Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Белые журавли"»
Проект «Белые журавли»
подготовительная группа
Тип проекта – информационно-практико-ориентированный
По виду деятельности – творческий
По продолжительности – краткосрочный
По форме реализации – групповой
Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Срок реализации проекта: 16.10.2023 г. – 23.10.2023 г.
Актуальность проекта:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Воспитание патриота начинается в дошкольном возрасте. Как писал В. А. Сухомлинский: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины».
22 октября – День «Белых Журавлей». Этот значимый день известен не только по всей России, но и далеко за их пределами. Великий праздник посвящен памяти солдат, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны, и захороненных в братских могилах. Великая Отечественная война – это не последняя война, о которой можно вспоминать. С 2022 года, наши солдаты выполняют свой долг, проявляют мужество и героизм в ходе специальной военной операции.
В день праздника «Белых Журавлей», наш высокий нравственный долг – сохранить память о подвиге каждого, кто погиб на полях сражений, кто погиб от вражеских рук в ходе СВО. Они стояли на защите интересов Родины, исполняя приказы и защищая мирное население. Поэтому мы считаем, что поставленные нами задачи в ходе реализации проекта, помогут решить актуальную проблему гражданской памяти подрастающего поколения.
Проблема: уровень знаний о прошлом своей страны, о ее истории не соответствует возрасту.
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи:
• прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим;
• воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, их труду;
• расширять знания о малой Родине;
• расширять представления о национальной культуре дагестанского народа, о народном прикладном искусстве;
• закреплять знания о государственных праздниках России и о народных праздниках Дагестана;
• закрепить знания о государственной символике РФ и РД;
• воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
• познакомить с историческими фактами военных лет;
• продолжать знакомить с произведениями художественной литературы и музыки об истории России, о Великой Отечественной войне;
• продолжать учить детей читать стихи громко и выразительно;
• обогащать и развивать словарный запас детей;
• расширять предметно-развивающую среду группы.
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей и родителей;
• Разучивание стихов и песен о войне;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектныхмероприятий (иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи военных песен, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения сюжетно – ролевых и подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Разучивание стихов о войне;
• Изготовление стенгазеты «Помним! Гордимся!»
• Памятка и буклеты: «Помните! Через века, через года… Помните!»;
• Папка-передвижка: День «Белых Журавлей».
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание песни Р. Гамзатова «Журавли»;
• Чтение художественных произведений по теме
• Разучивание танца «Белые журавли»
• Прослушивание музыкальных композиций.
• Просмотр презентации «Чтобы помнили!»
Заключительный:
• Оформление стенгазеты «Помним! Гордимся!»;
• Итоговое мероприятие «День «Белых Журавлей»»
Взаимодействие с родителями:
Консультации, памятки: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»; «День Победы»; «Как рассказать ребенку о Дне Белых Журавлей?».
Ожидаемый результат:
Дети:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, о родно крае.
Расширение представлений детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Расширение представлений о героях своей семьи;
Формирование внимательного и уважительного отношения у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь.
Расширение представлений о военных профессиях, о родах войск, военной технике.
Педагоги накопление материала:
Создание развивающей предметно–пространственной среды по теме проекта.
Родители:
Повышение компетентности в вопросах патриотического воспитания детей.
Повышение уровня развития психолого – педагогической компетенции, активизация их позиции и более тесное взаимодействие с педагогами и детьми.
Тематическое планирование
Понедельник
Беседа «Как появился праздник Белых журавлей
Лепка из солёного теста «Журавли»
Разучивание песни «Журавли» Р. Гамзатова
Дидактические игры: «Назови символы России и Дагестана»; «Кто в какой стране живет?»
Чтение пословиц о Родине: «Тот герой, кто за Родину горой»; «Нет в мире краше
Родины нашей»; «На чужой стороне Родина милей вдвойне»; «Жить – Родине служить»; «Человек без Родины, что соловей без песни».
Подвижная игра «Встречные перебежки»;
Заучивание стихов: В. Степанов «Необъятная страна», С. Есенин «Береза».
Дидактические игры: «Найди и покажи флаг России»; «Найди и покажи герб России»; «Назови города Дагестана»; «Народы нашей страны».
Подвижная игра «Будь внимательным»;
Пятница
Слушание песни «Приезжайте в Дагестан!», «Россия» (сл. и муз. О. Газманова).
Просмотр танцевальных композиций «Белые Журавли»
Дагестанская народная игра «Эй, джигит!»
Чтение сказки С. Эмиров «Солнечный лучик»
Беседы: Что мы узнали о празднике «День Белых Журавлей»
Вывод: в ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории города, его символике и достопримечательностях, пополнили знания о своей стране.
Проект рассчитан также на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Литература:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
Амирова С.А., Исмаилова У.А. «Салам алейкум» - Махачкалала: ООО «НИИ педагогики», 2016 г.
А.В. Гришина «Дагестанские народные праздники в детском саду»- Махачкала 2021 г.
Идрисова З.И. «Подвижные игры народов Дагестана» - Махачкала, 2014 г.
Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа). Пособие для воспитателей ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
Иванова Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. Пособие для воспитателей ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.