Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Консультация для воспитателей
Подготовила: Пайвина Таисья Викторовна воспитатель высшей категории.
Руководитель дополнительного образования по художественно –эстетическому развитию «Кукляндия» МАДОУ «»Детский сад «Теремок»
«Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение, как эталоны красоты, образцы вкуса, национальных особенностей, как часть культуры народа.
К сожалению, сегодня все дальше от нас уходят красивые выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и быту и учебном процессе. в частности изготовление тряпичной народной куклы практически не встречается в качестве предмета обучения, ему не уделяется должного внимания в программах обучения. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Для развития творчества необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомиться с произведениями искусства, приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками, умениями, освоить способы деятельности.
Работа над тряпичной куклой – это не столько источник эмоционального переживания радости и неизменного удивления, сколько, процессе творчеств, приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, необъяснимое отношение к миру.
Согласно этимологическим изысканиям слово «кукла» родственно древнегреческому слову «kiklos», которое означает «нечто свернутое». Технология скручивания в рулончик полосок ткани выбрана не случайно: скручивание передает образ слоистого устройства так называемых тонких тел человека. Мы видим, что в конструкции русских тряпичных кукол чаще всего используется скрутка или обмотка куском ткани.
Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми всех сословий. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местных художественных традиций, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения».
Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, грудь, обязательно кудельная коса. А вот лицо не делали – она оставалась «безликой». Поскольку с древних времен считалось, что кукла выполняет роль оберега ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла ему навредить.
Работа по приобщению детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих образовательных задач:
- прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества;
- содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- формировать умения и практические навыки работы с текстильными материалами;
- развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству;
- учить подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол;
- формировать творческое отношение к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности;
- прививать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус.
Не каждому ребенку дано стать в будущем художником, дизайнером и т.п., но каждый должен познать азы художественного творчества и попробовать найти свое «Я». И, если ребенок будет заинтересован в этом, то поставленные задачи будут решены.
Приобщение дошкольников к народной культуре, будет не эффективно без участия родителей. Опросы, беседы с родителями показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникает необходимость построить так работу по художественному труду, чтобы восполнять пробелы семейного воспитания. Основными формами работы с семьей остаются совместные праздники: фольклорные, обрядовые, дни именин, также презентации, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки и конкурсы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом образовательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его социализация в обществе.