Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования»
исполнительного комитета Нижнекамского района РТ
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления
для тубинфицированных детей № 75»
Выступление на педагогическом совете
«Посеять в детских душах доброту»
Воспитатель: Гуслева Ольга Анатольевна
Нижнекамск
2013-2014
Вступительное слово «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:
Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному д/саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное нравственное чувство.
Система нравственного воспитания включает в себя:
Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.
Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.
В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.
Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.
Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.
Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе?
Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли волновали педагогов всех времен. Вспомним В. А. Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать".
Зависит ли что от педагогов в воспитании добрых чувств ребенка?
"Да"! - говорит ученый и педагог-новатор Ш. А. Амонашвили, он видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: "Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания оказывает личность педагога.
Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:
- к своей работе,
- к воспитанникам
- другим людям,
- к самому себе.
Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детках веру в торжество морали. И, напротив, если дети были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию дошкольников наносится существенный урон.
Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят:
- от степени его компетентности,
- профессионализма,
- характера повседневных взаимоотношений с детьми.
Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.
Сегодня мы даем возможность познакомиться с принципами педагогической деятельности, которые выделил Ш. А. Амонашвили, как основные в гуманном подходе к детям.
Первый - любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, единственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ребенка, вносит в нее разочарование и злобу.
Второй - очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, тогда он с легкостью найдет приют в "тихом омуте".
Вопрос: - Нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра?
- Например, как вы смотрите на эту ситуацию:
"Ребята, - вдруг сказала воспитательница, - Вова потерял рукавичку.
Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?" Дружно потянулись ручонки. Всю дорогу Вова грелся теплом чужих варежек, не подозревая, что свою вовсе не потерял: она лежала в кармане воспитательницы. Вова, наконец, увидел, как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.
- Были ли подобные случаи в вашей практике? Какие?
В заключении:
Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку,
Путь человека труден
Мало похож на сказку.
В жизни без ласки – знайте,
Слезы, дожди, озноба.
Детям и взрослым – знайте,
Ласка нужна – не злоба.
Корень теряет краски,
Если напиться нечем.
Как человек без ласки
Он опускает плечи.
Как скопидом монеты
Ласку не прячьте, люди.
Пусть она добрым светом
Вечно светить вам будет.