Подвижные игры как средство воспитания выразительности движений у младших дошкольников
Подвижные игры как средство воспитания выразительности движений у младших дошкольников
Подвижные игры – сознательная и активная деятельность детей, которая характеризуется обязательным выполнением игровых заданий, а также точным соблюдением правил игры.
Подвижные игры бывают несюжетными и сюжетными. В несюжетных( салки, кольцеброс, самый меткий и т.д.) ценятся скорость, сила, ловкость, меткость.
Такие игры – состязания больше подходят для старших дошкольников. Сюжетные ( кот и мыши, зайцы и волк, у медведя во бору) нравятся младшим дошкольникам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры как средство воспитания выразительности движений у младших дошкольников»
Подвижные игры как средство воспитания выразительности движений у младших дошкольников
Подвижные игры – сознательная и активная деятельность детей, которая характеризуется обязательным выполнением игровых заданий, а также точным соблюдением правил игры.
Подвижные игры бывают несюжетными и сюжетными. В несюжетных( салки, кольцеброс, самый меткий и т.д.) ценятся скорость, сила, ловкость, меткость.
Такие игры – состязания больше подходят для старших дошкольников. Сюжетные ( кот и мыши, зайцы и волк, у медведя во бору) нравятся младшим дошкольникам.
По мнению создателя научной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафта, подвижная игра – средство разностотороннего развития личности ребенка. В процессе игр формируются такие качества, как честность, правдивость, выдержка, самообладание, товарищество, знание и представления об окружающем мире, развиваются мышления, смекалка, ловкость, сноровка, нравственные, морально – волевые качества.
В.В. Гориневский Е.А. Аркин – последователи и ученики Лесгафта, успешно претворявшие в жизнь его идеи.
В.В. Гориневский считал подвижную игру средством формирования личности ребенка. По его мнению, в подвижных играх обязательно должны присутствовать положительные эмоции, оказывающие оздоравливающее влияние на организм.
Он подчеркивал важность сюжета игры, а также методики ее проведения. Воспитатель должен быть эмоциональным, индивидуально подходить к каждому ребенку, точно соблюдать правила игры. По мнению ученого, в игры нужно вносить элементы соревнования, доступные детям. При этом нужно исключить такие отрицательные качества, как возбуждение, враждебность и недоброжелательность друг к другу.
Еще один последователь Лесгафта Е.А. Аркин отводил воспитателю ведущую роль в подвижной игре. Ученый подчеркивал, что именно он должен заинтересовать ребенка, увлечь его в игру, объяснить правила, распределить роли, а в случае необходимости и подключиться к игре.
Л.А. Парамонова считает, что при организации подвижных игр воспитатель должен стараться, чтобы дети эмоционально погрузились в игру, лишь тогда у них появится желание играть в нее вновь и вновь.
Большое значение в подвижных играх уделяется нравственному воспитании. Дети понимают, что играть нужно только по правилам, их соблюдение должно быть законом для всех. В подвижной игре формируются выдержка, самообладание, честность, справедливость.
Подвижные игры коллективные. Ребенок, играя, учится согласовывать свои действия с действиями других, находить свое место в кругу, колонне, не мешая другим, по сигналу быстро убегать, не наталкиваясь на играющих. Также хочется отметить, что подвижные игры – неисчерпаемый источник положительных эмоций. В их ходе у детей улучшается настроение.
Ребенок зачастую испытывает дефицит в общении как в семье так и детском саду. Происходит это по разным причинам. Обедненное общение может негативно сказаться на развитии личности ребенка. И тут на помощь приходят подвижные игры, развивающие его коммуникативные качества.
По мнении. Бабенковой и Параничевой, подвижная игра для ребенка – настоящая игра для ребенка – настоящая школа жизни. От того, как он чувствует себя в ходе игры, во многом зависит путь социального развития, поскольку отношения с коллективом сверстников влияют на его дальнейшую судьбу. Если ребенок научится разрешать конфликты, спорные моменты, если он будет тактичным, ладить с детьми, прощать обиды – то, своре всего, в дальнейшем он начнет уверенно чувствовать себя среди людей.
Подвижные игры способствуют умственному развитию детей. Ребенок учится запоминать правила игры, считалки, с которых начинается любая игра, а также песенки и стихи, которые есть в сюжетных подвижных играх. Они ценны еще и тем, что дают дополнительную возможность доверительного общения воспитателя с детьми.
И, конечно, подвижные игры незаменимы для физического развития детей. По мнению Степаненковой, при проведении игр на свежем воздухе укрепляется весь организм, что благотворно влияет на дыхательную, сердечно – сосудистую, мышечную, нервную систему.
Игры должны проходить под руководством опытного педагога, который следит за тем, что бы дети не перенапрягались в игре. Согласно Осиконой во время игр, в движении, ребенок становится ловким, выносливым, уверенным в своих силах.
Подвижные игры как нельзя лучше развивают творчество у дошкольников. Существует множество подвижных игр, все они разные и интересные. Выразительность движений – не что иное, как проявление творчества детьми.
Творчеств, а также воспитание выразительности движений в игре начинается с подражания. Дети обожают подражать всему, что видят вокруг. Вот над детским садом с гулом пролетел самолет, и дошкольники бегают, расставив руки, изображая его. Вот с мяуканьем пробежала кошка, и дети мяукают и крадутся, как кошка.
Младшие дошкольники имеют большие способности к подражанию по сравнению с детьми 6 – 7 лет. Поэтому с ними в основном проводятся сюжетные подвижные игры. В них малыши превращаются в зайчиков, птичек и т.д.
Правильно организованная подвижная игра раскрывает творческие способности ребенка, даже медлительного и застенчивого. Любой воспитанник раскрепощается в игре и наравне со всеми исполняет роль водящего.
Приведем пример из практики. Во время прогулки робкий, застенчивый Алеша только наблюдал за играми детей со стороны, но когда началась подвижная игра «Гуси – Лебеди», воспитатель выбрала его водящим – «Волка». Сначала робко, а затеи более уверенно мальчик вжился в образ рычащего волка. Алеша отлично справился с ролью и стал охотнее вступать с детьми в игровое взаимодействие. Таким образом, можно утверждать что творчество, подражание в подвижных играх влияют на характер ребенка. Через игру он учится выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
Выразительность движения у детей необходимо воспитывать через любой вид их деятельности: музыкальную, театрализованную, физические упражнения и сюжетные подвижные игры.