Дышать через нос – казалось бы, нет правил проще этого. Но при обследовании плохо успевающих учеников оказалось: более чем у половины детей нарушено носовое дыхание. От того, правильно дышит ребёнок, или нет, зависит всё его развитие – и физическое и интеллектуальное. Даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всём организме растущего человека.
Вредно дышать через рот. Почему? Во-первых, воздуха в лёгкие попадает значительно меньше, организм получает меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребёнок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему труднее есть, прожёвывать пищу. Да и обоняние из-за «плохого носа» притупляется, пропадает аппетит. Неправильное дыхание сказывается на зубах: они постепенно искривляются, может развиться кариес. И это не всё. Застаивается жидкость, омывающая мозг, и в ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Вот почему так раздражительны, плаксивы, рассеянны и вялы дети, дышащие ртом.
Данные факты убеждают, почему так важно следить за дыханием маленького человека. Если ваш малыш, поднимаясь по лестнице, делая зарядку, занимаясь какими-либо своими делами, держит рот открытым или же спит с открытым ртом, если у него участилось дыхание, ребёнок стал бледным, вялым, а губы у него постоянно обветрены и покрыты трещинами – это первые симптомы того, что он дышит неправильно.
Что же делать, если ребёнок дышит ртом? Прежде всего, набраться терпения и настойчивости. Дыхание можно тренировать, или, как говорят, правильно его поставить, овладеть им так же, как голосом. Рекомендуем специальные упражнения, суть которых сводится к тому, чтобы научиться дышать носом. Отдельные приёмы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.
Упражнения для тренировки дыхания.
Закрывание рта на «замок». Рот закрывают пальцами или ладонью и просят ребёнка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на всё более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют – проделывают его во время ходьбы.
Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно чётко, понятно. Ребёнок может контролировать себя сам – громко произнося согласные звуки: Б, В, Ж, М, П, Т, Ф, Ш, следя за дыханием при выполнении данного упражнения.
Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею, или на верхнюю часть живота.
Упражнение для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки: Б, В, Ж, М, П, Т, Ф, Ш. Воздух как бы выталкивается через нос.
Упражнение аналогичного действия. Встать, выпрямиться, смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно выдыхать воздух через левую ноздрю. (И наоборот).
Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан тёплой воды. Полоскать горло. При каждом полоскании сначала произносится звук «А – А – А», затем «О – О – О», после чего вода выплёвывается в раковину. Упражнение продолжается до тех пор, пока не кончится вода в стакане.
Детям после операции по удалению аденоидов с целью улучшения дыхания через нос советуют чаще сосать леденцы, есть твёрдую пищу: морковь, яблоко, жареное мясо.
ВСЕ ЭТИ УПРАЖНЕНИЯ ПРОВОДЯТСЯ ЕЖЕДНЕВНО, В ОДНО И ТО ЖЕ ВРЕМЯ.
Учите детей дышать носом.
Знаем ли мы свой организм? Умеем ли пользоваться им во благо себе? Ответ на эти вопросы ясен: плохо знаем или совсем не знаем. А главное – не умеем использовать безграничные возможности.
Здоровый голос – это, прежде всего, верно построенное дыхание. А вот умеем ли мы дышать? И как дышат наши дети? Как правило, безграмотно. Отсюда заболевания верхних дыхательных путей (ангины, бронхиты), тихие «глухие» голоса, «каша» во рту, неуверенность в себе, робость. Одним словом, целый комплекс проблем, которые мешают становлению, развитию личности. Итак, учитесь правильно дышать для того, чтобы правильно говорить. Учите этому своих детей.
Овладевая азбукой дыхания, всегда следует начинать с воспитания навыков носового дыхания. Нос – своеобразный защитный фильтр, который препятствует попаданию в лёгкие микробов. Дети, не умеющие дышать носом, чаще болеют ангиной, гриппом, бронхиальной астмой.
Для нормализации носового дыхания следует заниматься специализированной дыхательной гимнастикой и массажем.
1.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице и сделать вдох. На выдохе постукивать по ноздрям (5 раз).
2.
На вдохе оказывать сопротивление воздуху, легко постукивая по крыльям носа, выдох носом свободным (5 раз).
3.
Поглаживать нос и его придаточные пазухи – вдох, выдох носом свободным (5 раз).
Закрыть левую ноздрю указательным пальцем и вдохнуть через правую. И наоборот (5 раз).
Упражнения для тренировки дыхания.
1.
Закрывание рта на «замок». Рот закрывают пальцами или ладонью и просят ребёнка дышать только носом. Постепенно рот закрывают на всё более продолжительное время. Через несколько дней упражнение усложняют – проделывают его во время ходьбы.
2.
Для укрепления мышц носа, рта, глотки полезно больше читать вслух. Говорить нужно чётко, понятно. Ребёнок может контролировать себя сам – громко произнося согласные звуки: Б, В, Ж, М, П, Т, Ф, Ш, следя за дыханием при выполнении данного упражнения.
3.
Очень полезно следующее упражнение: 5 – 6 раз вдыхать и медленно выдыхать воздух, закрыв рот. Кисти рук при этом нужно положить на шею, или на верхнюю часть живота.
4.
Упражнение для укрепления мышц дыхательного аппарата. После ритмичного дыхания рот плотно закрыть. Повторять с ритмичными интервалами согласные звуки: Б, В, Ж, М, П, Т, Ф, Ш. Воздух как бы выталкивается через нос.
5.
Упражнение аналогичного действия. Встать, выпрямиться, смотреть перед собой. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно, плавно выдыхать воздух через левую ноздрю. (И наоборот).
6.
Упражнение, выполняемое вечером. Перед сном приготовить стакан тёплой воды. Полоскать горло. При каждом полоскании сначала произносится звук «А – А – А», затем «О – О – О», после чего вода выплёвывается в раковину. Упражнение продолжается до тех пор, пока не кончится вода в стакане.
7.
Детям после операции по удалению аденоидов с целью улучшения дыхания через нос советуют чаще сосать леденцы, есть твёрдую пищу: морковь, яблоко, жареное мясо.
8.
Медленно соединяем руки, чтобы «убить комара», который звенит над вами. Медленно, осторожно, чтобы не спугнуть комара. Желание «поймать комара» замедляет движение рук, что сдерживает интенсивность дыхания. И лишь когда комар убит, вместе с хлопком наступает полная свобода дыхательных мышц.
9.
На одном выдохе 5 – 10 раз произнести звук «Ф», делая короткий интервал между звуками. Чередовать звуки В!В!Ф!Ф!В!В!Ф!Ф!
10.
Протяните звук «О» следующим образом: первые 5 сек. - тихо, затем ещё 5 сек., увеличивая громкость, остальные 5 – 10 сек. Выдох активизируется, позволяя получить звук наибольшей громкости. (Следите, чтобы грудная клетка не сжималась).
11.
Протяните звук «С» в течение 15 – 20 секунд, постепенно переходя от очень тихого к очень громкому звучанию.
То же самое делайте, чередуя на выдохе звуки: С – С – З – З.
12.
Во время произнесения долгого «С» меняйте положение губ: в улыбке, вытягивая вперёд, как хоботок. Обратите внимание на изменение окраски звука. При каком положении губ звучание становится более резким, светлым.
Релаксационные упражнения, используемые при работе с детьми с диагнозом ДИЗАРТРИЯ.
Развитие общей моторики. Релаксация.
«ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ». Воспитатель: - Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись. (Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, Петрушку).
Заводная кукла сломалась. (Дети застывают в определённой позе). Почувствуйте напряжение.
А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните головку, потом правую руку, затем – левую, туловище.
Вам очень жаль сломанную куклу, покажите, как вы огорчились.
Папа починил куклу, покажите, как вы радуетесь.
«ОВОЩИ РАСТУТ». Воспитатель: - Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте.
Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили наши растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление). На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощи – «толстячки», овощи – «худышки».
«СИЛЬНЫЕ – СЛАБЫЕ». Воспитатель: - Летом вы хорошо отдохнули, набрались сил.
Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки стали как у деревянного Буратино.
А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло и всё тело расслаблено.
«ТЕПЛО – ХОЛОДНО». Воспитатель: - Представьте, что сейчас лето, наши руки и лица ласково греет солнышко. (Расслабление).
Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек. (Напряжение).
Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно. (Чередовать расслабление и напряжение несколько раз).
«ДУБЫ – БЕРЁЗЫ». (Выставляются картинки). Воспитатель: - Какие это деревья? Вокруг себя повернитесь, в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «Ы – Ы – Ы – Ы».
А сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные рук, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: «И – И – И».
6. «ЗИМА». Воспитатель: - Покажите, как вы замёрзли, съёжились, а теперь отогрелись, расслабились.
«ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН». Печкин спрашивает: - Что носит почтальон? (посылки).
Посылка тяжёлая, её не поднять. Покажите, как тяжело было её нести (напряжение). А бандероль нести легко (расслабление).