Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
На сегодняшний день решение проблемы воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине является трудной задачей. В силу возраста дети не до конца понимают значение таких слов, как «Родина», «патриотизм». Но хочется отметить, что именно с дошкольного возраста необходимо прививать любовь к Родине, знакомить их со своей республикой. Детские впечатления – самые яркие, поэтому все зависит от того, что и как мы вложим в детей, то у них и будет отложено в памяти. Поэтому понятие о чувстве гражданства, патриотизма, чувства гордости за свою Родину лучше всего закладывать с детства.
В нашей республике особое внимание уделяют сохранению и преумножению башкирских традиций, поскольку живём мы в славной республике, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе..
В своей группе на основе индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном городе , о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.
Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:
Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, творческой деятельностью дошкольников.
Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.
Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.
Цель: моей работы состоит в том, чтобы сформировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Республике.
Задачи проекта:
-сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к Родине на основе изучения истории, природы родного края;
-систематизировать полученные ранее знания о родном крае;
-расширять представления о достопримечательностях;
-воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации
В своей работе я раскрыла детям окружающий мир, познакомила их поближе с традициями, обрядами, народными играми башкир. Реализуя задачи своей работы, я решила, что наиболее важно обогатить опыт детей, предоставить им возможность исследовать предметы башкирского быта.
Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно детям. Мы с детьми начали приобщаться к изготовлению и украшению предметов быта жителей Башкирии. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой.
Мною были использованы такие методы и приемы как беседы с
детьми:
«Как много мест у нас хороших»
«О нашем городе Янаул»
«Традиции и обычаи в каждой семье »
Рассматривание картин , иллюстраций и фотографий достопримечательностей нашего города, и картины башкирских художников, заучивание стихотворения на башкирском языке,участие в конкурсе стихотворение на башкирском языке»Башкортостан» . В режимных моментах уделяла большое внимание воспитанию патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, и расширению кругозора посредством дидактических игр: «Башкирский узор», «Собери башкирский ковер», «Кто быстрее соберет флаг», «Подбери ободок к макушке калфака»».
Знакомила детей с литературными произведениями:
«Медведь и пчелы» - башкирская народная сказка, «Мой родной Башкортостан» - М. Кари, «В березовом саду» - М. Карим. Чтение и разучивание стихотворений о родном крае: М. Карим «О березовом листе», А. Игибаев « Курай»
Также с детьми проводились подвижные игры: «Медведь и пчелы», «Липкие пеньки», «Юрта», «Кураист». На организованно - образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми создавали аппликацию «Украшение ковра»,рисование «Украшение пиалы»,»башкирский костюм «Камзол»,лепка «Баурсак», по познавательному развитию (Конструирование) «Птицы Башкирии».
Знакомство с башкирскими пословицами, поговорками, загадками.
Для родителей я подготовила консультации «Я край родной хочу познать», «Приобщения детей к традициям башкирского народа». Знакомство с легендами: «Шульган-Таш», Сказка про Асылыкуль».
- Консультации для родителей:
«Приобщение детей к традициям башкирского народа», «Как воспитать патриота».
Знакомство с башкирскими праздниками «Сабантуй». Было проведено мероприятие «Знакомство с башкирскими национальными блюдами»
После мероприятия состоялось чаепитие, которое нам организовали родители. Постановка башкирской народной сказки совместно с музыкальным руководителем «Бабушка и медведь».
Заключение
В результате , в своей работе я увидела положительную динамику. Знакомство с особенностями родного края помогло раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности детей, сформировало некоторые суждения, и оценки, характерные данному возрасту.. У воспитанников повысился уровень коммуникативных способностей, расширился кругозор, обогатился словарь. Расширились представления детей о родном крае, культуре Башкортостана.
В работе по проекту я планирую в дальнейшем :экскурсии ( в наш краеведческий музей и виртуальные экскурсии), проведение башкирского праздника и постановка сказки совместно с родителями, обогатить башкирский уголок, расширять кругозор детей о Республике.
Свое выступление я хочу завершить словами:
Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.