Просмотр содержимого документа
«Проект по волонтерскому движению «Радуга добрых дел»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 3 «ПЕТУШОК» С. КУШНАРЕНКОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КУШНАРЕНКОВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Проект по волонтерскому движению
«Радуга добрых дел»
Разработала: воспитатель
Нургалеева Л.Т.
Кушнаренково 2020
Актуальность.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о развитии волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помочь взрослым и окружающему миру. Волонтерство в дошкольном учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого, маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки; отказаться от чего-то значимого, интересного для себя. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
1.Расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов;
2. Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
3. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
4. Развивать уверенность в себе и своих возможностях.
5. Формировать у детей положительное отношение ко всем людям.
6. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
7. Закреплять знание правил вежливого общения.
8. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
9. Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
Проектная идея:
В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
Ожидаемый результат:
-Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
-Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
-Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
-Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
-У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
-У родителей повысился интерес к жизни группы.
Спроектированная система волонтерского движения в МБДОУ обеспечит повышение профессиональной компетентности педагогических работников.
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организовать самостоятельную деятельность детей, разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ.
Участники проекта:
Дети старшей группы "Капельки", родители (законные представители), воспитатель.
Продолжительность проекта: краткосрочный
Срок реализации проекта:1 месяц
Формы организации проекта:
1. Образовательная деятельность:
Ознакомление с окружающим, конструирование, аппликация, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.
2. Совместная деятельность:
Дидактические игры, беседы, игровые ситуации, разучивание мирилок, физкультминутки, пальчиковые игры.
3. Самостоятельная деятельность:
Трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.
Этапы осуществления проекта
1. Подготовительный этап:
1. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
2. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
3. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
4. Разработка занятий, определение тематики бесед.
7. Подборка материалов для консультаций « »
2 этап. Реализация проекта
1. Физическое развитие.
Физическая культура: комплекс упражнений «Тропинка доброты».
2. Социально-личностное развитие.
Социализация: дидактическая игра «Путешествие по сказкам», «Оцени поступок»; словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии»; сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Спасатели» и др. ; игровая ситуация «Утешаем куклу», «Помогаем другу в беде», «Ищем ласковые слова».
Труд: «Лечим книжки» (ремонт книг), уборка снега на участке у малышей.
Помощь взрослым (бабушкам, дедушкам).
• Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.
• Работа с сюжетными картинками «Правила для добрых детей»
-Работа с тематическим альбомом «Наши эмоции»
-Дидактическая игра «Хорошо – плохо»
-Просмотр мультфильмов о доброте и добрых поступках: «Кот Леопольд», Волшебник изумрудного города «Фунтик», «Крошка енот», «Лунтик» и др.
Консультации для родителей о волонтерском движении.
Беседа для детей "Кто такие волонтеры"
4. Художественно-эстетическое развитие.
Художественное творчество:
Конструирование:
-«Кормушка своми руками».
3-й этап итоговый
Анализ результатов проектной деятельности.
Приложения
Приложение 5
Конструирование в старшей группы на тему: «Кормушки для птиц».
Цель: Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из бросового материала(кефирные коробки). Задачи: Образовательные: Формировать представление детей о зимующих птицах: их внешнем виде, питании, особенностях обитания в зимних условиях. Развивающие: Способствовать развитию интереса к животному миру. Расширять и активизировать речевой запас детей. Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, поощрять желание заботиться о пернатых. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Предварительная работа: Наблюдения за птицами на прогулке; Беседы: «Синички-невелички», «Наши пернатые друзья»; Чтение художественной литературы: М.Горький «Воробьишко», С.Маршак «Где обедал воробей?», Г.Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Холодно, в лесу голодно», А. Яшина “Покормите птиц зимой”. Лепка на тему: «Наши пернатые друзья». Разучивание пословиц о птицах. Материал и оборудование: аудио запись альбома А.Вивальди «Зима», презентация «Зимний лес», презентация «Зимующие птицы», обручи трех цветов, картинки — схемы на дифференциацию на перелетных, зимующих, и кочующих птиц, карандаши, ножницы, бросовый материал (коробки из-под сока, кефира), нитки. Ход НОД: 1. Организационный момент: Звучит аудио запись альбома А.Вивальди «Зима» ( воспитатель включает презентацию «Зимний лес»).
Воспитатель:-Что вы представляли себе , когда слушали музыку. 2. Беседа по теме: 1) постановка проблемной ситуации: «Почему не слышно пение птиц?» Воспитатель: -Ребята, сегодня я приглашаю отправиться в зимний лес. Посмотрите на деревья вокруг: на зеленых лапах ели и сосны лежат белые шапки снега, а вокруг тишина. Не слышно ничего. Почему так тихо? Птицы удивительные существа. -Скажите, пожалуйста какие птицы живут зимой в лесу? - Какие птицы живут рядом с человеком в городе? -Какие птицы прилетают к нам с наступлением зимы?
3. Дидактическая игра «Не ошибись» (На столе разложеныо бручи трех цветов) Воспитатель:-Птицы бывают перелетные, кочующие, зимующие. Разложите птиц : в синий обруч - зимующих птиц, в желтый обруч — перелетных птиц, в зеленый обруч - кочующих птиц.
4. Дидактическая игра «Угадай кто?» Воспитатель: -Про кого можно сказать? -Хитрая, ловкая, находчивая...(ворона) -Желтогрудая, ловкая...(синица) -Смелый, неунывающий...(воробей) -Упорный, пестрый ...(дятел) -Хищная, большеголовая, бесшумная...(сова) -Красногрудый, бойкий...(снегирь) -Яркие, веселые, дружные...(свиристели)
5.Загадки: Воспитатель: -Отгадайте мои загадки: 1) Чернокрылый, красногрудый и зимой найдет приют. Не боится он простуды, с первым снегом, тут как тут! (Снегирь) 2) Что за птица мороза не боится, хоть снега лежат везде у нее птенцы в гнезде? ( Клест) 3) Ем букашек, червячков, зимовать не улетаю. Под карнизомобитаю, в серой шубке перовой и в морозы я герой. (Воробей) 4) Кто в беретке ярко — красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит! (Дятел) 5) Северные гости клюют рябины грозди, так нарядны и ярки на головках хохолки? (Свиристели). 6) Днем спит, ночью летает, птиц в лесу пугает? (Сова) -Почему птицы боятся сову? -Что помогает сове охотиться в ночное время? 8. Игра «Четвертый лишний»: Воспитатель:- Назовите, что здесь лишнее: синица, скворец, сорока, голубь; дятел, синица, воробей, петух; сорока, синица, снигирь, воробей; воробей, синица, ворона, сова.
9. Пословицы: Воспитатель:-Какие пословицы про птиц вы знаете? «Соловей с вороной в лесу живут, да по-разному свои песни поют», «Где птица ни летает, а своё гнездо знает», «Большой птице большое гнездо нужно», «Всякая ласточка свое гнездо хвалит», «Всякая птица к своей стае летит». 10. Физкультминутка: Подвижная игра «Сова» ( 2раза).
11. Рассказ воспитателя на тему: «Кто чем питается» Воспитатель: -Ребята, как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? -Скажите, чем питаются птицы летом? (насекомыми) -А зимой? -Трудно им? - Конечно, тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от голода, и поэтому приближаются к жилищам людей. Мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений: конопли, подсолнуха, дыни. тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленного сала. 12. Пальчиковая гимнастика: Воспитатель: -Ребята, надо размять пальцы. Я решил ворон считать: (Дети попеременно ударяют кулак о кулак и Раз, два, три, четыре, пять. ладонь о ладонь) Шесть-ворона на столбе, Семь- ворона на трубе, Восемь-села на плакат, Девять кормит воронят... Ну а десять -это галка. Вот и кончилась считалка! (Сжимают и разжимают пальчики)
12. Конструирование из бросового материала ( коробки из-под сока, кефира)
Воспитатель: -У вас на столе лежат коробки. Из них мы будем делать кормушки. -Для чего нужны нитки? (чтобы завязать петельку). -Обращайтесь с ножницами аккуратно! -Для чего нужно вырезать отверстие! (чтобы птички попали во внутрь кормушки). 12.Итог: Воспитатель: -Молодцы! Все справились. Посмотрите, сколько кормушек. Сейчас мы пойдем на прогулку и развесим наши кормушки. На прогулке ребенок читает стихотворение Т. Кулаковой «Кормушка» Прилетели птички к нам зимой во двор, Заводили птички с нами разговор. Воробей чирикал, зернышки искал, Каркала ворона, голубь ворковал, Тинькала синица, и снегирь свистел, Свиристельна ветке тоже песню пел. Голодно зимою нашим бедным птицам, Мало зерен, крошек, трудно прокормиться. Мы кормушку смастерили. На березе прикрепили, Чтоб зимующие птицы легче зиму пережили.
Приложение 6
Беседа с детьми на тему: «Кто такие волонтеры?»
Цель: сформировать у несовершеннолетних представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.
Задачи:
познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
Ход беседы
Воспитатель: Добрый день, дети. Тема нашей беседы сегодня звучит «Кто такие волонтеры?».
Сегодня мы с вами поговорим о волонтерах, какую помощь приносят волонтеры в нашей жизни. Узнаем о примерах необычайного бескорыстия и доброты отдельных людей, которые вызывают большое уважение и являются примером подражания в нашей жизни.
Давайте с вами попробуем разобраться, кто же такой волонтер, для начала выясним, что же такое благотворительность. Благотворительность - это действия и поступки, безвозмездные. А кого можно назвать благотворителем? Благотворитель – это тот, кто занимается благотворительностью. А теперь мы познакомимся с термином «волонтер».
Волонтёр— человек, который бескорыстно помогает людям, животным, помогает сажать деревья, помогает в уборке нашего с вами города, и всегда готов прийти на помощь, тем кто в ней нуждается. Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).
Приложение 7
Консультация для родителей "2018. Год добровольца (волонтера) в России"
2018 год в Российской Федерации объявлен Годом добровольца (волонтера) (Указ Президента РФ о проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера).
Президент России Владимир Путин объявил 2018 год в РФ Годом добровольца и волонтера. Глава государства отметил, что 2018-й станет годом «всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России». По его мнению, примеров гражданского участия и солидарности становится больше с каждым годом. Путин подчеркнул, что волонтерское и добровольческое движение объединило людей разного возраста и профессий, которые стремятся делать добро, «быть там, где нужны их знания, опыт, участие и бескорыстная помощь». Также, в конце ноября президент России подписал указ об учреждении Дня добровольца, который будут отмечать 5 декабря.
Волонтерство – это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповедания в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Волонтёры в дошкольном учреждении это, во-первых, дети - старшие дошкольники, которые прошли подготовку. Во – вторых это активные творческие педагоги образовательного учреждения.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОО способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Приложение 8
Стихи о доброте
Скажите, сколько в сердце доброты? Откуда же оно ее черпает? И как среди бегущей суеты, Оно так много и легко прощает? И почему тревожится всегда, Когда кому-то очень-очень больно? Всегда есть наготове доброта. Ее так много, что для всех довольно. Я поняла, что доброта, как кровь: Чем больше отдаешь, тем больше будет. У доброты подруга есть – любовь. Дарите доброты побольше, люди!
***
Доброта, доброта, Доброта вам не малость, В доброте есть любовь, И, конечно, есть жалость!
Пусть все люди на свете Очень любят друг друга, Пусть не встанут меж ними, Холода, злые вьюги!
Доброту вы дарите, От души и спонтанно, И пусть этот поступок Не покажется странн
*** Дарите людям доброту, Заботу и любовь, И пониманье и мечту – Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет И никогда не будет, Ответный сердца тёплый свет Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя, Удачливее станет, Когда потоком на тебя Волна любви нагрянет! Дарите людям доброту… (Зоя Буцаева)
Потерян смысл слова доброта, Ведь нынче с целью все поступки. «Да, друг, я помогу тебе сполна… А ты мне сделаешь уступки.»
Чтоб взять другого доброту, Эх, надо быть богатым мне. За помощь человека хоть одну, Отдашь, как минимум ты две.
О, да, напуган ею я серьёзно. Ведь в наше время доброта, От всех исходит молниеносно, А искренья она, лишь иногда.
Навязчиво так все суют её, Не думая — нужна она тебе. Но зная, что теперь своё, Они возьмут с тебя вполне.
Доброта
Если друг твой в словесном споре Мог обиду тебе нанести, Это горько, но это не горе, Ты потом ему все же прости.
В жизни всякое может случиться. И, коль дружба у вас крепка, Из-за глупого пустяка Ты не дай ей зазря разбиться.
Если ты с любимою в ссоре, А тоска по ней горяча, Это тоже еще не горе, Не спеши, не руби сплеча.
Пусть не ты явился причиной Той размолвки и резких слов, Встань над ссорою, будь мужчиной! Это все же твоя любовь!
В жизни всякое может случиться. И коль ваша любовь крепка, Из-за глупого пустяка Ты не должен ей дать разбиться.
И, чтоб после себя не корить В том, что сделал кому-то больно, Лучше добрым на свете быть, Злого в мире и так довольно.
Но в одном лишь не отступай: На разрыв иди, на разлуку, Только подлости не прощай И предательства не прощай Никому: ни любимой, ни другу! (Асадов Эдуард)