Просмотр содержимого документа
«Пальчиковые игры на музыкальных занятиях»
Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Существует прямая и естественная связь между движениями рук и произношением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры. Игровой характер и непринужденная обстановка способствуют организации внимания детей, способности сосредотачиваться. Они развивают мышление и речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, а взаимодействие музыки, слова и движения доставляют детям особую радость, развивают слух и ритмические способности. Соединяя пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, они формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например: перед разучиванием песни «К нам гости пришли» муз. А. Александрова, можно разучить пальчиковую игру:
На горушечке- Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся углом.
Для Андрюшечки - Ладонь правой руки ложится на грудь.
Летел, летел соколок - Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.
Через бабушкин порог - Скрещенные ладони помахивают, как крылья.
Вот он крыльями забил - Руки несколько раз сильно ударяют по бокам.
Бабушкин кисель разлил - затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Вот и нету киселька - Руки разводятся в стороны.
В черепушечке - Округленные ладони, опускаясьобразуют горшок - репушечку.
У старушечки-
На горушечке - Руки вновь по горку.
Бабка плачет: «Ай-ай-ай» Руки «утирают.
Не плачь, бабка, не рыдай! - Указательный палец правой руки «грозит».
Чтоб ты стала весела – хлопают в ладоши.
Мы наварим киселя - Правая рука снова помешивает кисель».
Во-о-от столько! - Руки расходятся широко в стороны.
«Маша-хозяйка»
(игра на основе русского фольклора)
Наша-то Маша - Хлопки в ладоши. То правая, то левая рука сверху.
Сметлива была,
Всем в избе работу
Нынче задала:
Плошечку собачка
Моет языком - Большой палец правой руки оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «плошке» – округленной левой ладони, «моет ее» (движения мизинца в сторону и обратно).
Мышка подбирает - Согнутые мизинец и указательный палец правой руки– «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой –«мордочка».
Крошки под столом - «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь.
Кошка под окошком - Пальцы правой руки собраны, как при фигуре «мышка», пальцы, изображающие мордочку, округлены.
Когтями скребет - Пальцы правой руки скребут ладонь левой.
Курочка в сережках - Правая ладонь «подметает» выпрямленную левую.
Вымела избушку,
Избушку метет - Энергичное встряхивание пальцев правой руки.
Потрусила голичок.
Лег голичок - Расслабленная правая рука ложится на стол или на колени.
Под порог на бочок - Сверху ее накрывает левая рука.
Потешки – небольшие стишки или песенки, позволяющие в игровой форме побудить ребенка к действию. Наблюдательность и глубокое понимание психологии раннего детства позволили нашим предкам изобрести незаменимый и действенный элемент педагогики – потешку. Простые игры с пальчиками и ладошками доставляют ребенку огромное удовольствие, дарят нежность и заботу, способствуют развитию интеллекта, речи и несомненно в непроизвольной форме стимулируют к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев. А это развитие эмоциональной сферы: мимики, жестов, движений руками.
«Ванька-встанька»
Ванька-встанька - спрятать большой палец в кулак. Ванька-встанька, Просыпайся, улыбайся. Тук-тук, тук-тук. - постучать кулачком по кулачку. Ванька-встанька тут как тут! - большой палец выскакивает из кулака.
«Динь – бом»
Динь-динь-бом, - «позвенели» у правого уха. Динь-динь-бом - «позвенели» у левого уха. Ходит кошка с бубенцом - "бежим" пальцами по коленям. Мыши сразу услыхали -(изображаем испуг) – ладошки изображают ушки. Динь-бом, динь-бом – хлопают. Быстро в норку убежали - спрятали руки под стол. Динь-бом, динь-бом - хлопают. Затворили крепко дверь – (изображаем радость) прихлопнули 2 ладошки. Динь-бом, динь-бом - хлопают. Не поймаешь их теперь - (тихо, таинственно) погрозить пальчиком. «Шла кукушка» Шла кукушка мимо рынка – (спокойно) Идём по столу, (коленям) на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальцы поджаты. У неё была корзинка – (эмоционально) Ладони соединяются "ковшом" – корзинка. А корзинка на пол - бух!(испуганно) Ударяем ладонями по коленям, разъединяем руки. Полетело десять мух! (радостно)Разводим руки в стороны – летящие мухи.
Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
«Мальчик – пальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был? - На первую строчку показать большие пальцы на 2 руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
«Капуста»
Мы капусту рубим, рубим - Прямые ладони опускают и поднимают поочерёдно.
Мы капусту трём, трём - Растирают ладони.
Мы капусту солим, солим - «Солят» капусту.
Мы капусту жмём, жмём - Сжимают и разжимают кулачки.
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка - Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Такие игры очень эмоциональны и увлекательны, они могут проводиться в форме совместных игр в режимных моментах, в непосредственно - образовательной деятельности, а также на досугах, развлечениях и праздниках.
«Гости»
К Кате гости прибежали - пальчиками идем по полу или столу. Все друг другу руки жали. Здравствуй Коля - здороваемся, соединяя большой и указательные пальцы. Здравствуй Жанна - «здороваются» большой и средний пальцы. Рад Серёжа - «здороваются» большой и безымянный пальчики. Рад Снежана - большой и мизинчик. Не хотите ль пирожок? - складываем вместе ладошки. Может коржик - раскрываем и показываем две открытые ладошки. Иль рожок (один кулачок ставится на другой) Вот драже вам на дорожку - несколько раз тычем пальцем в открытую ладошку. Вы берите понемножку - ладошки несколько раз сгибаем в кулачки. Все стряхнули быстро крошки - стряхиваем «невидимые» крошки. И захлопали в ладошки! - хлопаем в ладоши.
Использование пальчиковых игрпомогаетувлечь, заинтересовать детей и во время непосредственно – образовательной деятельности. Вхождение ребенка в любой вид искусства должно проходить через" волшебный мост" игры. Начать занятие можно например: с пальчиковой речевой игры «Здравствуй! » по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко) .
Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.
Я здороваюсь везде: дома и на улице.
Даже «Здравствуй! » говорю
Я знакомой курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок.
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро. Здравствуй, день.
Мне здороваться не лень.
Для развития певческого дыхания можно использовать пальчиковую игру «Сова». Разработка движений музыкального руководителя А. Никитенко