Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает на организм ребенка прекрасное оздоровительное действие.
Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника.
Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по физической культуре зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.
Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру.
Именно игра является ведущим видом деятельности малыша.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Игровой метод обучению плаванию"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 10»
ПРОЕКТ
«ИГРОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ»
Разработчик:
инструктор по плаванию
Капралов П. А.
Саранск 2024
Актуальность:
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает на организм ребенка прекрасное оздоровительное действие.
Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника.
Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по физической культуре зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.
Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру.
Именно игра является ведущим видом деятельности малыша.
Играя, у ребенка пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс ознакомления детей со свойствами воды. Для детей дошкольного возраста, именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром. Игры способствуют стимуляции интереса детей к занятиям плаванием. С помощью игр происходит овладение способами и приемами двигательной деятельности, что также является значимым и необходимым. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения.
Требования, предъявляемые к проведению игр в воде:
Игры следует проводить таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.
Игры подбирают в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей.
В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.
В игре должны активно участвовать все занимающиеся.
Игра должна служить средством эмоционального воздействия.
В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования психической и физической нагрузки.
В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники плавания.
В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.
Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила задачи, место проведения, инвентарь и т.д.
При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.
Результаты игры должны обязательно объясняться всем участникам.
Обеспечение безопасности игр на воде.
Для предупреждения несчастных случаев и травм занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
1. Проводить игры в бассейне, отвечающем всем требованиям безопасности и гигиены.
2. Поддерживать на занятиях строгую дисциплину.
3. Допускать детей к занятиям только с разрешения врача.
4. Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости,
только с разрешения преподавателя.
5. Не проводить игры с группами, превышающими 10–12 человек.
6. Проводить поименную перекличку детей до входа в воду и после
выхода из воды.
7.Обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятиях.
Ведущим направлением работы является:
сохранение и укрепление здоровья детей;
улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей;
формирование у родителей, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Перспективы самообразовательной деятельности:
ориентирование в новой литературе;
умение разбираться в изучаемой проблеме;
методические рекомендации по организации деятельности, направленной на развитие у детей способностей к плаванию;
ознакомление с основными видами плавания детей дошкольного возраста;
фотоприложения.
Необходимое условие педагогической успешности в работе с детьми младшего дошкольного возраста – поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обучения. Мы стремимся к тому, чтобы все игровые упражнения и игры на воде доставляли детям удовольствие и радость. Например, при обучении детей пусканию пузырей в воде, мы предлагаем вспомнить, как кипит вода. В ходе обсуждения выясняется, что вода бурлит, «горячится», пузырится. Взрослый выразительно показывает, как все это происходит, а дети отображают веселое и выразительное поведение взрослого. Инструктор говорит, у кого лучше всего получилось. Для этого широко практикуется поощрение, которое ведет не только к заметному улучшению результатов, но и способствует росту уверенности ребенка в собственных силах и формирует волевые качества личности.
Занятия в средней группе направить на приобретение умений и навыков, обеспечивающих чувство надежности в воде. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить).
При обучении дошкольников плаванию мы используем самые разнообразные формы организации работы с детьми:
игровые упражнения,
игры-забавы,
сюжетные и бессюжетные игры.
Выбирая игры и методические приемы, мы учитываем возраст, количество детей, в группе, физическую подготовленность и степень овладения каждым навыком движения. Движения очень простые, доступные или уже известные детям.
Большое значение при организации занятий имеет подготовка материала и оборудование среды. На занятиях для малышей мы применяем удобные шапочки и маски, различные игрушки (плавающие и тонущие), которые помогают войти в образ и обеспечивают эмоциональный подъем, способствуя преодолению боязни воды. Используем игры и упражнения разного содержания с разными заданиями: игры и упражнения на сопротивление воды, на погружение с головой, на выработку правильного дыхания, на развитие умения скольжения по воде, игры на открывание глаз в воде, с прыжками, мячом.
Материалы для методической копилки педагогов:
- Информационный материал для специалистов ДОУ, начинающих обучение детей плаванию с азов.
- Информация для родителей и инструкторов по обучению плаванию дошкольников по формированию навыков правильного дыхания.
- План-конспект занятия по плаванию во всех возрастных группах детского сада.
- Подборка практических материалов «Игры на воде».
План самообразования:
Изучение литературы
Телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях.
Составление списка литературы.
Повышения квалификации через ознакомление с семинарами и конференциями, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом.
Создание картотеки игр.
Ресурсы проекта
- Перспективный план занятий с детьми
- Диагностика имеющихся у детей плавательных умений (стартовая и итоговая) .
- Конспекты занятий, спортивных развлечений;
- Подборки упражнений на целенаправленное развитие быстроты и общей выносливости.
Предполагаемые продукты проекта
- Модель образовательного пространства ДОУ, обеспечивающая успешную реализацию подхода к совершенствованию двигательных умений и навыков детей в процессе обучения плаванию.
- План работы с родителями;
- План работы с педагогами;
- Конспекты занятий по плаванию и спортивных развлечений на воде.
Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде.
Литература:
1. А.А.Чеменева, Т.В. Столмакова. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. — Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2011.
2. Т.И.Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л.Богина. Обучение плаванию в детском саду. — М .: Просвещение, 1991.
3. Е.К. Воронова. Программа обучения плаванию в детском саду. — Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003.