Просмотр содержимого документа
«Практикум для родителей "Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольников"»
Практикум для родителей
«Влияние пальчиковых игр
на речевое развитие дошкольников»
Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой ребенок приобретает новые знания, активизирует словарь, развивает любознательность, воображение, внимание, память, речь. Игра – это основной способ познания окружающего мира.
Важное значение в процессе развития ребенка имеют пальчиковые игры, способствующие развитию мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность, зажатость. Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлении детской речи, а неумение ребенка «распознать» пальцы – прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. Необходимо строго соблюдать одно условие – пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднений и приносить ему только радость.
Специалисты утверждают: за последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. А происходит это потому, что взрослые меньше говорят с детьми. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Теле-, аудио- и видеосистемы заставляют их выступать в роли потребителей наслаждающей зрителей информации, а не собеседников. Дети редко принимаются что-то мастерить своими руками – у них отсутствует навык практической ловкости. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования, но не «работают» на развитие движений руки, детские пальчики недополучают элементарную техническую «подпитку», что, в свою очередь, оставляет пассивными клетки головного мозга. Выход здесь один – давать ребенку специальную дополнительную нагрузку на кисти и мускулы кистей рук.
Психологи подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Упражнения для развития пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин., а пальчиковую гимнастику – в комплексе с артикуляционной в специально отведенное время дня.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательные игры «Пальчики-музыканты», «Пальчики-фокусники», «Пальчики-путешественники» и т.п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Метод проведения – имитационная игра. Детям (и родителям) предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, – «Страну пальчиковых игр».
Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный). Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики.
2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу, вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой, я его катаю браво.
3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
4. Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха, между пальцами катать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала, бусы мамины достала.
Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития не только мелкой моторики, но и детской речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры и развлечения – это не только увлекательные и эмоциональные занятия с детьми, но и упражнения для развития мелкой моторики рук. А параллельно с этим действия пальчиками, способствуют развитию речи детей и их творческой деятельности.
Чтобы развить ручную умелость, а значит, и речевую активность ребенка можно:
Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок бутон цветка;
Ходить по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки, сначала медленно, затем быстро;
Кистями рук делать фонарики;
Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нити
Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, спиралькой;
Закручивать шурупы, гайки;
Играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
Складывать матрешек, играть с вкладышами4
Рисовать рукой и пальцами в воздухе;
Играть с песком и водой;
Рисовать мелом, гуашью, углем.
Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи, способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учат соблюдению речевых пауз, снижают психическое напряжение за счет удовольствия, с которым дети занимаются пальчиковыми играми.