Просмотр содержимого документа
«Педагог и. использование навыков саморегуляции»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение бюджетное
«Центр развития ребенка - детский сад «Алёнушка»
Подготовила:
старший воспитатель
Лизунова Людмила Николаевна
Педагог и …использование навыков саморегуляции
Для представителей всех профессий, объектом которых является человек, периодически характерно состояние так называемого «профессионального выгорания». Переизбыток общения, множество больших и малых проблем, требующих немедленного решения, - все это ведет к эмоциональной и психологической усталости и, как результат, к стрессу. Умение управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием является одним из компонентов профессиональной педагогической техники. «Управлять» - значит не только контролировать, но и, что более важно, вовремя снимать накопившееся напряжение, приводить свое состояние в порядок. Нервное напряжение, злость, досада, обида, невысказанное раздражение имеют свойство накапливаться и препятствовать проявлению положительных эмоций. По определению Ганса Селье, признанного авторитета в области изучения стрессов, стресс - это «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Иными словами, это реакция, с помощью которой организм человека пытается приспособиться к происходящим в нем и вокруг него изменениям. Если стресс помогает приспособиться к изменениям, то почему принято считать, что стресс - это плохо? От бесцельности и скуки люди страдают не меньше, чем от нервных перегрузок.
Всё дело в пороге. Порогом в психологии называет величину раздражителя, при которой происходят качественные изменения ощущений или реакций. В случае стресса все, что находится до «порога», идет во благо человеку, все, что после него, - во вред. Граница у каждого человека своя. Люди, умеющие выйти за «порог», способны достигать очень многого в своей жизни.
Уровень «порога» определяют три основные группы факторов:
1. Биологически обусловленные факторы: сила и устойчивость нервной системы (выражающиеся в типе темперамента), пол, возраст и др.
2. Социально обусловленные факторы: воспитание (определяющее волю, умения по принятию решений и саморегуляции, общий жизненный настрой и др.), самовоспитание, социальное и экономическое положение человека и общества в целом и т.д.
3. Количество событий, требующих длительной адаптации, происшедших за короткий промежуток времени. Целый ряд жизненных событий вызывают длительную адаптацию (например, крупные ссоры и конфликты требуют адаптации до 2-4 месяцев, переезд на новое место жительства или смена места работы - до 1 года, изменение семейного статуса - до 2 лет и т.д.). В случае, когда несколько таких событий совершаются за короткий промежуток времени, способность человека к адаптации в других ситуациях понижается и он становится более уязвим для стрессовых воздействий.
Чем быстрее человек адаптируется к изменяющимся условиям, тем легче он справляется со стрессовыми ситуациями. Приспособляемость и адаптация - это те механизмы, которые на протяжении веков давали биологическим организмам возможность выжить и развиваться. В них же заключается и способность человека регулировать свое состояние. Чем больше развиты у педагога эти механизмы, тем легче и радостнее ему работать. Деятельность педагога невозможна без нервных «встрясок», невыраженных отрицательных эмоций, поэтому более эффективно не ругать детей за то, что они не дают ему спокойно жить, а развивать в себе способность быстро приспосабливаться к изменениям.
Каковы же способы повышения стрессоустойчивости?
Первая группа способов основана на психофизиологической разрядке, освобождении от отрицательных эмоций, разрушающих человека физически и морально. Существует множество физиологических механизмов разрядки, внешне они проявляются в виде плача, смеха, дрожи, зевоты, желания ударить, выговориться и т.д. Не надо их сдерживать ни у других, ни у себя. Известные способы саморегуляции, относящиеся к этой группе: побить подушку, выплакаться в пустой комнате, выговориться кому-либо, сосредоточенно, глубоко дышать, задерживая дыхание.
Вторая группа способов саморегуляции основана на вытеснении отрицательных эмоций положительными:
1. Основной из них заключается в развитии способности переключаться, создавая для этого специальные условия. Яркое представление о каком-либо объекте способно вызвать соответствующее объекту ощущение и состояние организма. Например, сильное волнение или злость можно снять, представив себя в приятном месте (на пляже, в лесу, на берегу речки и т.д.).
2. Способность к адаптации напрямую зависит от умения расслаблять мышцы. Нервное напряжение всегда сопровождается мышечным. Механизм очень прост: в ситуации опасности в мышцы поступают нервные импульсы, активизирующие их и побуждающие готовиться к атаке или ее отражению, но когда ситуация опасности заканчивается, мышцы автоматически не расслабляются, а продолжают оставаться в напряжении.
3. Переключением может стать изменение отношения к миру. Несколько советов о том, как это сделать, дает Г.Селье:
- развивайте в себе положительные чувства - это любовь в самом широком смысле, включающая в себя благодарность, уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством, - все эти чувства усиливают дружеское расположение и доброжелательность;
- старайтесь возбудить к себе такую любовь других людей;
- старайтесь избегать даже самых мягких форм бессмысленного мщения, контролируйте свои отрицательные чувства: ненависть, недоверие, презрение, враждебность, ревность, так как они вызывают только ответную жестокость;
- изберите себе такое окружение (супруга/супругу, руководителя, друзей), которое созвучно вашим внутренним предпочтениям, найдите работу, которую вы можете любить;
- постарайтесь придать своей жизни определенную направленность и смысл, сформулировав для себя возвышенную цель. Она должна непременно иметь две черты: требовать упорного труда, но плоды этого труда не должны быть мимолетными, а непременно накапливаться в течение жизни.