Особенности работы с одаренными дошкольниками в изобразительной деятельности
Особенности работы с одаренными дошкольниками в изобразительной деятельности
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Можно выделить следующие задачи развития творческих способностей у дошкольников:
- способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
- воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
- формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;
- способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с одаренными дошкольниками в изобразительной деятельности»
Особенности работы с одаренными дошкольниками в изобразительной деятельности
(статья)
Сорокина Марина Владимировна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №96»
Г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ, не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Можно выделить следующие задачи развития творческих способностей у дошкольников:
- способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
- способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;
- воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
- формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;
- способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия:
- игровые методы и приемы, применение игровых сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей», «расписать крылья бабочки - ее украшение с крылышек смыло дождем» и т. п.). Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем их помочь. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие. Например, на коллективном занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку Лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить). Очень важно, что благородную роль помощника и защитника слабых, ребенок может выполнить только научившись чему-то новому.
- создание изображений и изделий для игр («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек - зверюшек» и др.)
- интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности.
Что необходимо, достаточно и важно для развития творческих способностей?
Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинается с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, то есть с очень раннего, по современным представлениям, физического развития.
Второе важное условие эффективного развития способностей – создание эстетической развивающей среды, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; использование в оформлении группы созданных детьми индивидуальных и коллективных рисунков, аппликаций. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, формат бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующий величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.
Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей на занятиях, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительном отношении взрослых к результатам детской художественной деятельности и т.п. То есть окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность.
Третье, важное условие успешного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. И здесь можно не опасаться перенапряжения или переутомления, если соблюдать еще одно условие.
Четвертое – важное условие: ребенку надо предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантий того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу. Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – вот, пятое, немаловажное условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное здесь заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься.
Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). Но на всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей.
Работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в детском саду ведется по схеме:
Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов через творческие задачи. Которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствуют решению учебных задач и заданий.
Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель – творчество.
Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.
Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнять все задачи.
I Этап.
В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.
II Этап. Познавательный.
Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
III Этап. Завершающий.
По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной модели при рассматривании готовых работ. Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние. Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой. Он опускает в «карман настроения» карточку со схематическим изображением настроения. А воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы. Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.
Вывод:
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.
Литература:
1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб.: КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: 1999.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
4. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004