Просмотр содержимого документа
«Проект в средней группе "Наша Родина"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Долгосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Медвежонок»
Тема: «Родина моя»
Воспитатель: Поляницына Ю.П
с.Бичура 2019г.
ТИП ПРОЕКТА:информационно-творческий.
Вид: долгосрочный
Проблема: слабые знания детей подготовительной группы об истории Бичуры, Бурятии. Не сформированы компетентные способности о нравственности и патриотизме.
Актуальность: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Медвежонок», родители, педагоги ДОУ.
Сроки реализации: с сентября 2017г. по май 2018г.
Цель: совершенствование нравственно-патриотических чувств у детей, на основе создания благоприятных условий при ознакомлении детей с родным краем.
Задачи:
-развитие познавательного интереса к истории и культуре родного края; -Формирование любви к родному селу, республике, на основе ознакомления с природой родного края, её традициями и достопримечательностями.
- Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ. - Воспитывать любовь и чувство патриотизма к родному краю, селу
Методы:
1.Целевые прогулки к памятникам в парк «Победы», экскурсия в музей. 2.Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, зажжение свечей, встреча с участниками войны. 3.Чтение художественной литературы—о защитниках родной земли, Отечества, родного села, Республики. 4.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родине. УМК «Семейский сундучок» 5.Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий,разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего села, республики. 6.Встреча с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами тыла,труда и детьми войны. Участие в мероприятиях «День матери», «День победы», «День защитника Отечества». 7.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов, буклетов. Формы:
• непосредственно образовательная деятельность;
• тематические беседы;
• презентации;
• развлечения, досуги, праздники;
• пополнение развивающей среды,
. выставки детских работ
.Просмотр фотографий, видеоматериалов о родном крае, родном селе Бичура .Экскурсия в детскую библиотеку. .Знакомство с разными профессиями жителей нашего села .Посещение музея. .Разучивание стихов и песен о Родине, знакомство с пословицами и поговорками о Родине. .Составление творческих рассказов. .Чтение и заучивание стихов поэтов нашей республики и родного села .Составление описательных рассказов о достопримечательностях родного села, родного края.
Ожидаемый результат:
- освоение детьми доступных знаний об истории родного края, села
- умение выражать собственное мнение, анализировать.
- расширение знаний детей об известных людях родного села, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях; - расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;
- сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,самовыражение творческих способностей детей; -обогащение знаний детей о культуре родного края; -сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков
-совершентвование нравственно-патриотических чувств у детей.
Этапы реализации проекта:
-подготовительный
-деятельностный
-заключительный
1этап:
1. Познавательные занятия по ознакомлению с родным краем,
8. Музыкальная деятельность: слушание и разучивание бурятских песен,
музыкальное развлечение «Сагаалган», летний праздник «Сурхарбан».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ:
1. Изучение истории, культуры Бурятии.
2. Изготовление альбомов «Моя малая Родина», «Бурятия», «Байкал»,
«Животный мир Бурятии».
3. Пополнение центра «Родина» в группе
4. Составление конспектов занятий по ознакомлению с родным краем: «Что такое Родина?», «Край родной — Бичура», «Улан — Удэ - столица Бурятии», «Знакомство с творчеством бурятского народа», «Что означают наши имена», «Путешествие в природный мир Бурятии, родного села» и т. д.
5. Изготовление дидактических игр по закреплению знаний детей: «О чем рассказала лучина», «Одень куклу в национальный костюм», «Рассели по
местам» (по карте Бурятии).
Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ:
1. Беседы с детьми о селе, в котором живем, о героях — земляках —
защитниках Родины.
2. Пешие прогулки по селу, посещение музея
3. Сбор информации, исторических материалов о родном крае «Наша
копилка».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА:
Викторина «Что мы знаем о родном крае».
2этап.
Планирование работы:
СЕНТЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание альбома о Бичуре -«Моя малая Родина». Заучивание пословиц о Родине, дружбе.
НОД: Художественное творчество тема: «Моя улица», «Моё село родное».
Прогулка. Игры «Горелки», «Иголочка, ниточка и узелок», «Цепи».
Вечер. Рассматривание иллюстраций об осени, чтение стихов поэтов родного села, Бурятии.
2 неделя.
Утро. Беседа на тему: «Край родной Бичурский», УМК «Семейский сундучок»
НОД: Познание тема: «Что такое Родина».
Конструирование: изготовление макета улицы, на которой расположен детский сад.
Прогулка. Игры «Гори - гори ясно», «Гуси - лебеди».
Вечер. Чтение бурятской народной сказки «Храбрый козленок Бабана». Рассматривание бурятского национального костюма и семейского костюма.
3 неделя.
Утро. Рассматривание картин бурятских художников о природе, загадывание загадок о природных явлениях. Дидактическая игра «От какой ветки детка».
НОД: Познание тема: «О том, как трудятся наши мамы и папы».
Прогулка. Экскурсия в библиотеку
Игры «Ручеек», «Краски».
Вечер. Беседа, тема «Моя Бурятия»
4 неделя.
Утро. Рассматривание куклы в национальном русском наряде, русских сарафанов, иллюстраций с изображением старинной русской глиняной посуды. Чтение русских народных сказок.
НОД: Познание тема: «К нам пришла кукла Маша» (в русском национальном костюме).
Экскурсия в музей «Родничок»
Прогулка. Рассматривание березы, беседа о ней. Семейская игра «Горелки».
Вечер. Разучивание хороводной песни «Во поле береза стояла». Рассматривание «бабушкиной» посуды. Дидактическая игра «Отгадай загадку» (о посуде). Вырезание из цветной бумаги силуэтов посуды.
ОКТЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание русских и бурятских народных головных уборов. Заучивание бурятских потешек. Дидактическая игра « Что лишнее?». УМК «Семейский сундучок» раздел «Одежда семейских»
НОД: Познание тема: «Село-город».
Конструирование «Мой родной дом»
Прогулка. Игры «Кто с нами?», «Городки»
Вечер. Дидактическая игра «О чем рассказала лучина». Просмотр мультфильма «О Бурятии».
2 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о празднике Покрова, народных приметах и об
обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок.
НОД: Художественное творчество тема: «Обучение рисованию простого завитка» по мотивам бурятской росписи.
Прогулка. Русские народные игры «Горелки», «Ручеек»
Вечер. Рассматривание русской избы (иллюстрация или макет); чтение русской народной сказки «Хаврошечка».
3 неделя.
Утро. Рассматривание русского народного костюма и беседа о нем. Раскрашивание русских и бурятских головных уборов (из бумаги). Слушание бурятских народных песен.
Прогулка. Игры «Горелки», «Расходитесь», бурятская народная игра «Бабки -лодыжки» (шагай наадан).
Вечер. Слушание русских народных песен. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги). Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.
4 неделя.
Утро. Рассматривание посуды, изготовленной бурятскими мастерами, нагрудных расшитых украшений с бурятским орнаментом. Беседа о символе солнца в бурятском орнаменте.
НОД: Познание тема: «К нам в гости пришла кукла Баярма».
Прогулка. Русские народные игры «Во поле береза стояла», «Гуси — лебеди», бурятская игра «Табун» (хурэг адуун).
Вечер. Рассматривание изделий декоративно - прикладного искусства бурятских мастеров. Дидактическая игра «Чей головной убор?». Беседа о символике белого, желтого цвета в бурятской вышивке.
НОЯБРЬ
1 неделя.
Утро. Раскрашивание орнамента (из бумаги), используемого для украшения русских сарафанов. Дидактическая игра «Гончарное мастерство». Заучивание русских народных потешек, закличек.УМК
НОД: Познание тема: «Беседа о Бурятии».
Прогулка. Игры «Горелки», «Луна и солнце».
Вечер. Просмотр видеозаписи выступления ансамбля «Байкал», беседа о нем. Чтение стихов бурятских поэтов. Заучивание пословиц об одежде.
2 неделя.
Утро. Рассматривание бурятской юрты (иллюстрация или макет). Раскрашивание полотенец (из бумаги) с использованием русских узоров. Заучивание пословиц и поговорок об одежде. Отгадывание бурятских загадок.
Слушание легенды «Красавица Ангара».
Прогулка. Игры «Жучок и паучок», «Краски», «Во сыром бору тропа».
Вечер. Рассматривание русской и бурятской национальной обуви. Дидактические игры «Бурятские промыслы», «Что нужно сапожнику?».
3 неделя.
Утро. Рассматривание посуды, изготовленной русскими и бурятскими мастерами. Разучивание русских пословиц о труде.
Беседа «Народы Бурятии».
НОД: художественное творчество» тема: лепка посуды в народном стиле.
Прогулка. Игры «Расходитесь», «Краски», «Ручеек».
Вечер. Беседа о блюдах бурятской кухни. Заучивание бурятских пословиц о труде.
4 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о русском народном празднике Кузьма -Демьян, об обычаях, обрядах и о народных наблюдениях, связанных с этим праздником.
НОД: Познание тема: «О том, кто работает в сельском хозяйстве».
Рисование по клеточной бумаге «Дорожки счастья».
Прогулка. Игры «Горелки», «Кузнецы», «Подушечка».
ДЕКАБРЬ
1 неделя.
Утро. Сравнение русской избы и бурятской юрты. Загадки о посуде.
Прогулка. Игры «Во поле береза стояла», «Луна и солнце», «А я по лугу».
Вечер. Заучивание русских народных потешек, прибауток.
«Назови правильно» (предметы бурятского быта из дерева, и предметы быта семейских)
2 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, иллюстраций с изображением бурятской деревянной посуды. Заучивание загадок о предметах быта. Сравнивание узоров на русской и бурятской одежде.
Выставка предметов быта в музее детского сада «Родничок». Рассматривание, обсуждение
НОД: Познание тема: Ознакомление с декоративно-прикладным искусством Бурятии.
Обучение рисования двойного завитка «Бараний рог».
Прогулка. Игры «Солнце и луна», «Баба Яга», «Во сыром бору тропа». Вечер. Повторение стихов бурятских поэтов. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению.
3 неделя.
Утро. Беседа о бурятской национальной кухне. Сравнивание символики вышивок на русских и бурятских национальных костюмах. Чтение стихотворений русских поэтов о зиме. Раскрашивание русских сарафанов (из бумаги).
НОД: Художественное творчество тема: лепка «Кукла в семейском костюме».
Познание тема: «Мое родное село Бичура».
Прогулка. Игры «Горелки», «Жучок — паучок», «Ручеек», «Гуси — лебеди». Вечер. Драматизация сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Слушание песен поэтов родного села
НОД: Художественное творчество тема: лепка «Русские барышни».
Познание тема: «Природа моей малой Родины».
Прогулка. Рассматривание и описание березы. Игры «Расходитесь», «Цепи», Вечер. Чтение русской народной сказки «Бычок — смоляной бочок». Слушание бурятских песен различного характера. Заучивание потешек, прибауток. Рассматривание русских и бурятских узоров на ткани.
ЯНВАРЬ
2 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год). Разучивание колядок. Загадывание загадок. НОД: Познание тема: «Улан -Удэ — столица Бурятии».
Лепка «Бурятская посуда».
Прогулка. Игры «Бабка Ежка», Прялица», «Башмачок», «Горшки».
Вечер. Слушание русских частушек. Драматизация сказки «Морозко». Вырезание из бумаги силуэтов русской и бурятской одежды.
3 неделя.
Утро. Рассказ воспитателя о новогодних песнях — «овсенях». Загадывание загадок.
НОД: Художественное творчество тема: «Роспись рождественского сапожка».
Прогулка. Игры «Гуси — лебеди», «Ручеек».
Вечер. Рассматривание русских головных уборов: картуз, кичка, сорока, кокошник, коруна, венец. Беседа о символике цвета в бурятской вышивке. Роспись бумажных силуэтов (головные уборы, рубашки, платья, полотенца).
4 неделя.
Утро. Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Отгадывание загадок про старинные предметы быта. Рассказ о русских гончарах. Дидактическая игра «Старинные предметы быта родного края».
НОД: Познание тема: «Символика родного села Бичуры».
Рисование «Герб села Бичура».
Прогулка. Игры «Расходитесь», «А я по лугу»
Вечер. Лепка из глины посуды русского и бурятского народа. Рассматривание русских рубашек, их орнамента. Слушание русской народной плясовой музыки.
ФЕВРАЛЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание куклы в бурятском народном костюме. Заучивание русских пословиц о труде. Слушание бурятской народной музыки. Беседа «Все о маслянице». Экскурсия в музей библиотеки
Прогулка. Беседа о птицах родного края, как символах в русском народном творчестве. Игры «Во поле береза стояла», «Краски», «Захват знамени».
Вечер. Рисование русских и бурятских орнаментов. Чтение сказки «Морозко».
2 неделя.
Утро. Чтение сказки «Зимовье зверей». Нанесение орнамента на бумажные
силуэты животных — персонажей русской народной сказки.
Вечер. Рассказ воспитателя о традициях и обычаях народов Бурятии, культуре и быте родного села.
Слушание русской народной плясовой музыки. Вырезание из бумаги силуэтов русских платков, шалей, нанесение узоров.
3 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных бурятскими художниками. Отгадывание загадок о предметах быта.
НОД: Познание тема: «Празднование Сагаалгана».
Рисование «Священный огонь Сагаалгана».
Прогулка. Бурятские народные игры «Табун»(хурэг адуун), «Ищем палочку» (модо бэрэрхэ).
Вечер. Рассматривание матрешек. Дидактическая игра «Одень куклу».
4 неделя.
Утро. Рассматривание головных уборов бурятских женщин и девушек. Вырезание силуэтов головных уборов бурят. Прогулка. Бурятские народные игры «Иголка, нитка и узелок» (зун, утахн, зангилаа), «Бабки — лодыжки» (шагай наадан).
Вечер. Беседа о традициях и обычаях праздника Белого месяца в родном селе и республике, рассматривание «Хадага», благопожеланий, написанных на русском и бурятском языках и украшенных орнаментами «бадма сэсэг», «улзы угалзе», «уулэн хээ». Раскрашивание силуэтов по образцам.
МАРТ
1 неделя.
Утро. Чтение бурятской легенды о волшебнице Дангины. Дидактическая игра «Покажи правильно». Повторение потешек и прибауток.
НОД: Познание тема: «О Байкале».
Рисование «Родная природа».
Прогулка. Игры «Краски», «У медведя во бору», «Ворон».
Вечер. Слушание русской народной музыки, беседа о ней.
2 неделя.
Утро. Беседа о Масленице, традициях празднования в родном селе. Заучивание русских народных закличек. Слушание масляничных песен.
НОД: Познание тема: «Край родной бичурский».
Лепка «Русские свистульки».
Прогулка. Игры «Водить козла», «Летят — не летят», Горелки».
Вечер. Рассматривание фотографий празднования «Масленницы» в родном селе Бичура
3 неделя.
Утро. Рассматривание праздничного бурятского костюма и семейского костюма. Раскрашивание силуэтов одежды (из бумаги). Беседа «Головные уборы и обувь бурят и русских в старину».
Вечер. Чтение бурятских сказок о Будамшу, беседа по содержанию. Заучивание бурятских пословиц о дружбе.
4 неделя.
Утро. Рассматривание репродукций с картин, иллюстраций в книгах и чтение произведений о природе. Беседа «Богата и разнообразна наша природа».
НОД: Познание тема: «О профессиях в моем селе».
Рисование «Моя Родина»
Прогулка. Игры «Летят — не летят», «Лапта».
Вечер. Беседа о природе и животном мире родного края
АПРЕЛЬ
1 неделя.
Утро. Рассматривание фотографий воинов ветеранов родного села. Беседа.
НОД: Игра - занятие «Путешествие по родному селу».
Прогулка. Экскурсия в парк «Победы».
Игры «Городки»
Вечер. Рассматривание фотографий достопримечательностей и памятников родного села.
2 неделя.
Рассматривание фотографий «Байкал», беседа о нем.
Слушание бурятской народной сказки «Мышь и верблюд».
НОД: Познание тема: «Все мы дружно живем на бурятской земле».
Аппликация «Государственный флаг Бичурского района»
Прогулка. Беседа «Береза — символ России». Игра «Во поле береза стояла». Вечер. Рассматривание старинной русской обуви из лыка — лаптей. Чтение стихов поэтов Бичуры и Бурятии о весне.
3 неделя.
Утро. Беседа о праздновании Вербного Воскресения и о вербе. Слушание песни «Солнышко».
НОД: Художественное творчество тема: «Рисование ветки вербы».
Прогулка. Игры «Верба - вербочка», «Заря - зарница».
Вечер. Драматизация сказки
4 неделя.
Утро. Беседа о празднике Светлой Пасхи, об обычае обмениваться яйцам, о значении этого действия, о праздновании последнего дня недели – Красной Горки. Повторение русских народных закличек, поговорок. Слушание
праздничного Пасхального колокольного звона.
НОД: Художественное творчество тема: «Роспись пасхальных яиц».
Прогулка. Игры с яйцами, «Прялица», «Солнышко-ведрышко».
Вечер. Знакомство с пасхальными песнями. Рассматривание старинных русских украшений.
МАЙ
1 неделя.
Утро. Рассматривание иллюстраций о природе, картин русских художников о весне. Повторение стихов русских и бурятских поэтов .
НОД: Познание тема: «Беседа о защитниках Родины – о детях-героях войны»
Рисование «Животные нашего леса».
Прогулка. Игры «Пятнашки», «Краски».
Вечер. Беседао тех, кто защищал родной край в годы войны.
2 неделя.
Утро. Рассматривание фотографий памятников Бичуры
Целевая прогулка к памятнику погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Рассказ о празднике Великой Победы.
НОД: Художественное творчество аппликация «Праздничный салют». Прогулка. Игры «Кот и мыши», «У медведя во бору».
Вечер. Рассматривание фотографий «Военная техника России», ветеранов ВОВ Бурятии, родного села.
3 неделя.
Утро. Отгадывание бурятских загадок. Составление узоров из бумаги по мотивам русской вышивки. Повторение русских потешек и закличек. Экскурсия в музей.
Вечер. Беседа о символике герба и флага республики Бурятии, села Бичура.
4 неделя.
Выставка предметов быта.
НОД: Итоговая беседа «Что мы знаем о Бурятии?О родном селе?».
Художественное творчество тема: рисование по замыслу с использованием русских и бурятских узоров.
Вечер. Художественное творчество на тему: «Знаю.Помню.Горжусь»
Приложение 1
Анкета для родителей
Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое - _______________________________________________________________
затрудняюсь ответить.
Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________
Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?____________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!
1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?
2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?
3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?
4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, селу , стране?
5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, селе?
6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?
7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?
- «круглые столы» со специалистами по данной теме;
- совместные экскурсии, походы;
- встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных дошкольников;
- домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны, родного края, республики;
- другое.
Приложение 2.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота» Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного села
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего села.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.