kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагог и. использование навыков саморегуляции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение управлять своим психическим и эмоциональным  состоянием является одним из компонентов профессиональной деятельности педагога

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагог и. использование навыков саморегуляции»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение бюджетное

«Центр развития ребенка - детский сад «Алёнушка»

































Подготовила:

старший воспитатель

Лизунова Людмила Николаевна







Педагог и …использование навыков саморегуляции

Для представителей всех профессий, объектом которых является человек, периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники. «Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. По определению Ганса Селье, признанного авторитета в области изучения стрессов, стресс - это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происходящим в нем и вокруг него изменениям. Если стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему принято считать, что стресс - это плохо? От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нервных перегрузок.

Всё дело в пороге. Порогом в психологии называет величину раздражителя, при которой происходят качественные изменения ощущений или реакций. В случае стресса все, что находится до «порога», идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие выйти за «порог», способны достигать очень многого в своей жизни.

Уровень «порога» определяют три основные группы факторов:

1. Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.

2. Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное и экономическое положение человека и общества в целом и т.д.

3. Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (например, крупные ссоры и конфликты требуют адаптации до 2-4 месяцев, переезд на новое место жительства или смена места работы - до 1 года, изменение семейного статуса - до 2 лет и т.д.). В случае, когда несколько таких событий совершаются за короткий промежуток времени, способность человека к адаптации в других ситуациях понижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.

Чем быстрее человек адаптируется к изменяющимся условиям, тем легче он справляется со стрессовыми ситуациями. Приспособляемость и адаптация - это те механизмы, которые на протяжении веков давали биологическим организмам возможность выжить и развиваться. В них же заключается и способность человека регулировать свое состояние. Чем больше развиты у педагога эти механизмы, тем легче и радостнее ему работать. Деятельность педагога невозможна без нервных «встрясок», невыраженных отрицательных эмоций, поэтому более эффективно не ругать детей за то, что они не дают ему спокойно жить, а развивать в себе способность быстро приспосабливаться к изменениям.

Каковы же способы повышения стрессоустойчивости?

Первая группа способов основана на психофизиологической разрядке, освобождении от отрицательных эмоций, разрушающих человека физически и морально. Существует множество физиологических механизмов разрядки, внешне они проявляются в виде плача, смеха, дрожи, зевоты, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо их сдерживать ни у других, ни у себя. Известные способы саморегуляции, относящиеся к этой группе: побить подушку, выплакаться в пустой комнате, выговориться кому-либо, сосредоточенно, глубоко дышать, задерживая дыхание.

Вторая группа способов саморегуляции основана на вытеснении отрицательных эмоций положительными:

1. Основной из них заключается в развитии способности переключаться, создавая для этого специальные условия. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующее объекту ощущение и состояние организма. Например, сильное волнение или злость можно снять, представив себя в приятном месте (на пляже, в лесу, на берегу речки и т.д.).

2. Способность к адаптации напрямую зависит от умения расслаблять мышцы. Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Механизм очень прост: в ситуации опасности в мышцы поступают нервные импульсы, активизирующие их и побуждающие готовиться к атаке или ее отражению, но когда ситуация опасности заканчивается, мышцы автоматически не расслабляются, а продолжают оставаться в напряжении.

3. Переключением может стать изменение отношения к миру. Несколько советов о том, как это сделать, дает Г.Селье:

- развивайте в себе положительные чувства - это любовь в самом широком смысле, включающая в себя благодарность, уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством, - все эти чувства усиливают дружеское расположение и доброжелательность;

- старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей;

- старайтесь избегать даже самых мягких форм бессмысленного мщения, контролируйте свои отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, так как они вызывают только ответную жестокость;

- изберите себе такое окружение (супруга/супругу, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найдите работу, которую вы можете любить;

- постарайтесь придать своей жизни определенную направленность и смысл, сформулировав для себя возвышенную цель. Она должна непременно иметь две черты: требовать упорного труда, но плоды этого труда не должны быть мимолетными, а непременно накапливаться в течение жизни.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Педагог и. использование навыков саморегуляции

Автор: Лизунова Людмила Николаевна

Дата: 28.02.2018

Номер свидетельства: 460212

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Практический семинар для педагогов с элементами тренинга «АГРЕССИЯ. ПУТИ КОРРЕКЦИИ» "
    ["seo_title"] => string(95) "praktichieskii-sieminar-dlia-piedaghoghov-s-eliemientami-trieningha-agriessiia-puti-korriektsii"
    ["file_id"] => string(6) "244088"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445875381"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Использование технологии Гришаевой Н.П по эффективной социализации дошкольников «Ситуация месяца»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_tekhnologii_grishaevoi_n_p_po_effektivnoi_sotsializatsii_doshkolnik"
    ["file_id"] => string(6) "604658"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1649782815"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Развитие познавальтельных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релакса "
    ["seo_title"] => string(175) "razvitiie-poznaval-tiel-nykh-sposobnostiei-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-v-komnatie-rielaksa"
    ["file_id"] => string(6) "217969"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433554075"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Совершенствование познавательных способностей у учащихся начальных классов с использованием здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации "
    ["seo_title"] => string(189) "soviershienstvovaniie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-s-ispol-zovaniiem-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-zaniatiiakh-v-komnatie-rielaksatsii"
    ["file_id"] => string(6) "217970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433554566"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Эффективность использования нетрадиционных техник декоративно-прикладного искусства"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnost_ispolzovaniia_netraditsionnykh_tekhnik_dekorativno_prikladnogo_isku"
    ["file_id"] => string(6) "666871"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1742377478"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства