Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект. Тема " Традиции и обычаи башкирского народа"»
Тема: Традиции и обычаи башкирского народа.
Цель проекта: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю , культуру и их взаимосвязь с предметами окружающей действительности.
Задачи:
1. Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.
2. Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями народа( жилище, народный костюм, национальная кухня).
3. Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.
4. Воспитывать уважение к культурным традициям других народ
Тип и сроки реализации проекта: долгосрочный , один год.
Участники проекта: воспитатели, родители, воспитанники подготовительной группы.
Актуальность проекта:
Ребёнок – будущий полноправный член социума, ему предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Основные формы реализации: беседы, проведение ООД, консультации родителей и воспитателей, проведение праздника.
Пояснительная записка.
Одной из основных задач воспитания дошкольников , стоящих на современном этапе перед воспитателем. Является воспитание у дошкольников любви к Родине , родному краю, чувство гордости за свою Родину.
История Южного Урала, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.
В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.
Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью,детство – то время, когда возможноподлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становитсявозможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа , но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе « педагог – ребёнок – родитель».
Работа с родителями.
№
Тема
Форма реализации
Сроки
1
Знакомство с целью и задачами проекта.
Беседа
сентябрь
2
Экскурсия в музей МДОУ.
Экскурсия
октябрь
3
Многонациональный Урал.
Лекция
ноябрь
4
Коренные жители Урала. Моя родословная.
Консультации, оформление родословной своей семьи.
декабрь
5
Башкирская национальная одежда.
Приготовление башкирского костюма.
Январь -февраль
6
Башкирская кухня.
Оформление альбома башкирской кухни.
март
7
Развлечение « Имянаречение»
Приготовление кукол в национальном костюме.
апрель
8
Конференция для родителей. Обмен опытом. Тема « Родной край»
Показ выставки. (работы родителей и детей по данной теме)
май
9
Итоговое мероприятие.
Разучивание песен и игр, приготовление костюма.
Июнь
Перспективный план работы.
№
тема
форма
Сроки
1
Выбор темы,цели. Задач проекта.
Знакомство воспитателей, родителей с содержанннем работы по проекту. Подборка детской и научно – популярной литературы.
сентябрь
2
Многонациональный Урал. История заселения Урала
Познакомить детей с историей заселения Урала
Воспитывать любовь к малой Родине- Уральскому краю.
Чтение рассказа Н. Агапова «История- сказ об Урале». Аппликация «Наш край Урал». Рисование на тему «На Урале живут красивые люди»
октябрь
3
КоренныежителиУрала
Познакомить детей с историей башкирского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования.
Развитие речи « Придумайсказку». Чтение башкирских сказок, легенд. Подборка фотографий семейных праздников. Разучивание игры «медный пень»
ноябрь
4
Мир старинных вещей
Экскурсия в музей. Разучивание игры « У кого платок»
декабрь
5
Вечера долгие руки умелые. Орудия труда.
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом.
Подбор пословиц и поговорок о труде.
Экскурсия в музей.
декабрь
5
Башкирское жилище.
Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища.
Продолжение знакомства детей с музейными экспонатами.
Пробуждение интереса к познанию прошлого. Усвоение содержания сказок и легенд.
Разучивание песен и стихов на башкирском языке.
Пополнение музея предметами быта, национальной одеждой народов Южного Урала.
Оформление выставки детских работ и работ родителей.
Развлечение «Имянаречения», «Сабантуй».
Вывод
Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Литература
1.Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004 с. 2.Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ.- М.,1999 с.53. 3.Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. - Казань, 20 с.71. 4.Богомолова М. И., Шарафутдинов З.Т. Дошкольникам о Татарстане стар. воз.- Набережные Челны- Альметьевск, 1994 с. 115. 5.Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халык м?д?нияте ??м традициял?ре бел?н таныштыру.-Бард, 2002.- 78 бит. (пословицы) 6.Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь 2002 с.64.
7.Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.
8. Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап. 1995год.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "177814"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1424710306"
}
}