Просмотр содержимого документа
«Проект «Волшебные палочки Кюизенера»»
Проект:
«Волшебные палочки Кюизенера»
Тип проекта познавательно- творческий проект
Срок проекта: краткосрочный - 16.10 по 20.12.20г
Участники проекта: дети 3-4 лет, педагоги, родители
Цель проекта : Развитие познавательных способностей ребенка дошкольного возраста, посредством использования палочек Кюизенера.
Задачи проекта:
1. Заинтересовать детей новой игрой «Цветные счётные палочки».
2. Повысить у дошкольников интерес к математике.
3. Научить использовать игры с палочками Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности. Развитие дружеских отношений сотрудничества.
4. Развивать пространственное мышление воображение при разработке собственных идей при работе по схеме.
5. Закреплять правила обращения с палочками.
6. Воспитывать усидчивость, внимание, выдержку.
Актуальность:
Задача современного дошкольного образования — не просто количественное накопление у детей знаний, а в первую очередь развитие у них познавательного интереса, стремления к творческому поиску. В связи с этим в педагогическом процессе особую роль начинают играть нестандартные дидактические средства. Одно из таких пособий — счётные палочки Кюизенера.
С использованием палочек Джорджем Кюизенера , реализуется один из важнейших принципов дидактики - наглядность. Для малышей это увлекательный игровой материал, который позднее поможет освоить математические законы без скучного заучивания. Он привлекает своей красочностью, многофункциональностью, кроме этого развивает не только познавательную деятельность, но и мелкую моторику, воображение, зрительное и пространственное восприятие. Объёмность палочек и их различия по цвету и длине позволяют ребёнку освоить сенсорные эталоны (размер и цвет).
Проблема: Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового.
Ожидаемый результат:
Дети:
Закрепление представлений о величине (длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, большой – маленький).
Развитие способности группировать предметы по цвету и величине. Совершенствование навыков количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета.
Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Педагоги:
осуществляют инновационную деятельность; реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.
систематизация знаний детей о палочках Д. Кюизенера
Родители: обогащение знаний о палочках Д. Кюизенера
Методы исследования:
- беседы,
- наблюдение;
- поисковая работа (из различных источников информации) ;
- экспериментирование.
Продукт проекта:
Деятельность детей
Создание картотеки дидактических игр «Умные задания» с использованием палочек Кюизенера.
План по реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор иллюстраций по проекту «Волшебные палочки Кюизенера»
Создание предметно пространственной развивающей среды
Изготовление палочек Кюизенера
2. Основной этап:
Проведение совместной деятельности педагога с детьми:
1.«Улица разноцветных палочек»
1. На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.
Игры на ознакомление с дидактическим материалом:
«Возьми в ручку как можно больше палочек» (сначала в правую, а затем в левую).
«Назови цвета брусочков» (перед малышом выкладывается не весь набор, а определённое количество).
«Отыщи такую же палочку» (по цвету либо форме).
«Покажи самую длинную палочку (либо короткую)».
Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.
2.Д/И «О чём говорят палочки»
3. «Построим домик для числа»
4«Какое число живет в вашем доме»
5.выкладывать из палочек на плоскости - дорожки, заборы.
6. Д/и « Выше, ниже»
2. «Вместе весело играть»
1.Сравнение, классификация, обобщение.
Д/И «Зоопарк»
2. Д/И «Цветные коврики»
3. Задания «Построй пирамиду»
4.Игра «гусеничка»-Развитие операций
5. Игра-конструирование «Разноцветные заборы»
Строим дом(конструирование по словесной инструкции)
Дидактические упражнения:
«Продолжи узор». Ребёнку предлагается продолжить узор по образцу (украсить шарфик или полотенце для мамы, соткать красивый коврик котёнку, построить заборчик и т. д.). Для этого он должен понять закономерность в расположении элементов (вначале по цвету или размеру, затем эти свойства комбинируются).
«Построй лесенку для игрушки». Особенность задания в том, что малыши должны выложить объёмную лестницу, располагая брусочки друг над другом. Число деталей может быть любым, главное, чтобы они располагались по длине в убывающем порядке. В постройке конструкции из 10 деталей детям помогает воспитатель.
«Высокая и низкая лесенка». Детям предлагаются карточки с изображениями домиков разной высоты. Рядом с ними нужно построить лестницы из палочек соответствующего размера.
3.Круглый стол «Смекалочка»
1. Дидактическая игра «Угадайте на ощупь»
Цель. Учить детей определять на ощупь числовые значения и цвет палочек. Сравнивать палочки по длине.
2.Упражнения «Выложи из палочек снежинку» учить детей самостоятельно продумывать свою работу. Проявлять творчество, воображение. Развивать мелкую моторику.
3. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки
4. «Построим мостик через речку» Соотнесение по ширине
5«Назови число — найди палочку».
Работа с родителями:
1.Консультация для родителей:
«Как работать с палочками Кюизенера?»
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»,
«Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера».
Беседа: «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома».
2. Анкета для родителей «Нужна ли математика Вашему ребенку?»
Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы дети показали качественные новые результаты в развитии, у них достаточно развита способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение «конструировать» оперировать предметы, знаки, символы.
Полученные результаты подтвердили значимость проведенной работы и эффективность проекта.
Список используемой литературы:
1. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2015.
2. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. – СПб, 2002.
3. Т. А. Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир
4. Интернет ресурсы
Приложение
Картотека дидактических игр и упражнений «Умные задания» с использованием палочек Кюизенера.
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.
6.Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т. п.
7. Раскладываем палочки по цвету, длине.
8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?
9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.
10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»