Просмотр содержимого документа
«Проект "неофициальные символы России"»
Проект в старшей – подготовительной к школе группе
«Неофициальные символы России».
Подготовила воспитатель Бородина Т.Г.
Проект в старшей- подготовительной к школе группе «Неофициальные символы России»
Паспорт проекта
1. Тема: «Неофициальные символы России»
2. Тип проекта: познавательно-исследовательский
3. Характер проекта: творческий
4. По характеру контактов: дети старшей-подготовительной к школе группы МБДУ детский сад №24 «Золотая рыбка», педагоги, родители воспитанников.
5. По характеру участников: групповой
6. По продолжительности: краткосрочный (с20 янвая по 10 февраля)
7. Предмет исследования: неофициальные символы России
Авторы проекта: воспитатель первой квалификационной категории Бородина Т.Г.
Аннотация:
Проект разработан для работы с детьми старшей- подготовительной к школе группы, и представляет мероприятия по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому нашего государства, привлечение родителей к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к её историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Актуальность:
В современном обществе актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. В последние годы в нашей стране произошли большиеперемены: традиционные духовные ценности и идеалы заменили идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. Патриотические идеалы утратили социальную значимость. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности поколений. Воспитание гордости за своё Отечество и любви к Родине – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом…» (Д. С. Лихачев). О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, так, как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно, знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением относиться к культурным традициям других народов. Всё это определило выбор темы данного проекта.
Цель:
Формировать у детей подготовительной к школе группы, представление о важнейших нравственных ценностях российского народа через ознакомление с негосударственной символикой России.
Задачи:
Познакомить детей с неофициальными символами России;
Воспитывать патриотические чувства, уважение к своей стране с ее традициями и культурой;
Формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины;
Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
Развивать творческие способности детей, воображение.
Предполагаемые результаты:
У дошкольников сформированы представления о неофициальных символах России (матрешка, балалайка, береза, валенки, самовар и т. д.)
Обогащение предметно – развивающей среды группы по нравственно – патриотическому развитию детей (мини музей, альбом с описанием неофициальных символов России, вернисаж детских творческих работ по теме)
Этапы проекта:
Подготовительный
-составление плана работы, конспектов занятий, бесед
-подбор иллюстративного материала о неофициальных символах России
-подбор художественной и познавательной литературы.
-обогащение РППС
Практический
Постановка проблемы.
Маршрут исследования.
Беседы, рассказы воспитателя.
Дидактические игры.
Ознакомление с художественной и познавательной литературой.
Игровые ситуации, ситуации общения и самостоятельная деятельность.
вернисаж детских творческих работ «Неофициальные символы России»
Реализация проекта.
Подготовительный этап
Чтение книг: Т. Коти «Моя первая книга о России»;
А. Афанасьев «Народные русские сказки»;
В. Соловьев «Золотая книга Русской культуры»;
Чтение русских народных сказок, былин;
Рассматривание иллюстраций, фотографий
(Беседы: «Поэзия народного костюма», «Из истории мужской и женской одежды» и рассматривание кукол в русских национальных костюмах);
Проведение тематических бесед
Оформление выставки рисунков, по теме «Родные символы»;
Разучивание песен, стихов, хороводных игр
Подбор информации педагогами по теме: «Неофициальные символы России»
Основной этап
1. Повторение государственных символов России.
2. Беседы социального педагога (о Родине, её природе, городах (городах«Золотого кольца», о государственных праздниках, о народах, живущих на территории России, о великих русских полководцах):«Береза – символ России»,«Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома», «Русская матрешка», «Быт и основные занятия русских людей», «Русский самовар и чаепитие на Руси»,«Русская тройка», «Великие соотечественники», «Заповедники России»,«Великие города Росии»
3. Художественное творчество «Неофициальные символы России».
4. Разучивание стихов о символах России.
5. Создание мини – музея «Неофициальные символы России»
6. Презентация экспонатов музея детьми
6.1. Береза. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Береза является символом России. В ней отразилась душа народа, его мудрость, история и традиции. Россию называют краем белоствольных берез. Береза вдохновляла русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений. А уж, сколько
песен о ней спето!
На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка
Символ Родины моей.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками.
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую. (А. Прокофьев)
6.2. Матрешка - символ России, загадочной русской души. Самый популярный национальный сувенир.
Матрешка
Покорил весь божий мир
Самый русский сувенир.
И в полметра, и с ладошку,
Кукла яркая матрешка.
Наша кукла непростая,
Наша кукла составная.
Ловко прячутся друг в дружке
Деревянные подружки.
Раскрывай и посмотри,
Сколько спряталось внутри! (И. Агеева)
6.3. Балалайка. Часто страны или даже целые континенты ассоциируются у нас с определёнными музыкальными инструментами. Мы говорим Африка, и тут же перед нами встают огромные барабаны. Вспоминаем Испанию, и перед нашими глазами возникает гитара. А каков же, по мнению большинства, музыкальный символ России? Много лет назад балалайка была самым распространенным музыкальным инструментом на Руси. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у народа, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.
Балалайка
Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой
Узнаю его в момент
Самый русский инструмент (И. Агеева)
6.4. Медведь - еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Он не просто силен, а могуч, коварен и лют. Медведь - символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой - в их умении постоять за себя.
Медведь
Он хозяин леса строгий,
Кабинет его в берлоге.
Среди хищников – зверей
Всех заметней и сильней.
Он Топтыгин, он и Мишка
На страницах в детских книжках.
Он и в сказочных лесах,
И в картинках на гербах.
Грозным рыком наделен,
Символ русской мощи он.
Пусть медлителен на вид,
вмиг врагов всех победит.
Всем совет: не лезь в берлогу,
Медвежат – детей не трогай!
Будьте добрыми соседи,
Не страшны тогда медведи. (И. Агеева)
6.5. Валенки - уникальная обувь без швов, самая дешевая, самая теплая и самая русская зимняя обувь. В трескучие морозы без них не обойтись. Сегодня валенки не просто удобная и незаменимая обувь.
Валенки
Для больших и маленьких
Есть обувка – валенки:
Чтоб по снегу мы гуляли
Их из шерсти нам сваляли.
Не страшны теперь угрозы
И сибирского мороза.
Он пускай себе трещит,
Войлок ноги защитит.
Русский валяный сапог
Победить века все смог.
У него есть свой музей –
Сам сходи, своди друзей!
(музей валенка в Москве (И. Агеева)
6.6. Ромашка – самое распространенное растение в России, она всегда сопутствовала русскому человеку. С ромашкой ассоциируются чистота, юность и любовь. 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, символом, которого является ромашка. Этот цветок – нежный символ природной красоты нашей необъятной Родины.
Ромашка
В целом мире нет цветка красивей,
Нет его нежнее и родней.
Стала символом она России,
Как береза. Что сравнится с ней?.
Смотрит удивленно и смущенно
Скромный и застенчивый цветок,
на любовь гадает для девчонок
Пчелам щедро дарит свой медок.
На лугах ромашковых России,
На просторах Родины моей
Нет цветов полезней и красивей
И милей ее! Спасибо ей! (И. Агеева)
6.7. Шапка-ушанка –символ России, отображающий суровость зим в нашей стране. Она спасает от морозов. Получила свое название из-за наличия отложных«ушей», в поднятом виде связанных на макушке. При необходимости «уши»опускаются вниз, защищая от холода и ветра уши, щеки и подбородок человека, носящего ушанку.
Ушанка
Русский морозец, известно – силен,
За уши щиплет, кусает.
Шапка ушанка – наш русский фасон –
Уши и лоб защищает.
Теплая шапка всем в холод нужна:
Дедушке, папе и брату.
Ну, а с кокардою станет она
Зимнею формой солдата. (И. Агеева)
6.8. Самовар. Когда слышишь о традиционном русском чаепитие, невольно представляешь себе пузатый медный самовар. Представьте себе снежную холодную русскую зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение. Пузатому самовару посвящено немало пословиц, поговорок в русском фольклоре, о нем пели в песнях, он становится участником сказок. Красочные чаепития из самовара описывают известные русские
писатели и поэты. Ни одно народное гулянье не обходится без горячего самовара. Именно самовар - стал символом гостеприимного дома.
Самовар
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, хрупкий, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку! (М. Пляцковский)
Работа с родителями:
Родители являлись непосредственными участниками и помощниками на протяжении всего проекта: собирали материал, оформляли пособия, являлись спонсорами, готовили детей к презентации экспонатов музея по теме проекта, мастерили с детьми различные поделки, принимали активное участие в создании мини музея и т. д.
Заключение:
Дети приобрели новые знания о неофициальных символах России,традициях нашей страны.
В процессе реализации проекта дошкольники познакомились с историей возникновения неофициальных символов и их значением, поделились полученными знаниями с товарищами (в процессе презентации экспонатов музея).
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Обогащение альбомом «Неофициальные символы России», мини музеем «Символы России»
Благодаря проделанной работе, наши дети могут рассказать много интересного о неофициальных символах России.
Используемая литература:
О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,С-П Издательство «Д-П», 2008; Н. Г. Зеленая, Л. Е. Осипова«Мы живем в России»,Москва, 2010; Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова«Дошкольникам о Москве и родной стране», Москва, 2010; Интернет ресурсы