Просмотр содержимого документа
««Построение процесса ознакомления детей младшего дошкольного возраста с геометрическими формами и признаками предметов»»
Исследование
воспитателя младшей группы
МДОУ детского сада №10 «Солнышко»
Александровой
Ирины Ивановны
по теме:
«Построение процесса ознакомления детей младшего дошкольного возраста с геометрическими формами и признаками предметов»
ПРОБЛЕМА:
умственное воспитание
ЦЕЛЬ: 1. Ознакомить детей с геометрическими фигурами и их признаками.
2. Формировать способы систематизации предметов по этим признакам.
ГИПОТЕЗА: К кону исследования до 90% детей научатся различать и называть форму, систематизировать предметы по этому признаку.
ЗАДАЧИ: 1. Научить устанавливать взаимосвязи между знаниями о признаках предмета (формы), координировать их, и выражать с помощью языковых средств.
2. Научить группировать предметы на основе общих воспринимаемых признаков.
3. Научить различать и выделять степень выраженности усваиваемого признака (длинный – короче – короткий).
4. Формировать у детей способность обнаруживать усвоенное в других ситуациях и взаимосвязях.
Также, как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путём обследования предметов, ощупывания, многократного обращения с ним, ребёнок согласует своё восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учиться находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведёт к возникновению новых представлений о них.
При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и название предметов и их свойств.
Дети 4-х лет могут различать геометрические формы (круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную) и признаки предметов (большой – маленький, тонкий – толстый), но часто не могут правильно их назвать.
Дети 4-5 лет уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире, однако в них преобладает поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире. Восполнять эти пробелы позволяют детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений.
Детей данного возраста уже можно учить обобщениям представлений, способам классификации и группировки предметов.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.
По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме и т.д.), что очень важно для развития отвлечённого логического мышления.
В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.
В играх дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета.
Играя, дети приобретают умения складывать из частей целое, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
Для детей данного возраста характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать уже довольно сложные формы предметов.
С расширением опыта и развитием речи детям становиться доступными словесные игры. В словесной игре происходит решение умственных задач на основе представлений: «Что подарим Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, короткое, большое, маленькое). Также в этом возрасте дети учатся узнавать и соотносить форму предметов со знакомыми геометрическими фигурами (тарелка похожа на круг, дверь, окно – на прямоугольник, мяч – на шар, стакан – на цилиндр, косынка на треугольник).
Детей нужно учить улавливать незначительные различия между предметами по длине, ширине, высоте,толщине, а также сравнивать между собой не только два,
Но и большее количество предметов разной длины, толщины и т.д.
Детей учат строить стационарные ряды, то есть раскладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания (или убывания) их длины, ширины, высоты, величины в цело, ориентируясь на образец.
В дальнейшем дети овладевают умением самостоятельно упорядочивать предметы, действуя по определённым правилам (раскладывают предметы от самого длинного до самого короткого и т.д.).
Учитывая вышесказанное, я решила создать такую развивающую среду, которая способствовала бы формированию познавательных способностей детей. Поэтому работу по теме исследования я также начала с оформления групповой комнаты. Композиции, находящиеся в группе, помогают в усвоении сенсорных эталонов детьми, а также несут положительный эмоциональный заряд.
Я с особым вниманием отношусь к обустройству развивающей среды, подбору дидактического материала. Готовя пособия, я обращала внимание на то, чтобы они соответствовали гигиеническим и эстетическим требованиям. Игрушки и пособия в моей группе разрисованы яркими красками, имеют чёткую правильную форму, художественно оформлены. Яркие, красивые пособия привлекают внимание детей и вызывают желание играть с ними. Все пособия и игрушки в моей группе доступны всем детям, размещены в разных местах группы для свободного использования детьми.
В моей группе имеется дидактический стол на котором находится весь дидактический материал по теме моего исследования, игрушки и пособия которого постоянно обновляются.
Планируя занятия по теме моего исследования, я придерживаюсь принципа последовательности, который предусматривает постепенное усложнение заданий. Занятия провожу в игровой форме с использованием дидактических игр, подвижных игр, русских народных потешек, стихотворений, пальчиковой гимнастики.
Для проведения исследования, я использовала уже имеющейся опыт, наработанный по теме «Дифференциация цветов спектра…», работы учёных и практических работников из западногерманского города Брема, поставивших себе цель создание такого руководства воспитанием дошкольников, которое способствовало бы всестороннему развитию детей, в том числе и их познавательной сферы. При разработке методики учёные исходили из того, что, во-первых, она должна опираться на целостную научную концепцию о развитии ребёнка (в качестве которой была выбрана концепция известного швейцарского учёного Ж. Пиаже), во-вторых, акцент в практической работе воспитателей должен быть сделан на развитие ориентировочных познавательных действий детей, отработку которых следует осуществлять на социально подобранном материале, а закрепление – в процессе разных видов деятельности (рисование, аппликация, конструирование и т.д.), и в-третьих, форма организации обучения должна быть хотя и свободной, соответствующей интересам детей, но и контролируемой воспитателем. В качестве такой формы используется игра, а также занятия.
Конкретная цель обучения – познакомить детей с геометрическими формами, их признаками, способами систематизации предметов по этим признакам.
Обучение начинается с методики знакомства с признаками (большой, маленький). Дети должны не только научиться различать признаки предметов, но ориентируясь в окружающей действительности, правильно называть и классифицировать предметы.
На мой взгляд большое значение при обучении детей имеет введение карточек, которые изготавливают сами дети. Строгое следование одного этапа обучения за другим необязательно. В зависимости от уровня детей педагог может исключать или объединять некоторые этапы. После знакомства с признаком следует игра на классификацию, называние и систематизацию. Затем идут игры, в которых закрепляется материал. Это строительные игры, подвижные игры, аппликация, физкультурные упражнения, беседы и изготовление карточек по данному признаку.
Методика предполагает рекомендации по закреплению материала в повседневной жизни ( в течение дня).
В своём исследовании я использовала материал, которым располагает наш детский сад: строительный материал, кубики, мячи, игрушки, различные мелкие предметы, мебель, специально подобранный дидактический материал. Карточки, которые изготавливаются детьми, становятся заместителями признака предмета. Самым важным считаю постоянное обновление предметно - развивающей среды, что способствует развитию познавательного интереса у детей, побуждает детей к экспериментированию. В процессе совместной деятельности с детьми я уделяю большое внимание отработке умения переносить приобретённые знания в бытовые ситуации.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Содержание формирующего эксперимента
Месяц
Содержание работы
Сентябрь
Знакомство с признаками
большой и маленький
Октябрь
Знакомство с признаками
длинный - короткий
Ноябрь
Знакомство с признаками
толстый и тонкий
Декабрь
Знакомство с кругом
Январь
Знакомство с треугольником
Февраль
Знакомство с прямоугольником и квадратом
Март
Игры на классификацию признаков большой, маленький, толстый, тонкий с использованием карточек
Апрель
Игры на классификацию форм (треугольная, круглая, квадратная, прямоугольная)
Май
Повтор пройденного материала на комбинацию 4-х признаков (большой, треугольный, толстый, зелёный)
ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ВЫВОДЫ
Проанализировав результаты исследования, я пришла к выводу, что система последовательного усвоения умственных действий, которая опирается на опыт ребёнка, подготавливает его к усвоению логических действий. Развитие умственных способностей происходит в процессе обучения и достижения определённых дидактических целей.
Систематическое развитие познавательных способностей в ходе обучения осуществляется, на мой взгляд, легко, так как цель обучения реализуется в разнообразных ситуациях и на различном материале.
Совокупность представленных задач по своему замыслу побуждает воспитателя к дальнейшему творчеству. Воспитатель может выбрать другие, более подходящие для данной группы детей примеры, или предоставить детям возможность самим изобретать варианты упражнений.
Исходя из задач исследования по данной теме, я считаю, на первом плане должна стоять задача формирования у детей способности применять усвоенные знания в других ситуациях и взаимосвязях.
Так как основные представления о постоянстве, операциях классификации и сериации развиваются в процессе конкретных взаимосвязанных действий и образуют более общую схему у всех детей в одном и том же возрасте между пятым и восьмым годом, то они составляют фундамент для выработки логического мышления. Формирование мышления зависит от образования точных понятий, от усвоения способов их определения, например с помощью измерения и т.д., а также от их стабильности. Это в свою очередь приводит к установлению всё более правильных отношений между понятиями, поскольку ни одно понятие не может существовать само по себе, а только в отношении к остальным.
На основании конкретных действий и складывающихся при накоплении опыта всё более обобщённых представлений формируются три существенных фактора мышления, которые лежат в основе логико-понятийного развития – операции классификации, сериации и понятие о сохранении. Классификация вынуждает ребёнка подумать о том, что лежит в основе сходства и различия предметов, поскольку ему необходимо сделать заключения о них.
Это облегчает узнавание и запоминание, так как в данном случае уже не нужно идентифицировать и запоминать всякий новый предмет, всякую новую ситуацию, всякое новое действие, а можно включить их в ту или иную группу на основании общих признаков, что значительно облегчает работу памяти и активизирует мышление.
Дети моей группы способны сравнивать предметы и отдельные признаки, в их речи прослеживаются такие словосочетания, как «квадратная салфетка», «тонкий карандаш», «длинное платье», «треугольная косынка» и др.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что детям легче сначала усвоить понятие «круглый», а затем «прямоугольный» и «квадратный». Во время строительных игр дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски, строят мост сначала из коротких брусков, а затем из длинных; выбирают пластины треугольной формы и строят гусеницу, при этом кладут геометрические фигуры в одном направлении. В играх на комбинирование признаков я брала 4 признака (например: большой, треугольный, толстый, зелёный). Используя данную методику в своём исследовании я получила результат: % детей научились выделять, называть, сравнивать и группировать многочисленные предметы, использовать полученные знания в играх, в повседневной жизни, о чём свидетельствуют результаты констатирующего эксперимента.
Я считаю, что полученные детьми знания и накопленный опыт будут способствовать дальнейшему развитию их познавательного интереса, что, в свою очередь является основой подготовки к учебной деятельности.
МЕТОДИКА
Форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путём обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребёнок согласует своё восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что вдёт к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и называние предметов и их свойств.
Четырёхлетние дети уже могут различать некоторые геометрические формы (круглую, треугольную, квадратную, прямоугольную) и признаки предметов (большой, маленький, тонкий, толстый), но часто не могут правильно их назвать.
Большинство детей этого возраста безошибочно обозначает предметы только одной геометрической формы – круглой – и два признака – большой и маленький. Чаще всего встречается смешение обозначений: большой – короткий, длинный – маленький. Такой вид смешанных форм затрудняет нахождение важных признаков при классификации предметов.
Структура, виды игр, материал, организация
При ознакомлении детей со свойствами формы необходимо учитывать её относительность. Поэтому, например, длинный предмет не даётся изолировано, он обязательно рассматривается, сравнивается с маленьким. Вначале различия между противопоставляемыми свойствами должны быть достаточно резкими. Только после того, как дети поняли различие между признаками, разница в сопоставляемых предметах по длине, толщине, величине может уменьшаться.
Затем на основе сравнения и определения признаков переходят к их систематизации (например, большой – больше – самый большой). На этом этапе дошкольников знакомят с известными фигурами и их отличительными признаками. Общая цель работы – ознакомление с геометрическими фигурами и признаками, их названиями, а также формирование способов систематизации предметов по этим признакам.
Детям последовательно предлагают следующие признаки предметов и геометрические фигуры:
большой – маленький;
длинный – короткий;
толстый – тонкий;
круг;
треугольник;
прямоугольник – квадрат.
МЕТОДИКА
Знакомство с признаками: большой – маленький
Различение – называние – систематизация
Материал: 1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.
Игра на классификацию
Под столом или под платком ребёнок ощупывает предмет, определяет его величину и называет его: пуговица большая или маленькая, камешек большой или маленький. Остальные дети наблюдают за тем, правильно ли выполнено задание и меняют водящего.
Можно усложнить игру. Под платок прячутся предметы из разного материала, которые ребёнок сравнивает: например, большая пуговица и маленькая коробка.
Игра на систематизацию
Из строительного материала, имеющегося в группе, выбираются большие и маленькие кубики. Дети строят поезд, чередуя маленькие и большие кубики.
Подвижная игра
При слове «большой» дети становятся такими большими, как великаны. Они встают на носочки и поднимают руки вверх. При слове «маленький» дети становятся такими маленькими, как карлики. Они приседают. Игра проводится несколько раз. Ведущие меняются.
Закрепление материала в течение дня
Во время беседы воспитатель рассказывает детям о больших и маленьких животных; читает книгу, в которой приводятся истории о таких животных.
Во время сервировки стола воспитатель обращает внимание на то, что среди ложек, тарелок есть маленькие и большие.
Во время физкультурных упражнений можно предложить детям достать из корзинки сначала большие, а затем маленькие мячи.
При изготовлении карточек дети изображают линиями человечка – большого с опущенными руками, маленького – с поднятыми. Затем ищут маленькие и большие предметы, находящиеся в групповой комнате, и располагают их около соответствующего изображения.
Знакомство с признаками: длинный – короткий
Различение – называние - систематизация
М а т е р и а л: 10 кусков пластилина; 1 длинная и 1 короткая палочка; 1 коричневая и 1 светло-зелёная счётная палочка; 1 длинная и 1 короткая картонная полоска; 1 длинный и 1 короткий карандаш.
Игры на классификацию (г)
На столе лежат сделанные из пластилина длинная и короткая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета.
Воспитатель раздаёт детям пластилин и просит сделать такие же колбаски: 1 длинную, 1 короткую.
В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показывают, какая колбаска длинная, а какая – короткая.
Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок.
Игра на называние (г)
М ы ш а г а е м
Дети ходят по комнате. При слове «короткий» они делают очень короткие шаги, а при слове «длинный» - очень длинные шаги. После проведения игры воспитатель предлагает детям попеременно произносить слова «длинный» - «короткий».
В эту игру могут вноситься дополнения. Например: дети делают длинные (или, наоборот, короткие) шаги на носочках.
Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.
Игра на систематизацию и называние
Ребёнок ощупывает под платком 2 палочки разной длины. После того как ребёнок определил, какая длинная, а какая короткая, он кладёт на стол сначала длинную, а затем – напротив – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, а это – короткая».
Игра проводится несколько раз (но не более четырёх). Каждый раз под платок кладут новые парные предметы (например, длинный и короткий блоки из строительного материала, карандаши и т.д.).
Затем дети рассматривают ряды длинных и коротких предметов, констатируют, что у всех предметов различная длина. Вероятно кому-то из детей бросится в глаза, что карандаш в ряду коротких предметов длиннее, чем палочка в ряду длинных предметов. Воспитатель даёт время, чтобы дети составили самостоятельное мнение о длине карандашей. Затем он просит ребёнка взять короткий карандаш и на его место положить длинный, так, чтобы дети наглядно смогли убедиться, что при сравнении короткого карандаша с длинным первый действительно выглядит короче.
Закрепление материала в течение дня
Во время постройки дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски и строят мост сначала только из коротких, а затем только из длинных брусков.
Во время изготовления поделок дети делают из соломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.
Во время физкультурных упражнений дети строятся, образуя длинные и короткие ряды. Длинные ряды становятся короткими по мере выполнения отдельными детьми упражнений, так как выполнивший задание отходит в сторону. Можно построить длинный и короткий поезд.
Во время беседы воспитатель рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания кого –то), просит детей рассказать о своих впечатлениях.
При изготовлении карточек дети длинную линию изображают длинным рядом точек от одного края листа до другого, а короткую линию – двумя точками в центре карточки (см. рисунок). Затем они называют находящиеся в групповой комнате длинные и короткие предметы, соответствующие линиям, изображённым на карточках.
Знакомство с признаками: толстый – тонкий
Различение – называние – систематизация
Материал. Заранее изготовленные толстые и тонкие вещи, например, 1 тонкий, 1 толстый носок ; 1 толстая, 1 тонкая книга; 1 толстый, 1 тонкий карандаш; 2 различающиеся только по толщине шерстяные нитки; 2 различающиеся только по длине шерстяные нитки; 2 различных по величине кубика; 2 различных только по толщине книги; строительный материал.
Игра на классификацию
Один ребёнок изображает толстого медведя (под одежду можно подложить подушку), другой ребёнок – тонкого (или в данном случае тощего) волка (все вещи на нём велики). Каждый из них получает соответствующую карточку, где условно изображены толстое и тонкое живое существо (см. рисунок).
Остальные ребята отыскивают в групповой комнате заранее спрятанные толстые и тонкие вещи, приносят их наряженным детям, которые проверяют, правильно ли выполнено задание, радуются, что получили соответствующие предметы, т.е. толстый медведь получил толстую книгу, толстый карандаш и т.п.
Игра на называние (г)
Под платком находятся вещи, различающиеся по толщине, длине, величине. Вызванный ребёнок ощупывает предмет и называет его. Например: «Это толстая шерстяная нитка». «Это маленький кубик.» «Это тонкий карандаш» и т.п. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Игры на систематизацию
Из строительного материала дети выбирают все толстые и тонкие бруски, строят из них паровозик, улицу, чередуя их по толщине.
Закрепление материала в течение дня
Во время беседы воспитатель говорит с детьми о зимней и летней одежде, о мехе животных в зимнее и летнее время.
Во время рисования дети проводят линии толстыми и тонкими грифельными карандашами и кисточками.
Во время приготовления обеда дети с воспитателем совершают экскурсию на кухню. Они наблюдают, как повар готовит кисель. Воспитатель обращает их внимание на разную консистенцию жидкости: при добавлении воды сироп становится жидким, при добавлении в него крахмала и постепенном нагревании кисель загустевает.
Во время конструирования дети отбирают толстые и тонкие бруски и строят туннель или дом. Тонкие дощечки используют для постройки крыши.
Знакомство с кругом
Различение – называние – систематизация
Эксперименты показывают, что детям легче сначала усвоить понятие «круглый», а затем «прямоугольный» и «квадратный». Поэтому на данном этапе обучения как противопоставление «круглому» употребляется понятие «многоугольный». Но если воспитатель считает, что дети справятся с заданием, то он употребляет правильное название: прямоугольный, четырёхугольный, квадратный.
Материал. 1 маленький мяч и 1 пластмассовый или деревянный кубик; различный по форме материал из дидактического набора (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники); 2 различные по длине счётные палочки оранжевого и светло-зелёного цвета; строительный материал.
Игры на называние
Я вижу то, что ты не видишь
Водящий ребёнок выбирает предмет круглой формы, находящийся в групповой комнате, и говорит остальным детям, которые сидят по кругу: «Я вижу что-то, что вы не видите, и оно круглое». Ребёнок, который отгадывает первым, становится ведущим. Игра повторяется несколько раз.
Угадай форму предмета
Под платком находятся предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы, 2 счётные палочки: короткая и длинная ( например, оранжевого и светло-зелёного цвета). Ребёнок ощупывает предмет, называет его. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель поощряет всех детей, которые самостоятельно выделяют и называют несколько признаков, например: тонкий, круглый. На такие ответы он обращает внимание всех остальных детей.
Подвижная игра
Дети сидят по кругу на полу (или парами за столом) и катают друг другу маленький мяч. Затем воспитатель даёт им кубик и предлагает его также покатать. Дети пытаются это сделать, но у них ничего не получается. Воспитатель обсуждает с ними причину неудачи, рассказывает о свойствах круглого предмета по сравнению с кубиком.
Игра на систематизацию
Построим поезд
Из дидактического материала дети выбирают карточки круглой формы, а многоугольные пластины откладывают на другую сторону стола. Воспитатель предлагает им построить поезд, чередуя круги с многоугольниками. Каждый ребёнок должен обязательно назвать, что он кладёт: круг или многоугольник.
Закрепление материала в течение дня
Во время игр насвежем воздухе воспитатель чертит круг или кладёт обруч, в который дети должны попасть шариком или круглым камешком.
Во время изучения правил дорожного движения воспитатель обращает внимание детей на различные формы дорожных знаков («Осторожно, дети!», «Проезд запрещён» и т.д.).
Во время рисования на белом листе дети изображаютпредметы круглой формы: чашки, тарелки, раскрашивают их красками. Гуашью или акварелью рисуют картину: солнце и дома.
При изготовлении карточек для обозначения круглой формы дети находят соответствующие предметы, систематизируют их.
Знакомство с треугольником
Различение – называние – систематизация
Материал. Цветная и белая бумага; клей; треугольники из картона: острый, тупой, прямоугольный; круглые, прямоугольные и квадратные карточки из картона, пластмассы или фанеры; строительный материал.
Аппликация
Из цветной бумаги дети вырезают дом с остроконечной крышей и ёлку. Наклеивают на лист белой бумаги. Воспитатель вырезает дом с круглой крышей. Дети сравнивают дома и определяют различия между круглой и треугольной формой.
Игра на называние
Под платком находятся следующие предметы: острый, тупой и прямоугольный треугольники из картона (рис.), пластины круглой, квадратной и прямоугольной формы. Ребёнок ощупывает предмет, называет его и показывает. Остальные дети проверяют правильность выполнения.
Игра на систематизацию
Из строительного набора дети выбирают пластины треугольной и строят гусеницу. Все треугольники кладут водном направлении. Если ребёнок кладёт треугольники неправильно (основаниями друг к другу), то воспитатель исправляет ошибку и обращает на это внимание всех детей (рис.).
Закрепление материала в течение дня
При изучении правил дорожного движения воспитательвместе с детьми рассматривает и обсуждает дорожные знаки (например, «Пешеходный переход», «железнодорожный переезд» или какие либо другие), подчёркивая значение знаков и их форму.
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на дорожные знаки треугольной формы и на знаки, в изображении которых есть треугольники, объясняет их значение.
При изготовлении поделок из плотной бумаги и дерева дети делают кораблик с парусом (парус треугольной формы). Парус можно раскрасить.
В свободных играх воспитатель предлагает детям использовать настольный дидактический материал: домино и лото, включающие треугольные формы.
При изготовлении карточек дети обозначают треугольную форму (рис.) и подбирают предметы такой же формы, находящиеся в групповой комнате. Воспитатель заранее приносит в группу предметы треугольной формы.
Знакомство с прямоугольником и квадратом
Различение – называние - систематизация
Обе фигуры даются на одном этапе обучения, чтобы дети яснее могли увидеть различия между ними. Необходимо следить за тем, чтобы каждый ребёнок получил возможность самостоятельно проверить, что у прямоугольника равны только две противоположные стороны, а у квадрата все четыре (при равенстве всех углов в отличие от параллелограмма).
На знакомство с этими фигурами отводится больше времени, чем на ознакомление с предыдущими, так как разница первых улавливается детьми только при ярко выраженных различиях формы. Кроме того, детям достаточно трудно усвоить названия «квадратный» и «прямоугольный».
Материал. Карточки для обозначения круглой и треугольной формы (различной величины); блоки прямоугольной и квадратной формы; предметы прямоугольной и квадратной формы: конверт, марка, кубики, квадратная салфетка и т.п.; строительный материал.
Игра на классификацию
На столе раскладывают блоки треугольной, круглой, прямоугольной и квадратной формы различной толщины. Дети, используя карточки с изображением треугольной и круглой формы, изготовленные ими раньше, выбирают круглые и треугольные блоки. Затем рассматривают и сравнивают друг с другом оставшиеся в наборе формы. Воспитатель обращает внимание детей на длину противоположных сторон квадратов и прямоугольников, маркирует их при помощи мела и сравнивает между собой. После чего дети ищут в групповой комнате заранее приготовленные предметы прямоугольной и квадратной формы, например, книги, конверты, кубики и т.п. (рис.)
Игра на называние
Какой фигуры не стало?
Воспитатель выбирает 4 плоские фигуры (круглую, прямоугольную, квадратную, треугольную) и кладёт на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счёт того, что фигуры подбирают разного цвета, разной величины.
Игры на систематизацию
Строим улицу
Из строительного материала дети выбирают кубики прямоугольной и квадратной формы, строят улицу, чередуя кубики. Играющие следят, чтобы соблюдалось чередование кубиков разной формы.
Закрепление материала в течение дня
При посещении магазина и при изготовлении поделок для игры в магазин воспитатель обращает внимание детей на различные формы и цвета товаров и упаковок.
При посещении почты дети рассматривают конверты, марки, бандероли и определяют их форму.
При изготовлении поделок дети делают из картона дом, вырезают окна, двери (прямоугольной и квадратной формы). Крыша оформляется треугольником.
При выпечке печенья из пластилина дети учитывают различную форму (печенье круглое, треугольное, квадратное, прямоугольное, в форме звезды и т.п.).
Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники составляют узор из мозаики различной формы и цвета.
При изготовлении карточек с помощью шаблона дети обозначают прямоугольную и квадратную форму (рис.).
Повторение пройденного материала
При повторении пройденного материала воспитатель должен не только закрепить и углубить знания детей, но прежде всего выяснить, кто ещё недостаточно учвоил материал, кто испытывает затруднения при назывании тех или иных форм и их признаков, какие дети не уверены в своих знаниях. В соответствии с этим повторяются соответствующие разделы.
Материал. Карточки для обозначения всех усвоенных форм и цветов; различные предметы, обладающие знакомыми признаками: маленькие и большие автомобили, кубики, картонные треугольники, длинные и короткие карандаши, толстые, тонкие книги, мячи; счётные палочки; другой дидактический и строительный материал.
Игра на классификацию
Карточки с изображением соответствующих форм и их признаков лежат на столе изображением вниз. В групповой комнате заранее подготовлены необходимые предметы. Ребёнок подходит к столу, берёт одну карточку и ищет предмет указанной формы или обладающий заданным признаком (например, длинный или маленький), затем кладёт найденный предмет рядом с карточкой. Другие дети проверяют правильность выполнения задания (рис.). Если ребёнок выбрал неправильный предмет, он уступает место другому.
Игра на комбинацию признаков
Для этой игры необходимы различный дидактический материал, карточки для обозначения всех форм и их признаков (кроме длинной и короткой) и карточка для обозначения зелёного, жёлтого, синего цветов.
Изображены ворота. Перед воротами лежат карточки, которые указывают на то, предмет какой формы подходит к данным воротам. Например, круглый; круглый и тонкий; толстый и зелёный и т.д. В зависимости от уровня развития детей в группе могут комбинироваться 4 признака. Например, большой, треугольный, толстый, зелёный и т.п. (рис.).
Строительная игра
Воспитатель раздаёт детям счётные палочки (или блоки, или кубики) различных цветов и размеров. Дети рассматривают их и называют цвет, размер. (Среди знакомых цветов могут быть и незнакомые, например, лиловый.). После этого воспитатель предлагает им построить из этих предметов разноцветную лестницу, упорядочив ступеньки по высоте.
Игра на называние
Место рядом свободно
Для этой игры необходимы карточки для обозначения цвета и формы. Каждый играющий получает карточку. Карточки не повторяются. Дети сидят в кругу на стульях. Одно место свободное. Водящий говорит: «Место рядом со мной свободно. Я хочу, чтобы его занял ребёнок, у которого синяя карточка (жёлтая, красная, карточка с треугольником, кругом и т.д.)».