Просмотр содержимого документа
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях приобщения к культуре родного края»
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях приобщения к культуре родного края
Джатиева Инна Ахсарбековна
Проблема познавательного развития в жизнедеятельности детей дошкольного возраста в настоящее время актуальна, ведь именно познавательное развитие будет способствовать их успешному усвоению материала, повысит эффективность их когнитивных способностей.
Культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современной педагогической науки может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста [2].
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) приобщение детей к истокам традиционной народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальной проблемой дошкольного образования [6].
К вопросам раскрытия сущности народной педагогики и ее роли в формировании духовно-нравственного сознания обращались И.Я. Коменский, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.
Богатый материал для характеристики воспитательного потенциала народных традиций представляют труды современных отечественных педагогов: А.Ф. Афанасьева, Г.И. Батуриной, Г.Н. Волкова, А.Я. Данилюк Г. Х. Джиоевой, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой и др.
В связи с актуальностью данной проблемы на современном этапе должна быть возрождена культура воспитания, уходящая корнями вглубь веков. Обращение к лучшим народным традициям прошлого диктуется жизнью, так как они могут подсказать много полезного для решения современных проблем воспитания.
Народные традиции представляют возможность освоения культурного пространства региона. Они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур. Наиболее актуальным является вопрос о «взращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. в рамках познавательного развития изучение форм и содержание народных культур помогает дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом [1].
В методиках обучения и воспитания в дошкольных учреждениях создаются условия, чтобы ненавязчиво, на добровольной основе дети постигали особенности фольклора, духовно-нравственных, музыкальных, художественных, спортивных традиций народов, живущих в республике, отмечали народные праздники изучали песни, сказки, загадки русских, осетин, грузин, армян и других народов [4].
Начиная с глубокой древности народ создавал свою педагогику, готовил детей с помощью разнообразных воспитательных средств к хозяйственно-практической деятельности [3].
Основой для формирования системы этнических ценностей осетинского народа являлся исторический социальный опыт, народные традиции, являющиеся сводом нормативных систем и регулирующие поведение людей. Народные установки, рекомендации и понятия о воспитании были включены в широкий этнокультурный контекст, они формулировались и обобщались посредством фольклора. В осетинских сказках, загадках, поговорках, легендах, эпосе содержатся сюжеты и идеи воспитательного характера. В них в художественной форме запечатлены педагогические закономерности, факторы и средства воспитания, способствующие становлению гармонически развитой личности. Эти крупицы этнопедагогических знаний фольклорная традиция бережно хранила и обогащала, а народная мудрость свидетельствовала, что нет худшей беды для семьи, чем плохо воспитанные дети: «Ничто так не сокрушает сердце родителя, как горечь от плохого потомства», – гласит осетинская пословица.
Основой благополучной судьбы человека, его телесного и душевного здоровья осетины считали благополучное детство и мир в семье, где рос ребенок. Поэтому молодым людям, вступающим в брак, осетины советовали растить детей в любви и согласии, желали им быть многодетными родителями. Апробированный веками воспитательный опыт показывал, что большой семейный коллектив являлся наиболее благоприятной средой, оптимально передающей детям социальный опыт, накопленный предками. Единственного ребенка, по народным наблюдениям, воспитывать сложней, он менее защищен, а психика его больше подвержена стрессам [5].
Одной из непреложных норм семейного воспитания было привитие ребенку уважения к родителям. В соответствии с правилами внутрисемейного этикета нельзя было появляться перед родителями в белье или одетым небрежно. Это чувство стыдливости по отношению к родителям воспитывалось у ребенка с детства и сохранялось всю жизнь.
Воспитание детей было гуманным. К телесным наказаниям как мере воспитания прибегали крайне редко. Достаточно сказать, что даже грубый окрик в случае непослушания воспринимался как оскорбление и для того, кто кричал, и для того, на кого кричали. Одним из значимых факторов воспитания была окружающая ребенка с колыбели красота и гармония окружающего мира: природы, традиционной обрядности, художественно-промысловых ремесел, выразительных музыкальных звуков, танцевальной пластики, художественного слова. Благотворно воздействовала на формирование личности детей эстетика и красота жилища, вещей, одежды, украшений, а каждодневные поведенческие стереотипные навыки предопределялись требованиями культуры речи, движений, проявлений вежливости, такта.
Передача молодежи эмпирических знаний об окружающем мире, умение ориентироваться в метеорологических условиях, знание народных примет, понимание поведения животных, народного календаря и использование его в хозяйственной жизни происходили в повседневном быту, на общинных, родовых и семейных праздниках, во время полевых и скотоводческих работ.
Важным фактором приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа является устное народное творчество осетин. Через устное народное творчество можно научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Ребенок может развиваться, проявлять свои умения, фантазию [5].
В процессе ознакомления с культурой родного края должна содержаться информация значимая для данного региона, для формирования устойчивой ценностной основы жизни ребенка-дошкольника через философию, быт, устои, обычаи, систему праздников, традиционные ремесла народов, проживающих на данной территории [3].
Таким образом, народные традиции являются элементами культуры родного края, явлениями материальной, духовной и художественной культуры, механизмом передачи опыта от поколения к поколению с целью сохранения этноса. Они создают предпосылки для развития социально-активной, творческой личности, способной жить в этом мире. Культурное развитие такой личности является результатом приобщения ребенка к культуре родного края.
Литература:
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях. М.: Педагогика, 2014. -179 с.
Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. М.: Просвещение, 2015.–275с.
Гришина Г.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре. // Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2016, №1 – С. 53-55.
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк и др. // Серия «Стандарты второго поколения». М.: Просвещение. 2015. – 23 с.
Джиоева Г. Х., Цаллагова З. Б. Этнопедагогика осетинской семьи // Воспитательная работа в образовательных учреждениях: опыт и перспективы. Йошкар-Ола, 2015. С. 108‑115.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение. 2010. – 31с. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://pohsvu.ru/post/open/472 (дата обращения: 21. 04.2019).