kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через сетевое взаимодействие и использование современных образовательных технологий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опытаработы по эколого-краеведческому образованию  дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через сетевое взаимодействие и использование современных образовательных технологий»»

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через сетевое взаимодействие и использование современных образовательных технологий»

Автор:

Корушова Ирина Александровна

педагог дополнительного образования, руководитель детского объединения «Родничок»

МАОУ ДО ДООЦТ «Юность» /МБДОУ №12 «Красная шапочка»

первой квалификационной категории

г. Бердск

Приобщение детей дошкольников к культуре родного края является важной составляющей патриотического воспитания детей. На сегодняшний день проблема патриотического воспитания детей чрезвычайно актуальна в условиях утраты культурных ценностей русского народа, равнодушного отношения к опыту прошлых поколений.

Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. Его важность подчеркивается в государственных документах в области образования: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ», указе Президента «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» и в других.

В дошкольном возрасте интенсивно происходит психическое развитие ребенка, формируется эмоционально-чувственное восприятие действительности, закладываются основы личности (Л.С Выготский, А. В. Запорожец, К.Д. Ушинский и др.). Дошкольники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, что находится вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, местами, совершая экскурсии в местные музеи и на территорию местных достопримечательностей, обращаясь к традициям своей семьи.

На базе МБДОУ № 12 «Красная шапочка» города Бердска реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленький гражданин» целью, которой является создание среды для нравственного, гражданско-патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с природными и историко-культурными особенностями родного края.

В рамках занятий по программе «Маленький гражданин» по таким темам, как: «Город, в котором я живу», «Памятники и скульптурные композиции города Бердска», «Знакомство с названиями улиц малой Родины и их происхождением» и др. я использую современные технологии – слайдовые презентации, это позволяет не только наглядно познакомить дошкольников с изучаемой темой, но и вызвать у них активный познавательный интерес к культурному наследию и истории Родного края.

Технология проектной деятельности так же является эффективным методом приобщения детей дошкольного возраста к культуре своей малой Родины. Поэтому в рамках программы «Маленький гражданин» реализуется проект «Достопримечательности города Бердска». Проект представляет собой видео экскурсию по историческим и современным местам нашего города. В роли экскурсоводов выступают сами дети. Для реализации проекта проводилась большая подготовительная работа: дети совместно с родителями и воспитателями посетили городской историко-художественный музей, где познакомились с историей основания города; проводилось анкетирование родителей, и совместно с ними был составлен список «Достопримечательности города Бердска»; собрана информация об историко-культурном наследии города из бесед с работниками учреждений, статей, экскурсий, интернет ресурсов, детей подготовили к роли экскурсоводов и сняли видеофильм. Данный проект позволил не только увеличить познавательный интерес к историческому и культурному наследию Родного края, но и показал, что бердчанам есть чем гордиться и за что уважать и ценить свой город. Ко всему данная форма работы позволила привлечь родителей в образовательный процесс.

Любовь к своей Родине, Отечеству испокон веков была яркой чертой русского народа. Для учащихся объединения «Родничок» организуются выставки детских работ по краеведческой направленности. Одной из таких выставок является фотовыставка «Моя Родина – Бердск!», на которую учащиеся представляют фотографии, где они изображены рядом с любимыми современными скульптурными композициями нашего города.

Выставка фотографий «Моя Родина Бердск».

Приобщение к культуре Родного края не возможно без вовлечения детей в устное народное творчество, игры, поэтому в качестве физминуток на занятии, я использую народные игры «Заплетися плетень», «Золотые ворота», которые очень любят дошкольники.

Семья для русского человека представляла большую ценность – семейные традиции соблюдались, передавались и чтились обязательно (уважать старших, не запятнать доброе имя отцов, трудом упрочить авторитет рода ). Взаимоотношения детей и родителей строились на любви и ласке. Поэтому на своих занятиях с детьми мы рассматриваем семейные фотографии, обсуждаем традиций семьи и праздники, совместные занятия и увлечения, составляем маршруты выходного дня.

Образ матери играл большую роль с первых дней жизни ребенка: колыбельные, спетые ею, рассказанные сказки, выпеченный ее руками хлеб, вышитая скатерть, ее поведение играли огромную нравственную ценность. Современная позиция женщины в обществе изменилась, но в таких условиях важно сохранить уважение детей к своей маме. Для этого проводятся мастер-классы по изготовлению подарков для мамы на 8 марта и ко Дню матери. Приятно видеть, как стараются дети, чтобы сделать приятное самому дорогому человеку на свете - своей маме.

Мастер-класс «Букет для мамы»

В культуре русского народа прослеживается тесная взаимосвязь с природой, многие события и праздники напрямую были связаны с объектами природы. Приход весны связывался с прилетом первых птиц. Традиционной стала акция «Встретим весну вместе!», в рамках которой проводится мастер-класс по изготовлению весенних птиц из бумаги, которые потом развешиваются на деревьях на территории детского сада. Данным мероприятием мы стремимся показать то, что с нетерпением ждём прилета пташек, их большое значение и важную роль для человека и природы в целом.

Акция «Встретим весну вместе!»

Через организацию участия в природоохранных акциях у учащихся объединения «Родничок» воспитывается экологическая культура. Ежегодно дошкольники вместе с родителями принимают участие в акциях «Кормушка», «Покормите птиц зимой», «Скворечник», «Осторожно – первоцветы!».

Во время акции «Скворечник» вначале изучается информация о птицах, которые возвращаются в наши края весной, а потом изготавливаются и развешиваются скворечники в одном из городских парков.

Акция «Скворечник»

С целью повышения эффективности воспитательного процесса и приобщения дошкольников к культуре Родного края, в рамках программы «Маленький гражданин» осуществляется взаимодействие с Детской школой искусств «Берегиня”, с Городским историко-художественным музеем и Музеем «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ «Юность».

Так, традиционными мероприятиями стали экскурсии в городской музей по темам: «Листая книгу памяти» (об участии бердчан в событиях ВОВ); «Бердский острог» (история основания города, быт и занятия первых поселенцев); «Загадки из сундука» (о народах, проживающих на территории современного Бердска, их традициях и обычаях).

Такие мероприятия позволяют дошкольникам не только познакомиться с историей Родного края, но и способствуют формированию ценностного, уважительного отношения к прошлому своей малой Родины, формированию чувства гордости за свой город и его жителей. Не зря народная мудрость гласит «Человек, не знающий своего прошлого - не знает ничего».

Кроме этого экскурсии с большим интересом посещают так же и родители воспитанников, что является важным условием ФГОС.

Экскурсия в БИХМ «Листая книгу памяти».

Экскурсия в БИХМ «Бердский острог».

Экскурсия в БИХМ «Загадки из сундука».

Очень запоминаются детям экскурсии-занятия на базе ДШИ «Берегиня». Одна из таких, это «Русские народные традиции и обычаи».

Экскурсия – занятие «Русские народные обычаи и традиции» в ДШИ «Берегиня».

Атмосфера русской народной удали и веселья встречает детей с порога зала, где проходит мероприятие: баянист, исполняющий народные мелодии, русская женщина в народном костюме, внутреннее убранство русской избы, деревянные лавки – все пропитано колоритом русского народа. Сотрудники и воспитанники школы знакомят дошколят с обрядами приветствия и прощания с гостями в русской культуре, с играми и запевками, с предметами быта и орудиями труда, с народными музыкальными инструментами, детям предоставляется возможность примерить на себе русские народные костюмы. Мальчишки и девчонки узнают о том, что такое «красный угол» и почему непрошенных гостей не впускали раньше в избу, а усаживали у порога.

Совместно с ДШИ «Берегиня» в рамках программы «Маленький гражданин» так же проводится игровая познавательная программа «Традиции и обычаи русского народа в играх и потешках», в ходе, которой принимают активное участие в исполнении песен, потешек, в играх, а так смотрят яркую инсценировку с куклами, посвященную обряду выбора невесты на Руси. Как и все праздники на Руси, это мероприятие сопровождается игрой на баяне.

Программа «Традиции и обычаи русского народа в играх и потешках».

Традиционно, в русской народной культуре, праздники связаны с народным календарем, поэтому особое место в программе «Маленький гражданин» отведено традиционным для нашего города, области, края народным праздникам. Так, в рамках программы и сетевого взаимодействия, на базе Бердского историко - художественного музея ежегодно проходит конкурсно - игровая программа «Русская масленица». Сотрудники музея знакомят учащихся с традициями и обрядами русской масленичной недели. Для создания праздничной атмосферы дети и ведущая наряжаются в костюмы с элементами русской национальной одежды - сарафаны и рубахи. Учащиеся осваивают такие подвижные игры, как: «Карусель», «Золотые ворота», «Филин», «Салки» и др. По окончанию мероприятия, ведущие предлагают детям отведать угощение, приготовленное для них родителями – блины с чаем.

Программа «Русская масленица».

Привить любовь к своему родному краю так же помогает взаимодействие с Музеем «Природа» МАОУ ДО ДООЦТ «Юность». На занятиях по программе «Маленький гражданин» в полном объёме используются средства музейной педагогике: проводятся экскурсии в музей, музейные уроки, как на базе Музея, так и на базе детского сада. Очень интересно, показательно и необычно проходят такие музейные уроки и экскурсии, как: «Птицы родного края», «Животные Новосибирской области», «Путешествие по лесам НСО», «Морские и речные обитатели родного края», «Мир насекомых», «Сибирская Атлантида», «Исчезающие миры» и другие. Во время музейного урока «Сибирская Атлантида» руководитель Музея «Природа» в доступной форме знакомит дошкольников с событиями из истории родного города, с бытом местных жителей прошлых лет, знакомит с находками, обнаруженными на территории затопленного Старого Бердска (Сибирской Атлантиды) во время экспедиций.

Музейный урок «Сибирская Атлантида».

Музейный урок-путешествие «Исчезающие миры» отправляет дошкольников на машине времени на много миллионов лет назад. Во время путешествия дети узнают о том, что на месте нашего города когда-то очень давно было море, животный и растительный мир выглядел совсем иначе, жили мамонты и шерстистые носороги. Весь рассказ сопровождается показом презентации и демонстрацией исторических находок с территории Сибири возраст, которых исчисляется несколькими миллионами лет. Дошкольники узнают, что такое янтарь, как выглядит остаток дерева, росшего тысячи лет назад, как жили люди в те времена, чем занимались и много интересного и захватывающего из истории своего края и города.

Благодаря сетевому взаимодействию, в рамках реализации программы «Маленький гражданин», с различными образовательными организациями и организациями культуры города, приобщение детей дошкольного возраста к культуре Родного края проходит более наглядно, увлекательно, разнообразно. На фоне эмоционального сопереживания с окружающей действительностью ребенок из позиции наблюдателя переходит в позицию участника тех или иных событий, что отражается на эффективности приобщения ребенка к культуре своей малой родины.


1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корушова Ирина Александровна

Дата: 12.09.2022

Номер свидетельства: 612851

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и природе родного края через сетевое взаимодействие и использование современных образовательных технологий"
    ["seo_title"] => string(80) "priobshchenie_detei_doshkolnogo_vozrasta_k_kulture_i_prirode_rodnogo_kraia_chere"
    ["file_id"] => string(6) "642820"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1703039945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства