябре он составил 42% (10 человек), а в мае – 46% (11 человек).

Показатель высокого уровня появился лишь к концу учебного года и составил 12% (3 человека), что также является хорошей динамикой в сформированности представлений в блоке «Знаменитые люди».

Качественные изменения произошли с двумя другими критериями краеведческого воспитания дошкольников за период обучения детей.

Диаграмма 2

Сравнительные результаты общего показателя

нравственно – патриотического воспитания дошкольников

(2022 – 2023 учебный год)



Анализ сравнительных результатов общего показателя экологической воспитанности детей за 2022-2023 учебный год позволяет говорить о наметившейся положительной динамике в его формировании и отмечается качественный рост в краеведческом воспитанности детей старшей группы. Так, за этот период патриотическая воспитанность выросла до высокого уровня, который составляет 17%. Значительные качественные изменения претерпел показатель среднего уровня, он вырос с 38% до 48% соответственно, а показатель низкого уровня патриотической воспитанности снизился до отметки 35%.

Таким образом, результаты показывают, что работа по краеведческому воспитанию детей в старшей группе проводилась целенаправленно и систематично.







Приложение 4

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ».

Тип проекта:

познавательно-творческий. Участники проекта: дети подготовительной, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный

Актуальность:

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа.

В оспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.

Меняется современный мир, и реальностью становится наличие детей разных национальностей в дошкольных учреждениях.

Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он не был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький киргиз, армянин, таджик, русский и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа. А задача педагогов – научить их толерантно относится друг к другу, уважать традиции других народов.

Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

К большому сожалению, в современном мире появляется опасность утраты «традиций народов».

Отсюда и возникло создание проекта «Мы разные, но мы вместе».

Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.

Задачи:

1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.

2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.

3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы.

4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.

5. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.



Результатом данной деятельности стала системная «паутинка», включающая различные виды детской деятельности и формы организации работы.

Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности.

Подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о людях разных национальностях, фото и т.д.



В группе воспитанники рассматривали фотоальбомы людей разных национальностей. С интересом дети рассматривали одежду на таких фотографиях.

В ходе работы над проектом были проведены беседы на тему «Моя семья», «Зачем нужны традиции?», «Народов дружная семья», познакомились с пословицами и поговорками по теме «Дружба народов».

При ежедневном чтение книг, мы знакомились с рассказами: «Мышка вострохвостик», «Цветок дружбы», «Перепелочка» и другими.

Дети составляли рассказы «Такие разные друзья», «Мой друг».

На рисование с помощью ярких красок дети изображали мотивы азербайджанских росписей. На лепке каждый из детей вылепил цветок дружбы.

Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических и игр: «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… », «Путешествуем по сказкам», «Полянка пожеланий». В сюжетно ролевой игре «В гости к другу» дети распределяли роли и разыгрывали их: брали роль на себя, а так же использовали театр би – бо – бо, плоскостной театр. Ребята с увлечением придумывали какие-нибудь истории и обыгрывали их.



О дной из важнейших составляющих проекта является взаимодействие с семьей воспитанников. Р одители были активно задействованы в работе. Они помогли оформить выставку книг по данной тематике, совместно с детьми участвовали в конкурсе плакатов по теме «Мы разные, но мы вместе», который и стал итоговым мероприятием.

Для родителей провели консультацию "Психологическое здоровье ребенка", блиц-опрос «Что вы понимаете под словом толерантность?», анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?», консультации «Чему мы учимся друг у друга?», «Семейные традиции».

Таким образом, работая над обозначенной проблемой, мы достигли ожидаемых результатов. Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат. В ходе проекта дети узнали больше о национальных традициях, у них формируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.













ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ».

Тип проекта:

информационно-творческий. Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность проекта: Дети часто задаются вопросом: почему большинство птиц улетают на зиму в тёплые края? Как выживают в холодное время года оставшиеся зимующие птицы? Чем они питаются? Как приспосабливаются к суровому климату? Что страшнее для птиц холод или голод и почему?

Не секрет, что зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц от нехватки корма. В сильные морозы естественный корм становится практически недоступным. Голод очень страшен для птиц. Голодные, ослабевшие птицы могут замерзнуть, не дожив до весны. А вот сытым птицам мороз не страшен. Вот и летят они поближе к жилью человека, так как люди могут помочь птицам, устраивая для них столовые – развешивая кормушки и регулярно подсыпая корм.

Поэтому возникла необходимость совместно с детьми и родителями разработать и реализовать проект «Покормите птиц зимой». В ходе проекта дети больше узнают о жизни зимующих птиц, о том: как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Кроме того, у детей в ходе подкормки птиц и наблюдений за ними воспитается интерес к птицам и желание помогать им в трудное время, а также желание узнавать о птицах новые факты.

Совместно с детьми сформулировали основную цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Определили задачи:



  1. Пополнить предметно - развивающую среду по теме проекта.

  2. Расширить кругозор детей о зимующих птицах;

  3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

  4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Реализацию проекта осуществила в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями

  • Создание необходимых условий для реализации проекта

  • П ерспективное планирование проекта

  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап - заключительный

  • Оформление результата проекта в виде презентации.

  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для птиц».

  • Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».

Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

  • Рекомендации на совместные прогулки.

  • Совместно с ребенком сделать кормушку.

  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

  • Заучивание стихотворений о зимующих птиц.

  • Отгадывание загадок про зимующих птиц.

  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.



Р ассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах: посмотрев фильм, энциклопедии, презентации и т.д.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Один-много» образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.),

«Назови ласково» упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.

«Счёт птиц» закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

«Четвертый лишний» развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

«Угадай птицу по описанию» загадывание загадок от имени птиц.

«Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы».

Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки» собрать из частей птиц, Лото. Лабиринт Зимующие птицы.

С южетно-ролевые игры: «Птичий двор».

Театрализация: «Где обедал воробей».

Физическая культура: Утренняя гимнастика «Птички - невелички».

Подвижные игры. «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

«Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

«Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные».

«Воробушки и автомобиль»: развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.

«Совушка».

Упражнения на дыхание: «Согреем птичку дыханием».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон», «Кормушка».

Познавательная деятельность:

Формирование целостной картины мира.

НОД «Зимующие птицы». Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Б еседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

«Кто заботится о птицах» обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

«Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Наблюдение за птицами зимой:

Цель: формировать представления о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признак

и живого.

наблюдение за синицей: продолжать вызывать интерес к пернатым
знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

н аблюдение за зимующими птицами: закреплять знания о зимующих птицах;
формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;
воспитывать желание заботиться о них и охранять.

наблюдение за вороной: расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

наблюдение за снегирем: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; знакомит с характерными особенностями снегиря.

наблюдение за голубями:
закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними).

Т руд: Изготовление кормушек, чистка кормушек, покормить птиц.

Коммуникация: Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; чтение научно-популярной и художественной литературы по теме; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона».

В Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".

Творческое рассказывание «Как я спас птичку».

Художественное творчество:

Рисование «Синички»: развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной технике рисования – ладошками

Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.

Аппликация «Снегирь »: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками .

Музыка: аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

В икторина «Что ты знаешь о птицах, что ты знаешь о кормушках».

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Индивидуальные беседы «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели? (с целью выявления интереса и отношения к птицам зимой в детях).

Результаты реализации проекта.

  • Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

  • У лучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Таким образом, работая над обозначенной проблемой, я достигла ожидаемых результатов. Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КРАСАВИЦА ОСЕНЬ»

Тип проекта: познавательно- творческий

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.

Срок реализации проекта: краткосрочный

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. С незапамятных времён человечество ценит природу и видит в ней, не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения.

А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. Дети в недостаточной степени умеют обобщать и систематизировать характерные признаки осени. Не устанавливают связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений, птиц, зверей.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи дошкольного учреждения.

Идея проекта возникла во время одной из бесед об осенних признаках природы. Выяснилось, что у дошкольников не сформированы знания о приметах осени, почему падают листья и как это явление называется. Поэтому возникла необходимость совместно с детьми и родителями разработать и реализовать данный проект.

Совместно с детьми сформулировали основную цель проекта: помочь детям увидеть всю красоту осенней природы и богатство осенних даров.

Для успешного достижения намеченной цели выделила следующие задачи:

- Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе.

- Способствовать формированию умения замечать приметы осени.

- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности.

- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.

- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.

- Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.

- Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми

Реализация проекта осуществлялась в три этапа.

1 этап: Подготовительный

  • Обсуждение цели и задачей с детьми и родителями;

  • Создание необходимых условий для реализации проекта;

  • Перспективное планирование проекта;

  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2 этап: Основной.

Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о характерных приметах осени, закономерностях в природе.

3 этап: Заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.

  • Выставка работ из природных материалов «Красавица осень»

  • Праздник «В гостях у Осени»

В процессе подготовительного этапа я осуществила анализ предметно-развивающей среды. В результате чего подобрала дидактические игры, художественную литературу, пополнила экологический уголок муляжами овощей и фруктов, подобрала иллюстрации и репродукции на тему «Осень».

Р одители охотно откликнулись на просьбы детей помочь узнать новое и интересное. На этом этапе развивались и совершенствовались детско-родительские отношения. Жизнь ребенка и родителей наполнялась новым содержанием и общими интересами. В условиях семьи осуществлялось: познавательно-речевое совместное чтение, рассматривание иллюстраций, сюжетов, продуктивная деятельность. В результате чего в группе была организованна выставка книг и рисунков на тему «Осень – прекрасная пора!».

На втором этапе в процессе познавательной деятельности просматривали видео – фото-сюжеты, иллюстрации, фотографии, плакаты на данную тему. Мы уточнили и закрепили знания о характерных признаках осени и осенних явлениях. Сформировали представление об осени как о красивейшем времени года.

В о время беседы мои воспитанники узнали много нового и интересного о вреде и опасности ядовитых растений, ягод и грибов, о правильном поведении на природе: о бережном отношении к растениям, насекомым, птицам и животным.

М ы с ребятами при ежедневном чтении знакомились с новыми стихами, сказками, рассказами. На протяжении всей недели я организовывала различные игры экологического содержания: дидактические, пальчиковые, развивающие, подвижные. Тематику игр определяла в соответствии с возрастом ребенка. Играя, малыш ненавязчиво познает многоликий мир природы, учится взаимодействовать с предметами живой и неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой, не причиняя ей вреда.

В процессе продуктивной деятельности « лепка» дети с помощью пластилинографии украшали модели листьев в соответствии с цветовой гаммой осени. На рисовании дети с увлечением изображали осенние листочки с помощью губки.

Одной из важнейших составляющих проекта является взаимодействие с семьей ребенка. Родители были активно задействованы в работе. Они помогли оформить выставку книг по данной тематике, совместно с детьми изготовили поделки из природных материалов. Для них в родительском уголке я поместила папку-раскладушку « Овощи-лекари», консультацию «Экологическое воспитание детей в семье»

Продуктом данного проекта стало совместное изготовление воспитанниками с родителями поделок из природного материала, которые воспитанники представили на итоговом мероприятии.

Таким образом, данный проект помог нам: улучшить в группе предметно-развивающую среду, углубить знания об осени, о характерных ее признаках; активизировать родителей, которые стали непосредственными участниками данного проекта. В процессе реализации данного проекта ребята научились замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, называть растения родного края, различать кустарники и деревья, составлять композицию из осенних листьев.













































ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОЯ РОДИНА - РОССИЯ».

Тип проекта:

информационно-творческий. Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность: Один из моих воспитанников утром принес в группу иллюстрированную книгу «Москва и ее достопримечательности». Дети заинтересовались, стали задавать множество вопросов.

В ходе беседы выяснилось, что у детей очень скудные знания о своей стране. Они не имеют представления о природных богатствах нашей Родины, о её культуре, народных традициях и обычаях, поэтому возникла необходимость совместно с детьми и родителями разработать и реализовать проект, который позволит сформировать у воспитанников представление о России, развивать творческие способности и поисково - исследовательскую деятельность. Таким образом, определилась тема проекта - «Моя Родина - Россия».

Сформулировала основную цель проекта - приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.

О пределила задачи:

1. Познакомить детей с достопримечательностями города, в котором они живут.

2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, формировать чувство гордости за её достижения.

Результатом данной деятельности стала системная «паутинка», включающая различные виды детской деятельности и формы организации работы. Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности.

При реализации проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда.

Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, эмоциональным рассказам педагога о красоте города и природе родного края в ходе экскурсий и целевых прогулок ,занятиям и практической деятельности детей.

Так, постепенно, у детей появляются любимые уголки в городе. Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа.

Пристальное внимание уделялось практической стороне деятельности детей, как ведущей, и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей. Дети не просто собирали иллюстрации, предметы, отыскивали интересную информацию, в ходе этой деятельности они узнавали что-то новое и делились своими знаниями и впечатлениями с другими детьми.

Опыт моей деятельности показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

А ктивное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта, принимали участие в подборке фотографий, помогли оформить выставку книг по данной тематике, с их помощью был создан в группе мини-музей «Возвращение к истокам».

Проектная деятельность способствовала возникновению атмосферы заинтересованности детей, родителей, воспитателей, а тем самым послужило созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта. Всё это стало основой сотрудничества, общения с воспитателями, родителями и сверстниками, которое в конечном итоге привело к обогащению детей знаниями об истории России и воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

Таким образом, работая над обозначенной проблемой, я достигла ожидаемых результатов. Все проводимые мероприятия: беседы, выставки, совместная деятельность детей и родителей получили положительный результат. В ходе проекта дети узнали больше о своей Родине, о ее символике, традициях, о жизни своих предков.





























































ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«КУКЛА МОЕЙ БАБУШКИ»

Актуальность: В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.

Для того чтобы привлечь воспитанников к реализации проекта «Кукла моей бабушки», в понедельник утром внесла в уголок патриотического воспитания народные куклы, изготовленные из ткани. Дети заинтересовались, стали задавать вопрос ы.

В ходе беседы выяснилось, что у детей очень скудные знания о народной кукле. Они не имеют представления о видах народных кукол, способах их изготовления, поэтому возникла необходимость совместно с детьми и родителями разработать и реализовать проект, который позволит сформировать у воспитанников представление о народной кукле, развивать творческие способности и поисково - исследовательскую деятельность.

Сформулировали основную цель проекта - формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение   дошкольников  к   истокам русской  народной    культуры. 

Определили задачи:

  • Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол, Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

  • Развивать творческие и познавательные способности;

  • Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

Результатом данной деятельности стала системная паутинка, включающая различные виды деятельности и формы организации работы.

В процессе познавательной деятельности мы с детьми знакомились с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая). Рассматривали книги, иллюстрации, фотографии с куклами – «Путешествие в прошлое куклы». Ребятам понравились видеофильмы: «Кукла-кувадка своими руками», «Как сделать куклу мотанку «Крупеничка и Богач»», мастер-класс «кукла-закрутка своими руками».

Я организовывала различные игры: дидактические «Третий лишний», «Одень бумажную куклу», «Что из чего», «Узнай элемент узора», пальчиковые, развивающие, подвижные.

Проводила беседу с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).

На ежедневном чтении знакомились с русскими народными сказками «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка», «Куколка в траве», «Кукла». Составляли описательные и творческие рассказы «Моя любимая игрушка».

Опыт моей деятельности показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Одной из важнейших составляющих проекта является взаимодействие с семьей воспитанников. Родители были активно задействованы в работе. Они помогли оформить выставку книг по данной тематике, принесли разнообразные материалы, из которых можно сделать народные куклы.

Для них был проведен мастер – класс по изготовлению куклы «Утешницы» - она была самым сильным и верным средством от детских слез. Одна из мам проявила инициативу и провела подобный мастер – класс с детьми моей группы.

Продуктом данного проекта стало совместное изготовление воспитанниками с родителями разных видов кукол, которые дети представили на итоговой выставке.











муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №7 «радуга»

барабинского района новосибирской области


Исследовательский проект

«Домик в деревне»


Для самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

 

Цель проекта

создание условий в группе для развития познавательного интереса и экспериментальной - исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи проекта:

  • Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

  • Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, перца и т.др. их строении и условиях, необходимых для их роста.

  • Формировать представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.

  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

  • Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям

  • Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

4. Методология проекта

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

Подготовительный этап.

Деятельность педагога

Составление плана работы над проектом.

Сбор материала необходимого для реализации проекта.

Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

  • Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

  • Сбор необходимого материала для создания огорода.

  • Осведомление родителей о запуске проекта.

Практический этап

Деятельность педагога:

  • Беседа с детьми познавательного характера.

  • Организация предметно – развивающей среды по теме.

  • Подготовка информации для родительских уголков.

  • Создание презентаций для занятий по темам: «У Луки и Лукерьи», «Загадки об овощах».

Деятельность детей:

  • Посадка семян в землю.

  • Уход за растениями.

  • Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

  • Участие в практической деятельности.

Совместная деятельность взрослых и детей:

  • Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

  • Сбор коллекций семян.

  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.

Подведение итогов.

Деятельность педагога:

  • Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

  • Презентация проекта.

  • Представление опыта.

Распространение опыта.

  • Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.

  • Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.

Мероприятия по реализации проекта.

1. Беседы:

  • «Что такое «Огород на окне»,

  • «У Луки и Лукерьи»,

  • «Растения – это жизнь»,

  • «Семена»,

  • «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

  • «Строение растений»

  • «Земля, какая она?»

  • «Вода и росток»

  • «Солнце и росток»,

  • «Проращивание семян»,

3. Практическая деятельность и трудовые поручения:

  • Отбор и посев семян.

  • Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».

4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Проращивание семян в блюдце с водой и без воды», «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды».

5. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».

  • Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Лото»

  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

  • Рассматривание различных семян.

  • Иллюстрации, изображающие труд людей по выращиванию овощей и фруктов.

  • Репродукции с картин: И.Репина «Яблоки», А.Лентунова «Овощи», И.Михайлова «Овощи»

  • Книжки-раскраски на тему: «Овощи», «Мы растили огород».

6. Художественно-творческая деятельность детей.

  • Раскрашивание картинок «В огороде я росту»

  • Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.

  • Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла» (с использованием трафаретов)

  • Лепка «Овощи большие и маленькие»,

  • Аппликация «Зайкин огород», «Стручок»

7. Речь и речевое общение.

  • Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»,

  • Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла», инсценировка сказки «Репка»

  • Рассказ детей по теме: «Огород у бабушки».

  • Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах

9. Оформление фотоальбома «Наш первый огород».

Ресурсное обеспечение.

1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологический уголок.

3. Картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр, фотоаппарат и.т.д.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые результаты: Из семечек, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.






















 










































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Профессиональный педагогический проект «родной мой край люби и знай»

Автор: Винокурова Ольга Петровна

Дата: 23.06.2024

Номер свидетельства: 653440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Приобщение школьников к исследовательской деятельности через краеведение, направленное на патриотическое воспитание учащихся. "
    ["seo_title"] => string(153) "priobshchieniie-shkol-nikov-k-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-chieriez-kraieviedieniie-napravliennoie-na-patriotichieskoie-vospitaniie-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "108676"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403802638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства