Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание дошкольников через восприятие различных видов искусства»
Опыт сотворчества: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с разными видами искусства».
Н.В. Бараненкова, музыкальный руководитель, в.к.к,
МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида»;
С.В. Бараненкова, воспитатель, в.к.к.
МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида»;
«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства патриатизма…» Р. Тагор.
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений возникает вопрос о поиске нового решения влияния искусства на формирование личности в социокультурном пространстве. Поэтому большое внимание уделяется проблемам теории и практики художественно - эстетического развития ребенка. Основная проблема связана с переходом на информационный уровень, где есть свои плюсы и минусы, существенно влияющие на развитие и деятельность человека в искусстве. Засилье информации (компьютеры, мобильные телефоны) вытесняют художественное и эстетическое познание искусства и не способствует становлению ценностных ориентиров личности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством, развитие их творческой деятельности приобрело особую актуальность в период перехода на личностно - развивающую модель взаимодействия взрослого и ребенка. Воспитание эстетически грамотной и гармонично развитой духовной личности, умеющей ценить и понимать мир возможно только при тесном соприкосновении с искусством, восприятии и понимании его. Искусство решает многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе.
Интеграция изобразительного искусства и музыки позволяет детям лучше ориентироваться в мире цвета, формы и звуков. Существуют общие законы и правила построения произведений искусства – как изобразительных, так и музыкальных: симметрия, ритм, тональность, акцент, центр композиции. Звук и цвет, музыка и живопись интегрируются на основе общих законов искусства.
Каждое понятие, заимствованное из одной сферы, обогащает и усиливает понятийную сферу другой области искусства: «окрашенный звук», «светлая мелодия», «красный звон», «серебряный голос», «звучание красок» и т.д.
На занятиях по рисованию дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи, у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, темы «Музыка и изобразительное искусство» основано на поисках ответов на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать рисунок?»,
На интегрированных занятиях происходит накопление слуховых и визуальных впечатлений: прослушивание классической музыки разных эпох, стилей и жанров, просмотр репродукций картин известных художников, художественной фотографии, произведений народно-прикладного искусства и др.
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как программные произведения А. Вивальди «Времена года», М. Мусоргского «Картинки с выставки», С. Прокофьева «Петя и волк», П. Чайковского «Вальс цветов» и др.
Работа по данной теме направлена на формирование у детей ведущих умений:
вслушиваясь в музыку, мысленно представить её зрительный образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку;
эмоционально и осмысленно воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.
Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.). В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущения звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан, «Тишина») или воспроизводить ощущения, вызываемые музыкой.
Цвето-звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов, они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребенка.
Музыковед и психолог Е. В. Назайкинский приводит пример, когда ребенок раскладывает карандаши от темного к светлому и при этом поет гамму в восходящем направлении.
Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».
В красках, глине или цветной бумаге ребенок выражает тот восторг, который пока не может передать словами, поэтому интересна мысль о совместном использовании творческого музыкального движения и рисования. «Маленькие дети в восторге, когда выдумывают собственные движения. Они свободно танцуют под ритмически-ударные инструменты, используя их удары как аккомпанемент...» Они двигаются под музыку или размер стиха. Они любят подражать движениям животных. В общем, они просто любят двигаться. Затем, если у ребенка есть возможность, следуя настроению творческого танца, тут же взять в руки краски, то его творение приобретает больше свободы и пульсирующего ритма, который еще живет внутри него».
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на интегрированных занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах:
1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;
2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку».
Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.
Предлагаемая нами детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Кикты, В. Агафонникова, Р. Леденева и др. Впервые в дошкольной педагогике, наряду с камерной музыкой, дети знакомятся с произведениями, в основе которых лежит органичный синтез различных видов искусства: оперой и балетом.
Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра.
Необходимо отметить, что интеграция областей требует, разумеется, тесного творческого взаимодействия между музыкальным руководителем и воспитателем. Мы заранее обсуждаем темы и музыкальные произведения, которые предлагаем воплотить в детских рисунках, например, «Щелкунчик», «Золушка едет на бал», «Фея осени», «Вальс цветов» и др. Затем на музыкальных занятиях происходит накопление музыкальных и художественных впечатлений, а воспитатель проводит подготовительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы детям для воплощения в рисунке музыкального образа.
Начиная с 5-го года жизни, большое внимание при прослушивании музыки мы уделяем анализу мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия – основное выразительное средство – «душа музыки», а с другой – мелодическая линия близка линии в живописи, и мы предполагали, что наиболее яркие особенности мелодики прослушанных пьес найдут отражение в рисунках.
Ритм, тембр, звучание музыкальных инструментов нашли отражение в чередовании в рисунках детей цветовых пятен, снежинок, волнообразных линий и т. д.
При знакомстве детей с русским народным инструментом – гуслями, рассказывали о нем, показывали видеокадры с его изображением, картины В. Васнецова «Гусляры», Н. Рериха «Боян» и др. Ребята слушали, как звучат гусли и как фортепиано «подражает» их звучанию (пьесы В. Кикты «Гусли звончатые» и «Гусляр Садко»).
Так, например, вслушиваясь в красивый журчащий тембр, обращали внимание на то, что переборы их струн похожи на волны. Эти волны появились в рисунках некоторых детей, а колорит детских работ на эту тему отличался удивительной яркостью и богатством.
«Рисунок» звучания скрипки, например, - это длинная тонкая линия.
Многоголосное, мощное звучание органа (И. С. Бах «Токката и фуга ре-минор») старшие дошкольники передавали в рисунках широкими длинными линиями, широкими штрихами самых разнообразных цветов и оттенков в насыщенной цветовой гамме.
Глухое звучание гобоя дети запечатлели в виде перехода от яркого к угасающему (вырисовывание краски на кисти одним непрерывистым штрихом), например, рисование дыма из трубы дома, парохода.
Отрывистая мелодия треугольника позволяет детям отразить ее на сыром листе – капли краски приобретают размытую форму, как разлетающийся и удаляющийся звук.
Еще одна важная характеристика сближает музыку и изобразительное искусство. Это - контраст. Ведь в живописи всегда сопоставляется цвет, масштаб, а в современном изобразительном искусстве – формы. В музыке же это сопоставление темпов, высоких и низких нот, громкого и тихого звука.
Мелодии, как краски художников, бывают холодные и теплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики изобразительного искусства, как гамма, тон, оттенок, используются сегодня критиками для трактовки музыкальных произведений.
Предлагая детям воплотить в рисунке ту или иную пьесу или фрагмент оперы (балета), мы учитываем их возрастные возможности. Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают такими умениями и навыками в изобразительной деятельности, как старшие дошкольники, им сложно нарисовать портрет или развернутый сюжет. Поэтому им лучше предложить «нарисовать» музыку, темы и образы которой больше соответствуют их возможностям. Вместе с тем, дети могут воплотить в красках и более сложные темы и образы, если им сразу объяснить, что можно просто «нарисовать музыку», передав ее настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков. Как правило, они принимают эту задачу и передают настроение музыки и свои впечатления от нее цветовыми пятнами, переходами цветов и оттенков, насыщенностью или прозрачностью цветового колорита. При этом, как детей младшего возраста, так и старших дошкольников, мы ориентируем на то, что они могут рисовать как тот или иной сказочный образ, сюжет и т. д., так и просто «музыку». Перед старшими дошкольниками мы ставим более сложные и интересные задачи: например, воплотить в рисунках на одну и ту же тему контрастные по настроению и музыкальному языку музыкальные произведения («Осень» А. Вивальди, «Осеннюю песнь» П. И. Чайковского, «Фею осени» С. Прокофьева и т. д.). Дети старшего возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок».
Помочь детям воплотить свои музыкальные образы, на листе бумаги призваны дидактические игры. Такие как: «Домик для музыки», «Тихо – громко», «Быстро – медленно». Эти игры призваны соотнести музыку и соответствующую ей картину.
Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты с большими листами бумаги и разноцветной гуашью, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты. После занятия мы беседуем с каждым ребенком о том, что он нарисовал, помогала ли ему в этом музыка.
Важным для детей и взрослых событием является выставка детских рисунков, которая оформляется в группах, музыкальном зале. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали. Если выставка посвящена какому-либо одному музыкальному произведению (например, «Вальсу цветов»), оно может негромко звучать на таком вернисаже. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.
Нужно обратить внимание ребят на такие выражения, как «живописная музыка» и «музыкальная живопись». Так обычно мы называем музыку, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы сами видеть эти картины. Так называем мы живопись, напоенную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно словами передать, а только такой же поэтичной мелодией можно выразить.
Музыка, которую дети воплотили в рисунках, прекрасно осмысливается и запоминается детьми. Они радостно откликаются на ее звучание и безошибочно узнают ее даже спустя несколько лет. Такая работа дает детям блестящую возможность творческого самовыражения и демонстрирует высокий уровень музыкального восприятия, воображения и художественно-эстетического развития в целом.
В изучении этой темы необходимо достичь того, чтобы дети почувствовали, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение (способность мысленно внутри себя услышать то, что на самом деле, в действительности, в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности, в данный момент мы не видим). Развитие этих чувств - основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал.
Важность полихудожественного образования, интегрированного подхода к процессу освоения искусства в детском учреждении обоснована еще и такими факторами, как:
минимальное количество отводимого учебного времени на занятия искусством даже в дошкольном учреждении;
потребность в культурном и эстетическом воспитании подрастающего поколения;
важность освоения культуры и искусства с учетом национальных традиций и общечеловеческих ценностей;
диктуемая временем потребность в воспитании творчески активных личностей;
оторванность занятий художественного и эстетического цикла от реальной жизни.
Известно, например, что 99% новорожденных обладают абсолютным слухом. К полугоду таких остается 50%, а к семи годам лишь 5-9%. Почему? Их слух угнетали. Например, колыбельные песни все реже поются, сказки заменяются мультфильмами, ролевые игры уходят в прошлое, «дрессируем» и дома, и в саду.
Детская непосредственность, фантазия, воображение, создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность – мир сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, детство, на протяжении определенного возраста временного, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.
Следовательно, если с раннего возраста вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни; воспитывать стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам Музыки и Красоты, то будет достигнута ключевая роль духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания - формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием.