Проект «Азбука пожарной безопасности» (средняя группа)
Проект «Азбука пожарной безопасности» (средняя группа)
Актуальность проекта.
Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары.
Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей, из них дошкольники).
Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей.
Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков самосохранения.
Отсутствие целенаправленной, спланированной работы по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект «Азбука пожарной безопасности» (средняя группа)»
Проект «Азбука пожарной безопасности» (средняя группа)
Актуальность проекта.
Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары.
Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей, из них дошкольники).
Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей.
Отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков самосохранения.
Отсутствие целенаправленной, спланированной работы по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьей.
Проблема:
Несформированность у детей четкого понимания скрытой опасности огня, игры со спичками, взрывоопасными и легковоспламеняющимися предметами.
Педагоги ДОУ, воспитатели и дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Цель:
• Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности;
• Обучить умениям и навыкам, необходимые для действия в экстремальных ситуациях
Задачи:
• Систематизировать знания детей об электрических приборах, используемых в быту (назначения, правила пользования)
• Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, объяснять, чем опасен огонь, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
• Познакомить с правилами поведения при пожаре и со средствами пожаротушения.
• Уточнить знания детей о профессии пожарного.
• Воспитывать у детей уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем.
• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Предполагаемый результат проекта:
• Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
• Расширение кругозора детей, словарного запаса.
• Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности.
• Изменение отношения родителей к данной теме.
Подведение итогов проекта:
• Продуктивная деятельность рисование «пожар».
• Папка- передвижка для детей и родителей по пожарной безопасности, буклеты по пожарной безопасности.
• Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
• Драматизация сказки «Кошкин дом».
•Встреча с интересным человеком: «Профессия – диспетчер пожарной охраны».
• Оформление уголка пожарной безопасности в группе.
Этапы проекта:
Первый этап: целеполагание.
Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. За последние годы значительно увеличилось число пожаров, произошедших по вине человека. Часто причина пожара – детская шалость. К сожалению родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно: разрешают детям играть огнеопасными предметами, в частности зажигалка – привычная игрушка для них. Чтобы изменить отношения к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе правильно воспитывать детей. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст – самый благоприятный для формирования надлежащих правил и выработки культуры пожаробезопасного поведения. Дать детям начальные знания по пожарной безопасности.
Второй этап: разработка проекта.
• Довести до участников проекта важность данной проблемы.
• Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, сюжетные картинки и иллюстрации по теме.
• Подготовить творческие работы для выставки.
• Изготовление дидактических игр.
• Составить план работы по реализации проекта.
Третий этап: выполнение проекта
Познавательное развитие
ООД: «Пожарная безопасность в природе»,
«Огонь- друг и враг человека»;
опытно-экспериментальная деятельность «Опыт со свечой», «что горит?»; решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг»,
«В доме зажгли бенгальские огни»;
беседы: «Люди героической профессии».
«Кто может готовить на плите»,
«Кто пользуется бытовыми приборами».
Встреча с интересным человеком:
«Профессия – диспетчер пожарной охраны» Февраль
Речевое развитие
Составление творческих рассказов: «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»; рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь»;
конкурс стихов на тему: «Спички детям не игрушка».
Январь
Ознакомление с художественной литературой Выставка «Писатели о пожаре»; загадки о пожаре;Чтение: С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница».
Т, Фетисов «Куда спешат пожарные машины» Октябрь-Март
Игровая деятельность Дидактические игры: «Что необходимо пожарному», «Горит – не горит», «Хорошо – плохо»,
Театрализованная деятельность Драматизация сказки «Кошкин дом»
Февраль
Изобразительное искусство Рисование на тему: «Эта спичка – невеличка», «Пожар», аппликация «Пожарные машины» Январь-Март
Двигательная активность Подвижные игры: «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «На пожар», «Смелые пожарные», «Верхний этаж» Октябрь-Март
Работа с родителями
Анкетирование родителей по теме проекта;
конкурс детско – родительского рисунка «Пожар».
Папка-передвижка «Пожарная безопасность». Октябрь
Четвертый этап: заключительный
• Показательная драматизация сказки «Кошкин дом».
• Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
• Выставка рисунков на тему «Пожар».
Список литературы:
• И. В. Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».
• И. Л. Саво «Пожарная безопасность в детском саду».
• Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности».
• Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность».
• М. С. Коган «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!»
• Комплект «Пожарная безопасность» беседы с ребенком.
Приложение 1
Анкета для родителей
• Фамилия, имя, отчество; возраст ребенка.
___
• Оставляете ли вы своего ребенка без присмотра дома?
___
• Если да, то чем он в это время занимается?
___
• Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы? Где они хранятся?
___
• Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх?
___
• Какую работу проводите дома по профилактике пожарной безопасности?
___
• Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад по профилактике пожарной безопасности?
___
Приложение 2
Конспект ООД «Пожарная безопасность в природе».
Цель: формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: иллюстрации с изображением лесных пожаров, пепелищ; предметы бытовой химии (баллончик с лаком, пластиковые бутылки).
Ход:
Воспитатель: Ребята, отгадайте, о каком помощнике говорится в загадке? На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек,
Для похода он хорош.
Да с собой не понесешь. (костер)
Воспитатель: Костры согревали наших предков, помогали готовить еду, защищали от врагов. И сегодня мы также любим посидеть в лесу или на берегу речки у костра, посмотреть на языки пламени, помечтать. Кто из вас разжигал костер? Как вы это делали? (ответы детей)
Но не надо забывать, если его не сторожить, может принести беду. Все видели по телевизору, как горят леса, огонь уничтожает все живое – и маленьких птенчиков в гнездах, и ушастых зайчишек, и насекомых.
Конечно, пожар сам по себе не возникает. Каждый раз они вспыхивают лишь тогда, когда по нашему недосмотру на свет вырывается «злой огненный джин». Кто-то обронил в лесу спичку или не погасил разведенный костер, и злой джин тут как тут. Вначале маленький, тлеющий, но потом разрастается до огненной стены во все небо. (показ иллюстраций о лесных пожарах)
Мы вчера ходили в лес,
Ну а ночью он исчез.
Так от нашего костра
Целый лес сгорел дотла!
Сейчас я загадаю вам загадки, если отгадаете, то узнаете, какие «слуги» костра могут стать причиной пожаров:
Я мала, да зла, чуть-чуть свечу,
Иногда так упаду, что много горя принесу. (искра)
В воду идет красный,
А из воды – черный. (уголь)
Костер – это всегда опасность для леса, но это опасность и для нас с вами. Если не соблюдать правила безопасности, можно пострадать. Что может случиться с человеком около костра? (ответы детей).
Ожог, если мы схватимся за уголек или сунем руку в огонь, несомненно обеспечен. Многие из вас говорили, что для разведения костра собирали веточки, сучья, коряги, но ведь все деревья разные и горят они по-разному. Например, хвойные деревья содержат много смолы. Смола плавится и надувается, образуя пузырьки, которые лопаются. Брызги могут попасть вам на кожу, в глаза и нанести вред.
Запомните:
- нельзя разводить костры без взрослых
- нельзя разводить костры в не предназначенном для этого месте
- нельзя близко стоять около костра
- нельзя бросать в огонь предметы
Всегда интересно бросить в горящий костер банку, пакет, пластиковую бутылку или еще что-нибудь и стоять смотреть, что же будет. А этого делать нельзя. Каждый предмет при нагревании ведет себя по-разному: баллончики и банки взрываются, осколки разлетаются в стороны и могут ранить или вызвать пожар. Пластмасса выделяет ядовитые вещества, вдыхая их, можно отравиться. Как видите, шалости с огнем несут в себе опасность.
Но если случилась беда. Как себя вести? Что делать? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, лесной пожар вы не потушите, тут нужна работа команды профессионалов-пожарных. Но вы должны обязательно сообщить о случившемся пожаре взрослым и в пожарную часть.
А сейчас узнаем, как вы запомнили, что можно делать в лесу, а что нельзя. Дидактическая игра «Хорошо - плохо».
Отлично справились с заданием. Я надеюсь, что пожарным никогда не придется выезжать на лесные пожары по вашей вине.
Приложение 3
Конспект познавательной ООД в средней группе «Огонь – друг и враг»
Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде огня. Продолжать знакомить детей с правилами противопожарной безопасности. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара. Познакомить детей с пожарной машиной.
Оборудование: пожарная машина с атрибутами: огнетушитель, шланг, лопата, лестница, Мишка-пожарный, гладильная доска с утюгом, иллюстрации.
Воспитатель: Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костер? Для чего нам нужен огонь?
Дети: чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор….
Игровая ситуация: В кукольном уголке стоит гладильная доска, на ней кукольное платье. На платье обгоревшая дырка, на которой лежит игрушечный утюг.
Воспитатель: Мне кажется, что пахнет дымом. Посмотрите, идет дым с кукольного уголка. Там, наверное, пожар? Что нам нужно делать? (ответы детей) Нужно срочно вызвать пожарных. Какой номер мы набираем? 01. Обязательно нужно указать адрес, чтобы пожарные знали куда ехать. (ребенок набирает номер 01 и говорит адрес).
Слышится сирена пожарной машины. Приезжает Мишка-пожарный и тушит пожар.
Воспитатель: отчего возник пожар? Ребята, это наверно кукла Катя гладила белье и забыла выключить утюг, а сама ушла в магазин. Вы же знаете, что утюг детям включать нельзя. Расскажите об этом своим куклам. А мы давайте с Мишей присядем, отдохнем. Посмотрите, какая необычная машина у Мишки-пожарного. Как она называется? (Пожарная машина) А как вы думаете, почему её так называют? (ответы детей) Правильно, от слова «пожар» её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные.
Каким цветом машина? Почему?
Как едет пожарная машина, медленно или быстро? Почему?
Можно использовать машину для других нужд?
Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали ей дорогу.
Воспитатель: Пожарная машина – это машина специального назначения. Она всегда красным цветом, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей.
Мчится красная машина
Все быстрей, быстрей вперед!
Командир сидит в кабине,
И секундам счет ведет.
-Поднажми ещё немножко -
Он шоферу говорит,
-Видишь, в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
-Ясно всё, - шофер ответил,
Дав машине полный газ! К. Оленев.
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что находится в пожарной машине. Огнетушитель, в котором находится особая пена. Специальные шланги, которые называют «рукавами». Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на высоком этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей помогает складная лестница. Имеется лопата. Давайте попрощаемся с Мишкой и пообещаем соблюдать правила пожарной безопасности. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить.
Рисование «Потуши огонь водой»
На листочках нарисован огонь, предложить детям закрасить синей краской (потушить) огонь
Приложение 4
Консультации для родителей по пожарной безопасности.
Расскажите детям о пожарной безопасности.
Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.
Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики в России при пожарах среди 1 миллиона потерпевших погибает более 100 человек. Это в 6 раз больше, чем в США.
Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:
Пожарная безопасность в квартире:
• Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.
• Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить.
• Не суши белье над плитой. Оно может загореться.
• Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру.
• Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.
Пожарная безопасность в деревне:
• В деревне или на даче без взрослых не подходи к печи и не открывай печную дверцу. Оттуда могут выскочить раскаленный уголек или искра и стать причиной пожара.
• Никогда не прикасайся голыми руками к металлическим частям печки. Ты можешь получить серьезный ожог.
• Не трогай без разрешения взрослых печную заслонку. Если ее закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ, и можно задохнуться.
Пожарная безопасность в лесу:
• Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых.
• Не балуйся с огнем. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.
• Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер.
• Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.
Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:
• Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.
• Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону `01` или попроси об этом соседей.
• Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону `01` и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих.
• При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
• Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком.
• Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.
• Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.
• При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
• Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
• Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:
Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!
Опасные игры
• Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалость с огнем, огнеопасными предметами детей дошкольного и младшего школьного возраста – это причины пожаров в результате случайного нарушения правил пожарной безопасности.
• Остается без комментариев тлеющая сигарета, зажженная спичка, конфорка газовой плиты или керосиновый примус (лампа, фонарь). Все они часть нашего быта. Необходимо постоянно помнить, что любой из этих источников способен воспламенить горючий материал, а дети, оставленные без присмотра взрослых, зачастую сами не подозревают, что обычные вещи таят в себе опасность.
• В среднем ежегодно происходит до 5 тыс. пожаров, в огне гибнет около 250 человек. По причине детской шалости с огнем происходит до 150 пожаров. В огне погибает от 15 до 20 детей.
• Почему это происходит? Ответ прост - в недостаточном обучении наших с вами детей правилам пожарной безопасности. Ведь обучение — это расширение знаний, знакомство с основными причинами возникновение пожаров, привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара, соблюдение требований правил пожарной безопасности. Если мы этому не обучим детей, мы тем самым запланируем настоящие и будущие пожары из-за незнания элементарных правил пожарной безопасности. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно-гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые. Поэтому детям необходимо разъяснять опасность игр и шалостей с огнем, правила предосторожности в обращении с электробытовыми приборами. Научить детей пользоваться первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, вызывать на помощь пожарную охрану. Дети должны сознательно выполнять дома, в школе, на улице, в лесу требования правил пожарной безопасности.
• Обрести уверенность или постоянный страх за детей зависит от Вас.
Пиротехника
Любое пиротехническое изделие имеет потенциальную опасность возгорания или получения травмы. Поэтому безопасность при их применении в первую очередь зависит от человека.
ПОМНИТЕ!
• Промышленность НЕ ВЫПУСКАЕТ новогодние атрибуты полностью пожаробезопасными.
• Анализ причин новогодних пожаров свидетельствует, что чаще всего они возникают от бенгальских огней и хлопушек с огневым эффектом, свечами и самодельными неисправными электрогирляндами, беззаботной шалостью детей с огнем.
• Помните об опасности возникновения пожара в доме
• Чаще беседуйте с детьми о мерах пожарной безопасности.
• Не давайте детям играть спичками.
• Учите детей правильному пользованию бытовыми электроприборами.
• Не разрешайте детям самостоятельно включать освещение новогодней ёлки.
• Знайте, что хлопушки, свечи, бенгальские огни могут стать причиной пожара и травм.
• Будьте осторожны при пользовании даже разрешённых и проверенных пиротехнических игрушек.
Если всё же случилась с вами или с вашими близкими произошел несчастный случай необходимо немедленно сообщить в службу спасения по телефону