Просмотр содержимого документа
«"Отчет деятельности инструктора по физической культуре в ДО"»
Отчет деятельности
инструктора по физической культуре
за 2023-2024 учебный год.
составил:
Инструктор по физической культуре
Саманова Л.Р.
Развитие детей и укрепление их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики.
Цель моей педагогической деятельности с детьми - создание условий для повышения двигательной активности, укрепление здоровья дошкольников. Физическое воспитание в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и Пензулаевой Л.И. 2016г.
Выполнение программных требований предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, физического развития и физической подготовленности.
В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей:
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика;
- физкультурные минутки;
- динамические паузы;
- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
- спортивные упражнения;
-досуги физкультурной направленности.
- спортивные праздники.
В учреждении созданы оптимальные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития:
- полноценное питание (завтрак, второй завтрак, обед, ужин) осуществляется в соответствии с нормативными документами;
- оздоровительная работа с детьми (закаливание, воздушные ванны, босохождение по массажным дорожкам);
- комплексная диагностика по физическому развитию детей.
Диагностика физических качеств проводилась в октябре (входящая) и в апреле.
Уровень развития физических качеств и навыков у дошкольников на начало 2023- 2024 уч. года составил:
Группа Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Средняя 0% 17.6% 59.2%
Старшая 9.2% 73.2% 17.5%
Подготовительная 9.4% 79.6% 10.9%
Уровень развития физических качеств и навыков у дошкольников на конец 2023 – 2024 уч. года составил:
Группа Высокий Средний Низкий
уровень уровень уровень
Средняя 62.9% 37% 0%
Старшая 87.4% 12.5% 0%
Подготовительная 94% 5.7% 0%
Прирост физической подготовленности за 2023 -2024 учебный год составил в среднем по МАДОУ Д/С №16 «Родничок» -50%
Дети младшей группы: уверенно, с небольшой помощью выполняют основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдают направление, основную форму и последовательность действий, действуют в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включаются и осваивают новые разнообразные движения, соблюдают правила в подвижных играх. Некоторые дети уверенно, самостоятельно и точно выполняют задания, действуют в общем для всех темпе, легко находят свое место при совместных построениях и в играх, быстро реагируют на сигнал, переключаются с одного движения на другое, с большим удовольствием участвуют в играх, строго соблюдают правила, стремятся к выполнению ведущих ролей в игре.
Данные по младшей группам даны на основе наблюдения за детьми и анализа данных. Причины недостаточного усвоения программы вижу в: пропусках детьми занятий в течение учебного года.
Высокий показатель физического развития обусловлен созданием в МАДОУ: - оптимальных условий и удовлетворительной материальной базы для физического совершенствования. В каждой группе имеются атрибуты и игрушки для подвижных игр и двигательной активности детей на прогулке. Развивающая среда, организованная в детском саду, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности; - сотрудничество с родителями по проведению физкультурно-оздоровительной работы с детьми ( пропаганда здорового образа жизни через открытые мероприятия по физической культуре, совместные спортивные праздники, индивидуальную работу с семьей и т. д.)
Работу по физическому развитию дошкольников осуществляю на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и Пензулаевой Л.И. 2016г., а так же на основе положений ФГОС ФОП дошкольного образования, в котором физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
К Программе воспитания и обучения в детском саду мною используется следующее методическое обеспечение:
-Федорова С.Ю. «Примерные планы физкультурных занятий» (2-3 года);
-Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» (3-4 года);
-Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» (4-5 лет);
-Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» (5-6 лет);
-Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду» (6-7 лет);
-Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет);
-Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений;
-Степаненкова Э.Я.Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.
Так же порционно использую в своей работе такие физкультурно-оздоровительные программы и технологии как:
Глазырина Л Д, Овсянкин В А Методика физического воспитания детей дошкольного возраста.
«Здоровячок» Программа оздоровления детей в ДОУ (авторы Никанорова Т.С. и Сергиенко Е.М.
Имеется музыкальный зал совмещенный с физкультурным с разнообразным оборудованием для различных видов движений и
раздаточный материал для организации общеразвивающих упражнений и подвижных игр, спортивная площадка на улице, на асфальтированной территории ДОУ имеются разметки для бега, прыжков.
Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется мною через различные формы двигательной активности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, спортивные и подвижные игры, физкультурные праздники и развлечения, дни здоровья.
Считаю, что физкультурное занятие является основной формой организованного обучения в ДОУ. С детьми дошкольного возраста провожу в течение учебного года следующие типы физкультурных занятий:
Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т.д.).
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.).
Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т.д.).
Занятия серии "Изучаем свое тело" (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи).
Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
Контрольно-проверочные занятия (выполнение отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).
Для проведения занятий подбираю физические упражнения, определяю последовательность их выполнения, составляю план-конспект, продумываю методику проведения, готовлю оборудование, размещаю его, слежу за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей.
При организации физкультурного занятия обязательно учитываю:
- строгую регламентацию деятельности детей и дозирование физической нагрузки;
- оптимальную двигательную активность детей;
- чтобы каждое предыдущее занятие быть связано с последующим и составляло систему занятий;
- соответствие возрасту и уровню подготовленности детей;
- имеющееся оборудование и музыкальное сопровождение.
Утренняя гимнастикаявляется одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Ее назначение и методика проведения общеизвестны. Утреннюю гимнастику провожу ежедневно до завтрака в течение 10 минут на воздухе или в помещении.
При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года стараюсь учитывать вариативность содержания. Наряду с традиционной утренней гимнастикой использую разные ее типы и варианты как в содержательном плане, так и в методике проведения:
Утренняя гимнастика игрового характера, когда включаю 1-2 подвижные игры или 5-7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.
Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5-6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)
Широко применяю в течение года с детьми такую форму, как физкультурный досуг, так как он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Он включает в свое содержание уже знакомые детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения.
При проведении досуга я ставлю следующие задачи:
развивать у детей умение творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,
приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Учитываю и стараюсь обеспечить следующие принципы построения развивающей среды:
• дистанции и позиции при взаимодействии;
• активности, самостоятельности, творчества;
• стабильности, динамичности;
• комплексирования и гибкого зонирования;
• индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
• сочетание первичных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
• открытости-закрытости;
• учета возрастных и индивидуальных различий.
В группах создана развивающая среда «центры физкультуры». Предусмотрели площадь, свободную от мебели и игрушек. Дети были обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки). Где так же приобретаются и изготавливаются атрибуты для игр, предоставлены картины с разными видами спорта, картотека подвижных игр и графическое изображение выполнения упражнения.
Развивающая среда, организованная в детском саду, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности.
Таким образом, предметно-развивающую среду, обеспечивающую физическое развитие дошкольников, проектирую в соответствии с основными принципами с учетом ФГОС ДО, стараюсь сделать ее содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной. В настоящее время углубленно работаюнад развитием двигательной активности детей дошкольного возраста через разнообразные подвижные игры.
Ребята с удовольствием занимаются физическими упражнениями, участвуют в подвижных играх. Дети отличаются высокой работоспособностью, они стали сильнее, выносливее, ловкими, гибкими. В детском саду проводятся дни здоровья, спортивные развлечения, физкультурный досуг, праздники.
Так, в течение учебного года с детьми были проведены следующие спортивные мероприятия:
Младшая группа
Сентябрь День здоровья «Здоровье всегда пригодится»
Октябрь «Поход в огород»
Ноябрь «В гостях у осени»
Декабрь Спортивное развлечение «Теремок»
Январь «Зимние забавы»
Февраль «День защитников Отечества»
Март Развлечение «Народные забавы»
Апрель Спортивный праздник «День здоровья»
Май Физкультурный досуг«На лесной полянке»
Июнь Музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню Защиты детей
Средняя группа
Сентябрь Музыкально-спортивный праздник «День знаний»
День здоровья «Мы растем здоровыми»
Октябрь «Осенние старты»
Ноябрь Спортивное развлечение по ПДД «Мы пешеходы»
Декабрь «Белая, пушистая»
Январь «Зимние забавы»
Февраль «День защитников Отечества
Март «Народные игры и забавы», Развлечение с элементами фольклора «Весенний хоровод»
Апрель День смеха
Спортивное развлечение экологического характера «Спешим на помощь»
«Если очень захотеть можно в космос полететь»
Май «Поиграем с Петрушкой»
Июнь Музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню Защиты детей
Старшая и подготовительная группы
Сентябрь Музыкально-спортивный праздник «День знаний»
Спортивный праздник по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей подготовительных к школе групп.
Спортивное развлечение. День здоровья.
НОД из серии «Изучаем свой организм». Тема: «Части тела»
Октябрь «Осенний марафон», «Осенние старты»
Ноябрь Спортивный праздник ко Дню Народного Единства,
Физкультурноеразвлечение по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Пожарная безопасность»
Декабрь «Мы мороза не боимся»
Спортивно-тематическое мероприятие «День памяти неизвестного солдата»
Февраль «Использование гимнастических мячей при нарушении осанки» Информационная ширма
Март «О закаливании»
Апрель «Спортивные, подвижные и народные игры дома». Консультация
Май «Давайте поиграем», «Домашний стадион». Консультация
Консультации для воспитателей:
Тема: «Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей»
Тема: Консультация: «Двигательно-оздоровительные моменты в перерывах между занятиями».
Тема: «Народные подвижные игры на прогулке».
Выступление на педсовете с докладом по теме: «Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО и ФОП ДО»
Систематически повышаю свои профессиональные знания, изучая новинки литературы, появляющейся в печати и интернете.
планирую и организую образовательную деятельность по физическому воспитанию;
планирую и организую физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;
оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, и т. д.).
разрабатываю и организую информационную работу с родителями.
Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана нашего дошкольного учреждения, встречаюсь со специалистами и обсуждаю вопросы, требующие внимания.
Я стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей, а также новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФОП ДО. Информирование родителей происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, разнообразных буклетов; провожу мероприятия с активным участием родителей).