Просмотр содержимого документа
«Первые шаги к освоению навыка чтения»
Многие родители желают получить конкретные методические рекомендации и очень быстро научить своих малышей читать. Первая ступень практического освоения навыка чтения - это система разнообразных игр и упражнений со звуками речи. Цель этого этапа - научить ребенка выделять из потока звучащей речи отдельные звуки, правильно произносить их, не вводя понятия «буква».
Благоприятной почвой для успешного домашнего обучения является «литературная» обстановка в семье. Это значит заинтересованность всех членов семьи прослушиванию аудиокниг со сказками, чтению хороших книг, обсуждению театральных спектаклей, в организации семейного кукольного театра, настольных игр … Дети играют наравне со взрослыми в игры, основанные на языковом материале.
Научный путь к достижению цели - это совместная исследовательская деятельность и общая радость успешного решения задач, поставленных в игре. Пройдя серию специальных игр и упражнений, малыш должен усвоить твердо, что каждое слово и вся наша речь в целом состоят из звуков.
Игры - звукоподражания.
Цель: выделять определенные звуки и научиться их протягивать.
[ж - ж - ж] - жужжит жук; [а - у - у - у] - кто - то потерялся в лесу;
Игра «Пчелы».
Цель: выделять в словах звук [Ж] и научиться протягивать его.
- Ты слышал, как ЖуЖЖЖат пчелы? Попробуй поЖуЖЖЖать так же; - Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки; -Ж - Ж - Ж! Давай друЖЖЖить! - Ты где ЖЖЖивешь? Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище; - Приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками!
Игра «Встреча двух машин».
Цель: выделять в словах звук [В] и научиться протягивать его.
- Я ВВВожу дроВВВа. А ты что ВВВозишь?; - А ты умеешь поВВВорачиВВВать напраВВВо? А налеВВВВо? - ДаВВВай устроим сореВВВноВВВание - кто лучше заВВВодится; - ВВВ….
Игры, требующие от ребенка самостоятельного поиска слов по заданной звуковой характеристике.
Игра «Два грузовика».
Цель: поиск предметов на звук [Р] и на звук [Ж].
- К отправке готовятся две машины. Первая машина марки [РРР], вторая [ЖЖЖ]. Участники загружают свои машины предметами или картинками, где изображены предметы, названия которых начинаются с этих звуков. Например: На первую машину грузим «Рыбку», «Ракету», «Робота»…; на вторую грузим «Жука», «Жабу», «Жирафа»… .
Игры, нацеленные на сознательную работу над словом.
Игра в «Слова».
- Я называю слово, ты слушаешь, на какой звук оно оканчивается, и отвечаешь мне другим словом, которое начинается с этого звука. Примечание: Родители должны быть внимательными: речь идет о звуках, а не о буквах. Если вы назвали слово «гноМ», то «Мячик», как продолжение игры вам не подойдет, так как в слове «гноМ» последний звук твердый.
Игра в «Магазин».
«Продавец»- взрослый. Покупатели выбирают товары, но платить нужно, назвав первый звук в слове, обозначающем понравившийся предмет. Если малыш ошибается, ему помогают другие покупатели, подсказывая правильный ответ. В следующий раз можно поменяться ролями- взрослый может иногда умышленно ошибаться.
Условия игр:
Во время игр необходимо следить за тем, чтобы названия предметов обязательно произносились ребенком отчетливо, громко, правильно. Игры должны проводиться в легкой доброжелательной обстановке, должны вселять уверенность в себе, воспитывать умение принимать собственные решения.
Восторгайтесь успехами малыша, вы проявляете внимание и мотивируете к новым подвигам! Делайте занятия разнообразными, постепенно усложняя задания.
Предварительная подготовка в приобщении к определенному запасу фонетических знаний в игровой форме, поможет более легкому освоению навыками чтения.