Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница.
Посуда для салата — салатница;
посуда для хлеба — хлебница;
посуда для молока — молочник;
посуда для масла — маслёнка;
посуда для конфет — конфетница;
посуда для сухарей — сухарница;
посуда для соли — солонка;
посуда для сахара — сахарница.
После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.
«Куда положим»
Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.
Ход игры:
Хлеб кладут в … хлебницу.
Мыло кладут в … .мыльницу.
Масло кладут в …
Сахар насыпают в …
Салфетки ставят в …
Масло кладут в …
«Чьё, чьё? – Моё»
Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.
Материал: Мешочек с детскими вещами и игрушками.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.
- Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё?
Это что? (Туфля). Чья туфля? И т.д. (чья, чьё, чьи, чей).
Хозяин получает вещь и убирает на место.
«Скажи ласково»
Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.
Стол - столик, ключ - ключик.
Шапка - шапочка, белка - белочка.
Книга - книжечка, ложка - ложечка.
Голова - головка, картина - картинка.
Мыло - мыльце, зеркало - зеркальце.
Кукла - куколка, свекла - свеколка.
Коса - косичка, вода - водичка.
Жук - жучок, дуб - дубок.
Вишня - вишенка, башня - башенка.
Платье - платьице, кресло - креслице.
Перо - перышко, стекло - стеклышко.
Часы - часики, трусы - трусики.
«Два брата ИК и ИЩ».
Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.
Ход игры:
- Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ — большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.)
У ИКА был носик, а у ИЩА?..
В дальнейшем закрепляется дифференциация слов:
ротик — ротище,
лобик — лобище,
глазик — глазище,
ручки — ручищи,
ножки — ножищи.
Делается вывод, если и слове слышится ик, это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой.
Я сейчас я буду говорить два слова и бросать мяч, а вы мне будете отвечать одним словом, используя ик или ищ. Например, я буду говорить маленький стол, а вы будете отвечать: столик.Я буду говорить большой дом, а вы будете отвечать: домище.
Предлагается следующий речевой материал:
большой комар (комарище),
маленький куст (кустик),
большие усы (усищи),
большой куст (кустище),
маленький ковер (коврик),
большая изба (избища),
маленький винт (винтик),
большой помидор (помидорище).
«Кто это?»
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.
Ход игры:
Занимается спортом (кто?) – спортсмен, спортсменка
занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка
занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка
занимается теннисом – теннисист, теннисистка
занимается борьбой — борец
занимается акробатикой — акробат, акробатка
катается на лыжах – лыжник, лыжница
бегает на коньках – конькобежец, конькобежка
играет в футбол – футболист, футболистка
играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка
играет в шахматы — шахматист, шахматистка
стреляет из винтовки — стрелок
стреляет из лука — лучник, лучница
ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка
ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка
прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья
прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка
плавает – пловец, пловчиха.
«Назови профессии»
Цель: Развивать анализ и синтез.
Материал:Картинки с изображением разных профессий.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям ответить на вопросы:
Кто носит багаж? Носильщик.
Кто сваривает трубы? Сварщик.
Кто вставляет стекло? Стекольщик.
Кто работает на кране? Крановщик.
Кто укладывает камни? Каменщик.
Кто точит ножи? Точильщик.
Кто чинит часы? Часовщик.
Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
Далее взрослый задает вопрос:
- Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик? При произнесении этих слов взрослый подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.
«Животные и их детеныши»
Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Человеческие дети знают всех зверят на свете. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.
Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.
Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок.
«Кем (чем) будет - яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д.
Ребёнок, бросая мяч обратно, может дать несколько вариантов ответа.
Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».
«Что без чего?»
Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда.
Материал: Картинки с изображением предметов, которые надо починить.
Ход игры:
На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.
Взрослый задает вопрос: «Что без чего?»
Стул без ножки.
Стул без спинки.
Платье без рукава
Кастрюля без ручки.
Чайник без носика.
Кофта без пуговиц.
Расческа без зубчиков.
Грузовик без фары.
Ботинки без шнурков.
Машина без колеса.
«Один - много»
Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Мы - волшебники немного: был один, а станет много.
Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры:
Стол - столы
двор – дворы,
нос – носы,
гора – горы,
нора – норы,
мост – мосты,
дом – дома,
глаз – глаза,
луг – луга,
город – города,
провод – провода,
день – дни,
пень – пни,
сон – сны,
лоб – лбы,
ухо – уши,
стул – стулья,
кол – колья,
лист – листья,
перо – перья,
крыло – крылья,
дерево – деревья,
носок – носки,
чулок – чулки,
кусок – куски,
кружок – кружки,
дружок – дружки,
прыжок – прыжки,
утенок – утята,
гусенок – гусята,
цыпленок – цыплята,
«Один – много»
Цель: Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.
Ход игры:
Одно колесо — много колес.
Одно яблоко — много яблоко.
Одна кукла — много кукол.
Одна книга — много книг.
Одна кисточка — много кисточек.
Одно полотенце — много полотенец.
Одно кресло — много кресел.
Один карандаш — много карандашей.
Один стул — много стульев.
Один помидор — много помидоров.
Один апельсин — много апельсинов.
Один лимон — много лимонов.
«Веселый счет»
Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Сколько их - всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем. Взрослый бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.
Примеры: один стол - пять столов
один слон - пять слонов
один шкаф - пять шкафов
один гусь - пять гусей
один лебедь - пять лебедей
один журавль - пять журавлей
одна гайка - пять гаек
одна майка - пять маек
одна шишка - пять шишек
один утенок - пять утят
один гусенок - пять гусят
один цыпленок - пять цыплят
один заяц - пять зайцев
один палец - пять пальцев
одно платье - пять платьев
одна шапка - пять шапок
одна перчатка - пять перчаток
одна банка - пять банок
одна рукавица - пять рукавиц
одна пуговица - пять пуговиц
одна мыльница - пять мыльниц
одна шляпа - пять шляп
одна книга - пять книг
одна конфета - пять конфет.
«Где мы были, что мы видели?»
Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа.
Педагог обращается с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?»
- Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков...
- Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов...
- Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов...
- Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...
«Кому что дадим?»
Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».
Материал: Картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.); игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).
Ход игры:
На доске расставлены картинки с изображением корма для животных.
На столе — игрушечные животные.
В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?»
Сено дадим корове, лошади.
Грибы дадим белке.
Яблоко дадим ежу.
Орехидадим белке
Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке.
Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке.
Овощи дадим свинье.
«Угадай, кому нужны эти вещи»
Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.
Материал: Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.
Ход игры:
Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?»
Ребенок, у которого картинка — летчик, поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.
Самолет – летчику,
швейная машина – портнихе,
автомобиль – шоферу,
винтовка – солдату,
лопата – кочегару,
молот – кузнецу,
книга – ученику,
сумка – почтальону,
паровоз машинисту,
указка — учителю,
термометр — доктору,
весы — продавцу,
кисть — художнику,
шприц — медсестре,
ножницы — парикмахеру.
Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребенком будут розданы все картинки.
«Кто чем работает?»
Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа.
Материал: Картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.).
Ход игры:
Детям предлагаются картинки с изображением людей различных профессий. Взрослыйпредлагает детям ответить на вопрос «Кто чем работает?»:
Парикмахер — ножницами,
маляр — кистью,
плотник — топором,
дворник — метлой,
лесоруб — пилой,
садовник — лопатой.
«Кто чем управляет?»
Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».
Материал: Картинки с изображением различных видов транспорта.
Ход игры:
На доске картинки с изображением транспорта.
Взрослый показывает картинку и задет вопросы: «Кто управляет ... автобусом, самолетом и т. д.)»? Дети должны ответить полным предложением.
Автобусом управляет водитель.
Грузовиком управляет шофер.
Поездом управляет машинист.
Вертолетом управляет вертолетчик.
Самолетом управляет летчик.
Кораблем управляет капитан.
Мотоциклом управляет мотоциклист.
Велосипедом управляет велосипедист.
Ракетой управляет космонавт.
«Чем можно?»
Цель: Закреплять формы творительного падежа.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям ответить на вопрос «Чем можно?»:
Рубить — топором,
резать — ножом, ножницами,
умываться — водой,
пилить — пилой,
вытираться — полотенцем,
рисовать — кисточкой,
писать — ручкой,
вытирать — тряпкой,
причесываться — расческой,
упаковывать — бумагой,
есть — ложкой.
«Кто чем питается?»
Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.
Материал: Предметные картинки с изображением животных и продуктов питания.
Ход игры:
Детям раздаются картинки с изображением продуктов питания. Педагог показывает картинку с изображением животных и птиц и спрашивает, чем они питаются. Дети находят у себя нужную картинку и отвечают:
Травой, корой – заяц,
сеном, соломой – корова,
овсом, сеном – лошадь,
курами, зверьками – лиса,
молоком, мясом – кошка,
жуками, гусеницами – дятел,
орехами, грибами – белка,
крупой, крошками – мышь.
«Кто чем защищается?»
Цель: Учить детей употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Материал: Картинки с изображением животных, птиц, фишки.
Ход игры:
Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц. Педагог задает вопрос: «Чем защищается кошка?» Тот из детей, у кого в руках картинка с изображением кошки, поднимает руку и отвечает: «Когтями». За правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем считается тот, у кого больше фишек.
Клювом – гусь,
Рогами – олень,
Когтями – кошка,
Иглами – еж,
Зубами – собака,
Хоботом – слон.
«Кто где живет?»
Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.
Материал: Картинки с изображением жилищ животных.
Ход игры:
Педагог предлагает детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?»