Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях. « Путешествие в страну Рычалию»»
Открытое индивидуальное логопедическое занятие
Автоматизация звука Р в словах и словосочетаниях.
« Путешествие в страну Рычалию»
Тема : «Путешествие в страну Рычалию»
Цель: Автоматизировать произношение звука [Р] всловах и словосочетаниях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
упражнять в согласовании существительных с прилагательными в ед. числе и жен., муж., ср. роде ;
закреплять правильное произношение звука [Р] в словах и словосочетаниях;
формировать навыки анализа слов на примере изучаемого звука.
расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционную мускулатуру ребенка;
развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
формирование положительной установки на участие в занятии;
формирование доброжелательности и самостоятельности;
стимулировать речевую активность.
контроль за собственной речью.
Оборудование:
Зеркало для индивидуальной работы; предметные картинки со звуком [р]; схема для определения места звука [р]в начале, середине и в конце слова; фишки для игры ,,Бинго”; объёмные фигуры; сенсорная коробка; карточки с заданиями; карта- лабиринт; карандаш; письмо; коробка; магнитная доска.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1Организационный момент
Здравствуй, посмотри, сколько у нас сегодня гостей.
Давай с ними поздороваемся.
Какое у тебя сейчас настроение?
Здорово, что у тебя сегодня хорошее настроение.
Посмотри, пожалуйста, сегодня мне принесли вот такую коробку и письмо. Как ты думаешь, что может быть в ней? (Ребенок делает свои предположения).
Ну, давай откроем и посмотрим. (Ребенок открывает коробку и достает письмо).
Смотри тут что-то понаписано. Давай я прочитаю.
(Здравствуй дорогой друг, пишут тебе жители волшебной страны «Рычалии».. Пишут, потому что ты научился правильно и красиво произносить звук [р]. Помоги нам избавится от колдовства. За каждый выполненный этап ты будешь получать часть картинки и в итоге занятия ты сможешь восстановить мир в нашей стране. Желаю тебе удачи!).
Как ты уже понял, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие — в страну «Рычалию». Попасть в нее могут лишь те, кто правильно произносит звук [р].
Но сначала, давай разберемся чтоже произошло в этой стране?
У нас здесь еще одно письмо ,,История Рычалии”.
- В некотором царстве, в некотором государстве, в стране под названием «Рычалия» жила-была злая Колдунья, которая больше всего на свете не любила учится. Как только не вредила она детям и жителям этой страны, а однажды решила заколдовать звук [р]. Бедным жителям в городе совсем стало тяжело разговаривать. Хотят сказать:
РЫБА, а получается ЛЫБА.
Не РАКЕТА, а АКЕТА.
Вместо РУБАШКА - УБАШКА.
Загоревали жители и решили, во что бы то ни стало победить колдовство злой Колдуньи. А как узнали жители этой страны, что ты научились произносить этот звук, решили позвать тебя на помощь. Ну что, поможем жителям из страны «Рычалия»?
Путешествие нам предстоит непростое, надо подготовиться, как следует!
Проверим, хорошо ли работают наши язычки
Мы сейчас с тобой сделаем гимнастику для нашего язычка, чтобы он у нас был ловкий, подвижный и чтобы мы справились со всеми коварными и трудными заданиями злой колдуньи и расколдовали звук [р].
IIОсновная часть
2 Артикуляционная гимнастика.
Итак, наш язычок работает хорошо. Я думаю, что мы справимся с испытаниями, которые приготовила для нас Колдунья, ты согласен со мной?
3Автоматизация звука в словах.
- Перед нами лабиринт от злой колдуньи с заданиями . За каждый выполненный этап ты будешь получать часть картинки.
3.1Задание ,,Веселые картинки”
-Давай поработаем с волшебными карточками, на каждой карточке вверху есть задание (логопедические карточки с заданиями)
3.2Задание ,,Веселые пальцы”
-Теперь давай с тобой посмотрим как работают у тебя пальчики (Нейро)
-Молодец! Держи первую картинку!
3.3 Звуковой анализ слова.
Задание ,,Прятки”
-Следующее задание непростое. Нам злая колдунья спрятала звук (Р) и его нужно найти в словах. Звук (Р) может стоять в начале , в середине или в конце. Но когда мы его найдем, то картинку закроем квадратиками: Красный – в начале, желтый – в середине, зеленый в конце.
3.4 Задание ,,Новые слова”
-Злая колдунья узнала, что если заменить хотя бы один звук в слове, его смысл изменится.
-В следующем задании нужно в первом столбике заменить первый звук на звук Р,а во втором столбике заменить последний звук на звук Р.
Мак Сын
Нога БОК
Кот Сок
Мука Миг
Хобот Пас
Козы Сон
(Ребенок карандашом исправляет слова)
-Молодец! Ты очень хорошо справился!
Упражнение на развитие мелкой моторики.
3.5 Задание ,,Зыбучие пески”
- При путешествии мы с тобой попали в пустыню, где есть зыбучие пески! Наша с тобой задача помочь выбраться предметам из этого песка.
(Ребенку предлагается вытащить и назвать из сенсорной коробки предметы начинающиеся на звук [р] из риса)
-Ты большой молодец!
4 Физкультминутка.
-Мы с тобой прошли очень много и я тебе предлагаю немного отдохнуть.
3.5 Задание ,,Бинго”
-Вот мы отдохнули и готовы продолжать путь дальше.
-Следующее задание. Перед тобой карточка с предметными картинками. Тебе необходимо найти, назвать и закрыть фишками все пары одинаковых картинок на двух листах. Работать нужно двумя руками
-Ты очень быстро преодолел это задание!
3.6Задание ,,Адрес”
- Следующее задание совсем хитрое! Тебе нужно найти по заданному адресу картинку!
4Автоматизация звука в словосочетаниях.
4.1 Задание ,,Художник”
- В следующее задание нам поможет художник Карандаш. Он решил устроить выставку. Однако, из-за злой колдуньи, часть картин он не успел нарисовать. Помоги Карандашу раскрасить картины подходящими цветами – красным, оранжевым. Розовым. Расскажи о том что у тебя получилось.(Розовая роза, розовый сарафан, розовое перо, красный помидор, красная куртка, красное ведро, оранжевая морковь, оранжевое корыто, оранжевый барабан)
- Молодец
4.2Задание ,,Подбери картинку”
- Посмотри, мы теперь с тобой путешествуем по морю. И следующее задание нам поможет выполнить осьминог! Нужно подобрать картинку к признаку и четко произнести звук Р.( Разноцветная пирамидка, хищный тигр, легкое перо, узкая тропинка)
4.3Задание ,,Расскажи, что у кого”
-Перед тобой изображены ребята Рома и Рая. Рассмотри картинки и расскажи, какой предмет у кого. (Ромина рубашка, Ромин руль, Ромин рак, Ромин робот, Ромина ракета. Раина расческа, Раина роза, Раина ракушка, Раины ромашки)
4.4Задание ,,Повар”
-Оказывается злая колдунья еще и повара расстроила. Нам нужно обязательно помочь повару приготовить суп и сок!
-Посмотри какие овощи использует повар для приготовления супа и скажи какой должен получится суп? (Картофельный и гороховый суп)
- Какой сок получится у повара, если он использует морковь?(морковный сок) Арбуз? (Арбузный сок) Грушу? (грушевый сок) Виноград? (Виноградный сок)
-Молодец! Повар очень рад что ты ему помог!
4.5Задание ,,Составь словосочетание”
- Следующее задание. Нам нужно составить словосочетание, заменив картинку словом. Что у тебя получилось? ( Прыгучая кенгуру. Быстрый гепард. Ловкая рысь. Громадный носорог. Молчаливая рыба. Болтливая сорока.)
V. Заключительная часть.
5.1Задание «Собери букву». -Вот и подошло к концу наше путешествие. Теперь можешь собрать картинку и сказать, что же у тебя получилось!(Собираем букву Р из пазов)
-Ты очень старался, поэтому у тебя все получилось и ты справился со всеми заданиями Злой Колдуньи и расколдовали звук –[ Р]. Теперь жители страны могут не боятся
Итог занятия.
Тебе понравилось занятие?
Какой звук мы сегодня повторяли?
Какое у тебя сейчас настроение выбери картинку?
А ещёжители страны «Рычалия» , в знак благодарности, подготовили тебе подарок. Ты очень сильно хотел и долго мечтал о конструкторе! И пускай сегодня твоя маленькая мечта осуществится!