Наверное, ни в одной стране мира нет столько владельцев пусть крошечных, но собственных участков земли, на которых можно проявить своё творчество. Причём круглогодичный «овощной» сезон существует не только у дачников, но и у воспитателей многих детских садов. Зимой и ранней весной на окнах многих дошкольных учреждений вырастают замечательные помидоры и огурцы, весной начинается посадка рассады, ну а осенью вырастает долгожданный урожай. Вот и наш детский сад не стал исключением и это не с проста, детям второй младшей группы не доступно понимание содержания сельскохозяйственного труда, т. к.проживают большенства детей в городской среде, где нет возможности завести своё огородное хозяйство, и соответственно нет возможности наблюдать в аочую за развитием природы, а имеенно ростом растений. Участие детей в данном проекте безусловно положительно скажется на их развитии, ведь во время наблюдений и эксперементов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
Цель:
1. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;
2. Привлечь к работе проекта как можно больше детей;
3. Сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Задачи:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
3. Развивать познавательные и творческие способности.
4. Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
5. Воспитывать бережное отношение к своему труду.
Проектная идея:
Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Ресурсное обеспечение:
- книги;
- иллюстрации;
- журналы;
- тематические инструкции по выращиванию растений;
- художественные произведения;
- материалы для эксперементирования.
Участники проекта:
• Дети
• Воспитатель;
Родители
Ожидаемые результаты:
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, узнают о последовательности во время посадки семян;
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях, появиться интерес к развитию и росту растений;
3. Дети научаться быть любознательными и наблюдательными, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
Формы работы с детьми:
• Опыты;
• Наблюдения;
• Беседы( «пришла настоящая весна», чтение А. Фет: «Уж верба вся пушистая. », «какие цветы цветут на нашем участке», «кк мы будем сажать огород», чтение Е. Баланина «Одуванчик», П. Воронько «Берёзка», «вот какой огород», чтение Ю. Тувим «Овощи», «разные овощи и фрукты») ;
• Дидактические игры (на определение фруктов, овощей и цветов, «найди что назову», «найди о чем расскажу», «чудесный мешочек», «угадай на вкус», «найди такой же цветок», «назови цветок») ;
• Продуктивная деятельность («пушистая верба», «на лугу цветут одуванчики», «цветущий сад», «овощи и фрукты», », «вот такой огород») .
Формы работы с родителями:
• Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Проект рассчитан на 8 недель:
1 ЭТАП – подготовительный (1 неделя) .
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах.
2 ЭТАП – исследовательский (5 недель) .
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
3 ЭТАП - заключительный (2 недели)
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку. Провели конкурс «Угадай название овоща». В конце проекта устроили чаепитие с детьми где обсудили достижения каждого маленького огородника, как они вместе с родителями дома и с воспитателями в детском саду выращивали растения, что нового узнали, как будут помогать родителям и бабушкам на огородах.
Организационная деятельность:
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности
3. Составить перспективный план мероприятий
План экспериментальной деятельности
Земля.
Название мероприятия: Узнаем какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
План реализации проекта.
Подготовительный этап
1. Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы, первая неделя марта.
2. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Наш огород на подоконнике». Воспитатели группы, первая неделя марта.
3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет, первая неделя марта.
4. Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели, вторая неделя марта.
5. Изготовление табличек - указателей с названиями растений. Дети, воспитатели, вторая неделя марта.
Исследовательский этап (5 недель)
1. Рассматривание семян (морковь, огурцов, цветов, посадка семян и рассады. Дети, воспитатели группы, третья неделя марта.
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». Воспитатели группы. Третья, четвертая неделя марта, первая неделя апреля.
3. Занятия с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Воспитатели группы. В течении всего проекта
4. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть? ». Воспитатели группы. В течении всего проекта
5. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течении всего проекта
6. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течении всего проекта
7. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течении всего проекта
Заключительный этап (2 недели)
1. Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели группы, родители. Третья неделя апреля.
2. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. Третья неделя апреля.
3. Проведение конкурса «Угадай название овоща». Воспитатели группы. Четвертая неделя апреля.
4. Совместное чаепитие детей и воспитателей группы. Воспитатели группы. Четвертая неделя апреля.
Достигнутые результаты:
Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, узнали о последовательности во время посадки семян, у них сформировались знания о росте растений в комнатных условиях, появился интерес к развитию и росту растений, они стали более любознательными и наблюдательными, появилось желание подмечать красоту растительного мира.
Создали свой мини-огород на подокконике, который совместными усилиями детей и воспитателя былл красочно и познавательно оформлен, в группе созданна выставка детских художественных работ «от семени к ростку», проведен увлекательная конкурсно-познавательная программа «угадай овощ», в заключении проекта подведенны итоги в форме дружеского чаепития.
Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Результат Дети научились ухаживать за растениями и познакомились с условиями их содержания, узнали о последовательности во время посадки семян, у них сформировались знания о росте растений в комнатных условиях, появился интерес к развитию и росту растений, они стали более любознательными и наблюдательными, появилось желание подмечать красоту растительного мира.
Создали свой мини-огород на подокконике, который совместными усилиями детей и воспитателя былл красочно и познавательно оформлен, в группе созданна выставка детских художественных работ «от семени к ростку», проведена увлекательная конкурсно-познавательная программа «угадай овощ», в заключении проекта подведенны итоги в форме дружеского чаепития.
Критерии Живописный, красочный «огород на окошке», выращенный детьми при полмощи врспитателя.
• Наглядный
• Познавательный
• Содержательный
• Эстетически оформленный
Анализ ресурсов Книги, журналы, сельскохозяйственные инструкции и памятки, открытки, художественные произведения, материалы и реквизит для эксперементирования.
Форма презентации Коллективное чаепитие «Наша репка больше всех»-обсуждение достигнутых результатов и выражение благодарности всем юным участникам проекта-маленьким огородникам.
Конспект занятий проекта " Огород на кошке"
ЦЕЛЬ: сформировать первичные представления о выращивании культурных растений.
1. Домовёнок Кузя поручил вырастить лук, редиску и салат
Цель: вызвать интерес к выращиванию растений; понимать смысл написанного текста; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование: посылка с семенами, письмо от домовёнка, коллекция семян.
Ход:
На столе стоит посылка, на которой написано: мини-центр " Кобелек"
Воспитатель разыгрывает недоумение, спрашивает у детей, что делать. Коллективно решают посмотреть, что находится внутри.
Открывают посылку и находят пакетики с какими-то семенами. Воспитатель зачитывает письмо: “Дорогие, ребята! Я хочу доверить вам одно очень важное дело. Посылаю вам семена. Посейте их, вырастите растения, а затем кушайте на здоровье. Не забывайте рассказывать мне, как идут дела, что вы делаете, как поживают растения. Желаю успеха. Домовёнок Кузя”
Воспитатель спрашивает у детей, что это за семена. Дети высказывают разные предположения. Воспитатель раскладывает семена по блюдцам, чтобы можно было их сравнить между собой. Что общего и чем они отличаются. Как же выращивать семена? В каких условиях они нуждаются? Выслушивается мнение детей. Дается задание: спросить дома и выяснить, как выращивать эти растения. Предложить дежурному по уголку природы зарисовать семена.
2. Условия, необходимые для посева и подготовка семян
Цель: формировать представления об условиях, необходимых для растения на ранних стадиях его развития; развивать логическое мышление и познавательный интерес.
Оборудование: блюдца с семенами растений, вода.
Ход:
На столе стоят блюдца с семенами растений.
Воспитатель задаёт детям вопросы:
С чего надо начать работу? Какие советы дали детям родители? Как проверить, не погибли ли семена? Будем ли замачивать семена? Как подготовить почву? Надо разбивать комочки почвы или нет? На какую глубину заделывать семена? На каком расстоянии друг от друга сажать семена? Как правильно закрыть семена почвой? Можно ли прихлопывать семена после посева? Нужно ли поливать грядку после посева?
Дети высказывают своё мнение, делятся друг с другом своими знаниями. Дети выступают как полноправные партнёры.
Воспитатель, убедившись в том, что дети усвоили последовательность работы, предлагает замочить семена на несколько часов. Дети наблюдают за тем, что происходит с семенами и сравнивают их с сухими.
3. Посев семян
Цель: продолжать формировать представления об условиях, необходимых для жизни растений; закреплять правила безопасности и гигиенические навыки.
Оборудование: подготовленные к посеву семена, вода для полива, лопатки и грабельки.
Ход:
Воспитатель вместе с детьми вспоминает о правилах посева семян. Дети работают в паре.
В первую очередь вскапывают небольшие грядки. Затем рыхлят почву, делают бороздки. Поливают бородки водой, чтобы семена лучше легли в землю. В конце работы разравнивают поверхность грядки, слегка прихлопывают почву. Дети обильно поливают грядки водой.
После работы дети моют руки с мылом. Дежурные по уголку природы зарисовывают.
Предложить детям часть растений поливать часто водой, а другую часть редко. Понаблюдать за ними в течение нескольких дней. Что происходит с растениями? Где быстрее могут появиться всходы? Почему это происходит?
4. Расскажем домовёнку Кузе, как мы сеяли семена
Цель: развивать умение при помощи моделей рассказывать об условиях, необходимых для роста и развития растения, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: бумага и карандаши, модели – условия для роста и развития растения.
Ход:
Воспитатель предлагает написать письмо домовёнку и рассказать ему о том, как мы сеяли семена; берёт в руки конверт и спрашивает у детей: “Как же мы напишем письмо Кузе, если писать не умеем?”.
На столе разложены модели в беспорядке. Воспитатель предлагает найти модели, рассказывающие о том, что необходимо для роста и развития растения, а затем расположить их в правильном порядке.
Затем предлагает рассказать по моделям о проделанной детьми работе на огороде.
Дети рисуют по замыслу “Как мы сеяли растения: петрушку, салат и укроп”.
Свои рисунки дети складывают в конверт, сами заклеивают и отправляют.
5. Первые всходы
Цель: показать первые всходы, развивать наблюдательность, интерес к растениям, желание помочь им, видеть зависимость живого от удовлетворения их потребностей.
Оборудование: вода для полива.
Ход:
В течение нескольких дней дежурные по огороду поливают грядки с растениями.
Когда появятся первые всходы, дети рассматривают и о своих наблюдениях рассказывают. Какое растение появилось первым? Сколько листочков на стебле? Какого цвета? Какой формы листья? Чем отличаются первые листочки от последующих? Отличается ли петрушка от укропа? Отличается ли петрушка от салата? Что в них общего?
Предложить детям поставить одну часть растений на солнце, а другую в тень и понаблюдать за ними в течение нескольких дней. Затем сделать вывод и зарисовать полученные результаты наблюдений.
6. Пробуем на вкус
Цель: развивать наблюдательность, закреплять гигиенические навыки и правила сохранения здоровья.
Оборудование: тарелка, нож.
Ход:
Воспитатель обращает внимание на то, что наши растения подросли, стали отличаться друг от друга и это хорошо заметно. Достать из земли по одному растению, промыть корни, подсушить. Предложить детям описать каждое растение, при этом использовать схему описания: корень, стебель, лист, цвет, в чём сходство и в чём отличие одного растения от другого.
Предлагается три варианта использования растений: съесть самим, отправить домовёнку или угостить других.
Воспитатель предлагает попробовать самим: “Как же мы можем отдавать кому-то первый урожай, если не знаем, что получилось? Может это не съедобно.” предлагает попробовать самим, а следующим урожаем поделиться с другими.
Воспитатель срезает растения, промывает и возникает вопрос, как же попробовать всем, ведь срезан небольшой пучок. Дети вспоминают о том, как у них поступают родители дома с этими растениями.
Дети делают вывод о том, что необходимо мелко покрошить и положить в тарелку с супом или положить немного на второе блюдо.
Дежурные по уголку природы зарисовывают зрелое растение.
7. Посылаем домовёнку Кузе посылку и угощаем друзей
Цель: обобщить в игровой форме результаты проделанной работы, формировать желание и умение доставлять приятное друзьям.
Оборудование: растения (зелень), коробка для упаковки, обёрточная бумага, скотч, ручка.
Ход:
Предложить детям собрать посылку для домовёнка, т.к. он дал поручение и дети его выполнили. Несколько экземпляров зелени укладывают в коробку, переслаивая бумагой. Оформляют коробку как посылку. Собирая посылку, вместе решаем проблему: надо ли мыть растения и очищать их от почвы. Дать возможность детям поспорить, внимательно присмотреться к корням растений. Объяснить детям, что влажное растение быстро испортиться в посылке, поэтому лучше хранить в том виде, в котором извлечён из почвы. Домовёнок об этом знает и поэтому не обидится на детей.
В посылку вкладывается письмо, предварительно прочитанное детям.
“Дорогой домовёнок Кузя! Мы уже собрали первый урожай. Это благодаря тебе растения наши росли быстро. Мы попробовали, очень вкусно. Попробуй и ты, оцени наши труды. Хорошо ли мы работали?
Дети постепенно снимают урожай и добавляют в первое или второе блюдо, угощают детей из других групп.
8. Подарок от Кузи
Цель: в игровой форме отблагодарить детей за их трудовые умения и навыки, наблюдательность и желание работать, доставлять радость другим.
Оборудование: 5записок с описанием мест, где спрятаны другие записки и подарок от домовёнка.
Ход:
В приёмной комнате лежит пакет от домовёнка , в нём записка.
“Дорогие ребята! Я получил от вас посылку и попробовал ваш урожай. Очень понравился. Он был вкусным. Спасибо за ваш труд, за ваши добрые , умелые руки, которые не любят лениться и стараются что-то делать. В благодарность я приготовил для вас подарок и спрятал его на территории детского сада. Вы его найдёте по запискам, которые я оставил на участке. До свидания, дети. Всего вам доброго”.
Воспитатель придумывает маршрут. В записках указывается не только объект, но и отличительные признаки.
Используя все приёмы ориентировки на местности, применив компас, дети приходят к месту, где находится клад.
Это может быть какая-нибудь игра или игрушка.
Дети забирают подарок в группу и делятся своими впечатлениями о том, как они работали.