kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание дошкольников через восприятие различных видов искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание дошкольников через восприятие различных видов искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание дошкольников через восприятие различных видов искусства»

Опыт сотворчества: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с разными видами искусства».

Н.В. Бараненкова, музыкальный руководитель, в.к.к,

МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида»;

С.В. Бараненкова, воспитатель, в.к.к.

МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида»;

«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства патриатизма…» Р. Тагор.

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений возникает вопрос о поиске нового решения  влияния искусства на формирование личности в социокультурном пространстве. Поэтому большое внимание уделяется проблемам теории и практики художественно - эстетического развития ребенка. Основная проблема связана с переходом на информационный уровень, где есть свои плюсы и минусы, существенно влияющие на развитие и деятельность человека в искусстве. Засилье информации (компьютеры, мобильные телефоны) вытесняют художественное и эстетическое познание искусства и не способствует становлению ценностных ориентиров личности.

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством, развитие их творческой деятельности приобрело особую актуальность в период перехода на личностно - развивающую модель взаимодействия взрослого и ребенка. Воспитание эстетически грамотной и гармонично развитой духовной личности, умеющей ценить и понимать мир возможно только при тесном соприкосновении с искусством, восприятии и понимании его. Искусство решает многие задачи, такие как развитие самореализации, самосознания личности, формирует ценности и нормы поведения в обществе.

Интеграция изобразительного искусства и музыки позволяет детям лучше ориентироваться в мире цвета, формы и звуков. Существуют общие законы и правила построения произведений искусства – как изобразительных, так и музыкальных: симметрия, ритм, тональность, акцент, центр композиции. Звук и цвет, музыка и живопись интегрируются на основе общих законов искусства.

Каждое понятие, заимствованное из одной сферы, обогащает и усиливает понятийную сферу другой области искусства: «окрашенный звук», «светлая мелодия», «красный звон», «серебряный голос», «звучание красок» и т.д.

На занятиях по рисованию дети приобретают опыт эстетического восприятия произведений живописи, у них развивается способность отзываться на прекрасное в окружающем мире, темы «Музыка и изобразительное искусство» основано на поисках ответов на вопросы: «Можем ли мы увидеть музыку?», «Можем ли мы услышать рисунок?»,

На интегрированных занятиях происходит накопление слуховых и визуальных впечатлений: прослушивание классической музыки разных эпох, стилей и жанров, просмотр репродукций картин известных художников, художественной фотографии, произведений народно-прикладного искусства и др.

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как программные произведения А. Вивальди «Времена года», М. Мусоргского «Картинки с выставки», С. Прокофьева «Петя и волк», П. Чайковского «Вальс цветов» и др.

Работа по данной теме направлена на формирование у детей ведущих умений:

  • вслушиваясь в музыку, мысленно представить её зрительный образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку;

  • эмоционально и осмысленно воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Музыка способна вызывать у слушателя яркие зрительные представления, что позволяет композиторам создавать «музыкальные картины» («Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, «Утро» Э. Грига, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Игра воды» М. Равеля и др.). В живописи определенные сочетания линий, цвета могут вызывать у зрителя ощущения звука («звучащая живопись»). Живопись может изображать состояние звукового покоя (И. Левитан, «Тишина») или воспроизводить ощущения, вызываемые музыкой.

Цвето-звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов, они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребенка.

Музыковед и психолог Е. В. Назайкинский приводит пример, когда ребенок раскладывает карандаши от темного к светлому и при этом поет гамму в восходящем направлении.

Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребенка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».

В красках, глине или цветной бумаге ребенок выражает тот восторг, который пока не может передать словами,
поэтому интересна мысль о совместном использовании творческого музыкального движения и рисования. «Маленькие дети в восторге, когда выдумывают собственные движения. Они свободно танцуют под ритмически-ударные инструменты, используя их удары как аккомпанемент...» Они двигаются под музыку или размер стиха. Они любят подражать движениям животных. В общем, они просто любят двигаться. Затем, если у ребенка есть возможность, следуя настроению творческого танца, тут же взять в руки краски, то его творение приобретает больше свободы и пульсирующего ритма, который еще живет внутри него».

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на интегрированных занятиях с дошкольниками осуществляется в двух формах:

1) сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра;

2) художественно-творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку».

Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, стихотворений и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений.

Предлагаемая нами детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Кикты, В. Агафонникова, Р. Леденева и др. Впервые в дошкольной педагогике, наряду с камерной музыкой, дети знакомятся с произведениями, в основе которых лежит органичный синтез различных видов искусства: оперой и балетом.

Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра.

Необходимо отметить, что интеграция областей требует, разумеется, тесного творческого взаимодействия между музыкальным руководителем и воспитателем. Мы заранее обсуждаем темы и музыкальные произведения, которые предлагаем воплотить в детских рисунках, например, «Щелкунчик», «Золушка едет на бал», «Фея осени», «Вальс цветов» и др. Затем на музыкальных занятиях происходит накопление музыкальных и художественных впечатлений, а воспитатель проводит подготовительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы детям для воплощения в рисунке музыкального образа.

Начиная с 5-го года жизни, большое внимание при прослушивании музыки мы уделяем анализу мелодии. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, мелодия – основное выразительное средство – «душа музыки», а с другой – мелодическая линия близка линии в живописи, и мы предполагали, что наиболее яркие особенности мелодики прослушанных пьес найдут отражение в рисунках.

Ритм, тембр, звучание музыкальных инструментов нашли отражение в чередовании в рисунках детей цветовых пятен, снежинок, волнообразных линий и т. д.

При знакомстве детей с русским народным инструментом – гуслями, рассказывали о нем, показывали видеокадры с его изображением, картины В. Васнецова «Гусляры», Н. Рериха «Боян» и др. Ребята слушали, как звучат гусли и как фортепиано «подражает» их звучанию (пьесы В. Кикты «Гусли звончатые» и «Гусляр Садко»).

Так, например, вслушиваясь в красивый журчащий тембр, обращали внимание на то, что переборы их струн похожи на волны. Эти волны появились в рисунках некоторых детей, а колорит детских работ на эту тему отличался удивительной яркостью и богатством.

«Рисунок» звучания скрипки, например, - это длинная тонкая линия.

Многоголосное, мощное звучание органа (И. С. Бах «Токката и фуга ре-минор») старшие дошкольники передавали в рисунках широкими длинными линиями, широкими штрихами самых разнообразных цветов и оттенков в насыщенной цветовой гамме.

Глухое звучание гобоя дети запечатлели в виде перехода от яркого к угасающему (вырисовывание краски на кисти одним непрерывистым штрихом), например, рисование дыма из трубы дома, парохода.

Отрывистая мелодия треугольника позволяет детям отразить ее на сыром листе – капли краски приобретают размытую форму, как разлетающийся и удаляющийся звук.

Еще одна важная характеристика сближает музыку и изобразительное искусство. Это - контраст. Ведь в живописи всегда сопоставляется цвет, масштаб, а в современном изобразительном искусстве – формы. В музыке же это сопоставление темпов, высоких и низких нот, громкого и тихого звука.

Мелодии, как краски художников, бывают холодные и теплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики изобразительного искусства, как гамма, тон, оттенок, используются сегодня критиками для трактовки музыкальных произведений.

Предлагая детям воплотить в рисунке ту или иную пьесу или фрагмент оперы (балета), мы учитываем их возрастные возможности. Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают такими умениями и навыками в изобразительной деятельности, как старшие дошкольники, им сложно нарисовать портрет или развернутый сюжет. Поэтому им лучше предложить «нарисовать» музыку, темы и образы которой больше соответствуют их возможностям. Вместе с тем, дети могут воплотить в красках и более сложные темы и образы, если им сразу объяснить, что можно просто «нарисовать музыку», передав ее настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков. Как правило, они принимают эту задачу и передают настроение музыки и свои впечатления от нее цветовыми пятнами, переходами цветов и оттенков, насыщенностью или прозрачностью цветового колорита. При этом, как детей младшего возраста, так и старших дошкольников, мы ориентируем на то, что они могут рисовать как тот или иной сказочный образ, сюжет и т. д., так и просто «музыку». Перед старшими дошкольниками мы ставим более сложные и интересные задачи: например, воплотить в рисунках на одну и ту же тему контрастные по настроению и музыкальному языку музыкальные произведения («Осень» А. Вивальди, «Осеннюю песнь» П. И. Чайковского, «Фею осени» С. Прокофьева и т. д.). Дети старшего возраста ярко и выразительно рисуют портреты сказочных персонажей, сюжеты из прослушиваемых «музыкальных сказок».

Помочь детям воплотить свои музыкальные образы, на листе бумаги призваны дидактические игры. Такие как: «Домик для музыки», «Тихо – громко», «Быстро – медленно». Эти игры призваны соотнести музыку и соответствующую ей картину.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, мольберты с большими листами бумаги и разноцветной гуашью, обязательная похвала педагогов создают совершенно особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая ее в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.
После занятия мы беседуем с каждым ребенком о том, что он нарисовал, помогала ли ему в этом музыка.

Важным для детей и взрослых событием является выставка детских рисунков, которая оформляется в группах, музыкальном зале. Дети с радостью демонстрируют родителям свои рисунки, рассказывают о том, какую музыку они нарисовали. Если выставка посвящена какому-либо одному музыкальному произведению (например, «Вальсу цветов»), оно может негромко звучать на таком вернисаже. Взаимодействие музыки и изобразительного искусства на занятиях c дошкольниками обогащает их яркими художественными впечатлениями, оказывает стимулирующее воздействие на развитие творческих способностей детей.

Нужно обратить внимание ребят на такие выражения, как «живописная музыка» и «музыкальная живопись». Так обычно мы называем музыку, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы сами видеть эти картины. Так называем мы живопись, напоенную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно словами передать, а только такой же поэтичной мелодией можно выразить.

Музыка, которую дети воплотили в рисунках, прекрасно осмысливается и запоминается детьми. Они радостно откликаются на ее звучание и безошибочно узнают ее даже спустя несколько лет. Такая работа дает детям блестящую возможность творческого самовыражения и демонстрирует высокий уровень музыкального восприятия, воображения и художественно-эстетического развития в целом.

В изучении этой темы необходимо достичь того, чтобы дети почувствовали, что у них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение (способность мысленно внутри себя услышать то, что на самом деле, в действительности, в данный момент не звучит, и увидеть то, что в действительности, в данный момент мы не видим). Развитие этих чувств - основа творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он ни работал.

Важность полихудожественного образования, интегрированного подхода к процессу освоения искусства в детском учреждении обоснована еще и такими факторами, как:

  • минимальное количество отводимого учебного времени на занятия искусством даже в дошкольном учреждении;

  • потребность в культурном и эстетическом воспитании подрастающего поколения;

  • важность освоения культуры и искусства с учетом национальных традиций и общечеловеческих ценностей;

  • диктуемая временем потребность в воспитании творчески активных личностей;

  • оторванность занятий художественного и эстетического цикла от реальной жизни.

Известно, например, что 99% новорожденных обладают абсолютным слухом. К полугоду таких остается 50%, а к семи годам лишь 5-9%. Почему? Их слух угнетали. Например, колыбельные песни все реже поются, сказки заменяются мультфильмами, ролевые игры уходят в прошлое, «дрессируем» и дома, и в саду.

Детская непосредственность, фантазия, воображение, создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность – мир сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, детство, на протяжении определенного возраста временного, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.

Следовательно, если с раннего возраста вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни; воспитывать стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам Музыки и Красоты, то будет достигнута ключевая роль духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания - формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием.










Заявка на публикацию материалов

Бараненкова Наталия Викторовна


МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида»


Музыкальный руководитель


Гольцова Наталья Николаевна


МБДОУ «Детский сад №88 комбинированного вида»


Воспитатель


Контактный телефон

8(920) 802-84-54

Количество страниц

9 стр. 1440 рубл.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое воспитание дошкольников через восприятие различных видов искусства

Автор: Бараненкова Светлана Владимировна

Дата: 27.09.2018

Номер свидетельства: 479033

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) ""Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через краеведение в ДОУ ""
    ["seo_title"] => string(80) "dukhovno_nravstviennoie_i_ghrazhdansko_patriotichieskoie_vospitaniie_chieriez_kr"
    ["file_id"] => string(6) "407794"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1491721419"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Гражданское и патриотическое воспитание младших  школьников "
    ["seo_title"] => string(67) "grazhdanskoie-i-patriotichieskoie-vospitaniie-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "216285"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432920520"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста"
    ["seo_title"] => string(60) "vliianiiefolkloranarazvitiieriechidietieimladshieghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306055"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458044163"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства