Просмотр содержимого документа
«Открытое индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в словах»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Конспект
индивидуальной
коррекционно – образовательной деятельности
с воспитанником старшего дошкольного возраста
«Автоматизация звука [Л]»
Составила:
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №27»
Блинова Вера Николаевна
г. Михайловск, 2023г.
ТЕМА: Автоматизация звука [Л].
(Автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах, в словах.)
Подготовила учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №27"
Блинова Вера Николаевна
Цель: автоматизировать звук [Л] изолированно, в слогах, в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить артикуляционный уклад звука [Л];
-закрепить правильное произношение звука [Л] изолированно, в слогах, в словах;
-продолжать учить давать характеристику звуку;
-формировать навык звукового анализа: определение места звука в слове;
-продолжать учить согласовывать имена существительные с числительными от 1 до 10 и в обратном порядке.
Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную моторику при выполнении комплекса артикуляционной гимнастики;
-развивать слуховое, зрительное внимание и память;
-развивать чувство ориентации в собственном теле;
-развивать чувство ритма.
-развивать фонетическую сторону речи;
-создать условия для развития фонематических процессов;
-развивать речевое дыхание,
-развивать общую и мелкую моторику.
-Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательность, усидчивость;
- воспитывать интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;
- повышать самооценку ребенка.
-воспитывать навык речевого самоконтроля;
Ожидаемые результаты:
-наличие у ребенка правильного произношения звука [Л] изолированно, в слогах, в словах;
-наличие навыка речевого самоконтроля.
Оборудование: мышка-шалунишка Лола, зеркало, салфетка, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, артикуляционный профиль звука [Л], схемы для определения места звука в слове, кубик с картинками (лось, мыло, ландыш, футболка, яблоко, дятел), камешки «Марблс», Д.игра «Гусеница» для счета, Д.игра «Кто оставил свою тень?», мягкие напольные пазлы.
Вводная часть.
Организационный момент.
Логопед: Илья, рада тебя видеть. Предлагаю поприветствовать друг друга одним из способов, показанных на картинке. (Улыбашки-улыбнуться друг другу, ладошки - «дать пять», обнимашки- обнять друг друга).
Ребенок выбирает форму приветствия.
Логопед: У нас сегодня гости, поздоровайся с ними. Проходи, присаживайся за стол.
Логопед: Илья, над каким звуком мы с тобой сейчас работаем?
Ребенок: Звук [Л] – согласный, твердый, звонкий, парный.
Логопед: Все верно. Илья. Посмотри, к нам в гости пришла мышка-шалунишка Лола. У нее «печалька», она не умеет произносить звук [Л] и даже свое имя не может сказать правильно. Лола просит показать, что надо делать, чтобы научиться произносить звук [Л] Илья, ты согласен ей помочь?
Ребенок: Да.
Логопед: Предлагаю начать с артикуляционной гимнастики. Садись правильно, держи спину ровно.
Логопед: Язычок мы подготовили, теперь пора показать, как правильно произносить звук [Л]. Ответь, пожалуйста, на мои вопросы.
-Где должен находиться язычок?
-Вверху, прижаться к зубкам.
-А губы в каком находятся положении?
-Губы широко улыбаются.
-Что делают зубки?
-Зубки не смыкаются.
-Все правильно, затем делаем вдох и на выдохе произносим звук [Ы]. Так получается звук [Л].
Чтобы Лола услышала этот звук и увидела, как ты его произносишь, я превращу тебя в реактивный самолет.
Ребенок выполняет упражнение «Гудит самолет». Сделав правильную артикуляцию звука и вдох через нос, произносит на одном выдохе звук [Л], идя по взлетной полосе из напольных пазлов, от тихого к громкому и, идя в обратном направлении, – от громкого к тихому.
Логопед: Ты отлично все показал Лоле, присаживайся. А теперь научим ее произносить звук [Л] в слогах. Я буду хлопать и сопровождать хлопки слогами, а тебе нужно повторить этот ритмический рисунок.
Проводится игра «Повтори ритмический рисунок»
Логопед: Молодец, перейдем к следующему заданию. С помощью кубика выбрать слово со звуком [Л] и определить место звука в этом слове, обозначив его на схеме с помощью камешков «Марблс».
Ребенок выполняет задание, дает полные ответы.
Логопед: Предлагаю посчитать слова со звуком [Л].
Ребенок с помощью кубика выбирает слова и считает их от 1 до 10 и от10 до 1.
Логопед: Илья, пора тебе передохнуть.
Проводится физминутка (выполняются движения в соответствие с текстом).
Ну-ка руки покажи,
(Руки вперед ладонями вверх)
Их на плечи положи.
Потянись, покружись
И теперь остановись.
Выполни мои задания:
1.Дотронься правой рукой до левого уха.
2.Дотронься левой рукой до правого глаза.
3.Дотронься левым локтем до правого колена.
4.Дотронься указательным пальцем левой руки до носа.
Логопед: Отлично, присаживайся.
А теперь тебя ждет путешествие в лес, где потерялись животные, от них остались только тени. Определи, пожалуйста, кто оставил свою тень в лесу.
Ребенок выполняет задание с помощью дидактического пособия «Кто оставил свою тень?»
Логопед: Илья, назови всех животных из этого леса, в названии которых есть звук [Л].
Ребенок называет животных, в названии которых есть заданный звук (лось, белка, волк, дятел).
Логопед: Илья, ты отлично справился с этим заданием.
Заключительная часть.
Логопед: Илья, наше занятие подходит к концу. Ты хорошо сегодня поработал. Предлагаю напомнить мышке Лоле еще раз, как правильно произносить звук [Л]. Где находятся губки, зубки, язычок.
Ответы ребенка.
Логопед: Дай характеристику этому звуку.
Ответы ребенка.
Логопед: Илья, при выполнении каких заданий ты испытывал затруднения?
Ответы ребенка.
Логопед: В какие игры хотелось бы поиграть еще?
Ответы ребенка.
Логопед: Илья, мышка Лола благодарна тебе, что ты научил ее правильно произносить звук [Л]. А я рада, что у тебя сегодня многое получилось. Хочу напомнить о необходимости следить за своей речью, и правильно произносить звук [Л] в словах. На этом наше занятие окончено. Попрощайся со всеми. До свиданья, Илья.