Проектная деятельность на тему: «Организация воспитательной работы и духовно-нравственного просвещения на основе краеведческого материала»
Автор проекта воспитатель: Беляева Лариса Витальевна
Группа: подготовительная группа 6-7 лет
Вид проекта: духовно-нравственное воспитание дошкольников, развивающий, обучающий.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы 6-7 лет , воспитатель группы, родители (законные представители)воспитанников.
Социум (Библиотека, Музей, Храм Иверско-Илиинский)
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Гипотеза
Если постепенно знакомить детей дошкольного возраста с основами православной культуры, то в будущем это способствует становлению духовно – нравственной позиции личности, основанной на таких качествах, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость.
Цель проекта: формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностного отношения к основам православной культуры. Содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи:
Образовательные:
- приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
- интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и развитие диалогического общения;
- создание предметно-развивающей среды в ДОУ, способствующей воспитанию ребенка, как развитой личности с преобладанием лучших духовно-нравственных качеств;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
- формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
Воспитательные:
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
Развивающие:
- развивать способность у воспитанников, целостно воспринимать окружающий их мир во всем его многообразии и единстве, что формирует интегральную культуру личности, исключая освоение культуры как суммы знаний, умений и навыков;
- дать воспитанникам разнообразные знания о родном крае (исторические, социологические, этнографические, географические, искусствоведческие, философские и т.д.), подчеркивая многогранность культурного наследия; знания об этике поведения гражданина и патриота.
Принципы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с родителями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Актуальность:
в условиях образовательного процесса в детском саду расширить и укрепить связь духовно-нарвственного восптания детей через православную культуру. Приобщить к совместной деятельности детей и родителей как в саду и дома.
Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Краеведение будит интерес к другим областям знаний ребёнка. Работа эта сложная, кропотливая и длительная. Роль личности воспитателя в этом процессе огромна. Воспитатель духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность воспитателя, его реальные возможности имеют, во многом определяющее значение. Современным дошкольникам для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса необходимо усвоить духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение подвигом, подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрел «эмоциональный опыт», который будет иметь большое значение для его дальнейшего развития.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Одним из жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, много вариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора, и, конечно же, побуждают ребенка найти выход из данной ситуации. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Проект – прекрасная возможность поразмышлять о роли семьи в жизни маленького человека, о традициях семей, их развитии и изменении в современных условиях. Основная цель заключается в том, чтобы на основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность, стремящуюся к духовному росту, доброте, способную противостоять злу.
Методы реализации проекта: словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (игра, упражнения, познавательно-игровые занятия).
Беседы: «Что мы будем изучать?», «Есть на свете книга», «Создатель и Творец мира - Бог», «Как Бог сотворил человека».
Воспитатель, родители, родительский комитет группы, храм Иверско-Илиинский.
II этап – практический - реализация проекта
Срок
Мероприятия
Ответственные
Январь
Пополнение православной художественной литературы для чтения детям, обновление информации в родительских уголках. Работа с родителями проходит в форме анкетирования, родительских собраний, бесед, оформление папок – передвижек («Роль религиозных праздников в семье», «Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей», «Праздник Рождества Христова», «Православное воспитание детей» и т. п.) Познавательная книга-раскраска Пасха Христова.
Репродукция иконы «Рождество Христово»
Беседы: «Рождество Христово», «На реке Иордан», «Крещение Господне» (приобщение детей к истокам русской народной культуры).
Занятие «Послушание – благодать»,работа по конспектам «Храмоведение»,рабочая тетрадь.
Консультация для родителей «Православная культура как основа духовно-нравственного воспитания».
Буклет для родителей «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в семье».
Игры, этюды, упражнения: «Пропоем свое имя», «Подарим улыбку друг другу», «Раз, два, три, четыре, пять», «Я рад тебя видеть».
Показ детьми Воскресной школы представления «Рождественская сказка».
Занятия по ручному труду: «Рождественские открытки-Ангел»
Дети, воспитатель, родители,
храм Иверско-Илиинский.
Февраль
Беседы: «Этичные и неэтичные поступки», «Первая заповедь для первых людей», «Как же был сотворен мир?», «Ангелы – верные помощники людям». Ознакомление детей с народно-прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности «Хохлома», «Гжель», «Дымковская
игрушка».
Чтение художественной литературы: В. Сухомлинский «Семь дочек», К. Лукашевич «Маша-сиротка», Серия «Жития святых» Чудесная дружба святых с животными, Детям о блаженной Матронушке, Тайна Воскресения рассказы современных писателей.Папка - передвижка для родителей «Рецепты нравственности у дошкольников»
Дети, воспитатель.
Март
Игры, этюды, упражнения: «Корзинка добрых дел», «Вежливый ручеек»
Чтение художественной литературы: Ирина Глазунова «Сказки ангела», рассказ «Что же это за книга?», стихотворение Н. Орловой «Добро», Стихотворение «Ангел».
Консультация для родителей «Развитие социальных навыков в воспитании детей».
Дети, воспитатель
Апрель
Беседы: «Воскресный день» Пасха Христова (об истории возникновения, традициях и обычаях праздника», «Грех – болезнь души» (жадность, трусость, ложь, воровство…).
Беседы «Весть от Бога – совесть», «О земной жизни Иисуса Христа», «При солнышке - тепло, при матушке – добро»
Выставка рисунков «Храм Божий»
Чтение литературных произведений: Мария Евсеева Пасха «Дорогой добра», стихотворения А. Алексеева «Прости», Н. Орловой «Терпение», Т. Шороховой «Благодарность»,стихотворение Е. Королева «Неприятный случай», Т. Шорохова «Жадность», Е. Екимова «Щедрость».
Дети, воспитатель
III этап – итоговый
Май
Анализ и подведение итогов проекта.
Обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями.
Беседы: «День Победы», «Святой великомученик Георгий Победоносец», «Народные праздники», «Хорошие и плохие поступки»
Игры, этюды, упражнения: «Горелки», «Перепелки полетели», «Верба - вербочка», «Мы играем на гармошке», «С добрым утром», «Отважные богатыри».
Чтение литературных произведений: былина «На заставе», Л. Кассиль «Сестра», Г. Х. Андерсен «Стойкий, оловянный солдатик» ,«Дед и внук», разучивание стихотворений.
Встреча с настоятелем Храма .
Участие детей в конкурсе чтецов «Подвиг солдата»
Выставка поделок (макетов) ко Дню Победы (работа с родителями).
Выступление воспитанников на мероприятии «Никто не забыт, ничто не забыто»
Дети, воспитатель, родители,
храм Иверско-Илиинский.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для воспитанников:
пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
формирование чувств национального достоинства;
формирование представлений о семейных традициях, об особенностях семейных отношений, духовных и нравственных ценностях, о ценностном отношении к окружающему их миру; о таких чувствах, как сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
приобретут положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родному городу, родной стране.
Родители:
сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у детей;
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
понимают, что только семья, как первый наставник ребенка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности;
Список литературы:
1.Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.
2. «О Библии и Церкви», Л. В. Сурикова, 2004 г.
3. Орехов Д. Святые места России. – С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999 г.
4. «Святая Русь», составитель Б. Проказова, 2007 г.
5. Сборник по дошкольному образованию (духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста). Краснодар.
6.Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни. Оправдание добра / В. С. Соловьев Мн.: Харвест. 1999 г.
7. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Книга для учителя/сост. О.К Харитонова. - М.: ИД "Покров", 2002. - 240 с.: ил.
8. Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Книга для учителя/сост. О.К Харитонова. - М.: ИД "Покров", 2002. - 240 с.: ил.
9.Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие, - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012 г.
10.Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 11.Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.
12.Потаповская О. М. Самые главные праздники. «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». М., «Планета 2000», 2004 г.