Просмотр содержимого документа
«Организация и сопровождение образовательного процесса в группе компенсирующей направленности в ДОУ.»
Организация и сопровождение образовательного процесса в группе компенсирующей направленности в ДОУ
Воспитатели: Синицина О.В.
Сасорова Г.А.
В детском саду педагогам необходимо создавать условия для того, чтобы каждый ребенок с ОВЗ, получил возможность реализовать свой потенциал с помощью специалистов, владеющих знаниями об особенностях развития детей и имеющих навыки оказания помощи.
Детисограниченнымивозможностямиздоровья(ОВЗ) – это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования.
В этом году в нашем детском саду функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (задержка психического развития).
Задержка психического развития (ЗПР) – это минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, а также последствия длительного нахождения в условиях социальной депривации. При этом характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
В своей работе педагоги и специалисты используют методы и приемы образования и воспитания, осуществляемые в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, предполагающие помощь и содействие саморазвитию ребенка, которая направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией. Мы реализуем следующие принципы психолого - педагогического сопровождения, на основании которых выстраивается дошкольная педагогическая система обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ:
Принцип профессионально-делового партнёрства взрослых (педагогов,администрации,родителей).Прежде всего, реализация этого принципа связана с формированием общей для всех участников образовательного процесса системы ценностей, центром которой, безусловно, является ребёнок. Индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку, к программе его развития, воспитания и обучения, приоритетная ценность процессаобразования, а не только его результата; стремление к индивидуально-личностной оценке результатов, главный из которых — социокультурное включение ребёнка с ОВЗ в общество. Сотрудничество с родителями является важнейшим звеном всей системы психолого-педагогического сопровождения и заключается во взаимообмене информацией, взаимопомощи и общении.
Принципдинамическогохарактерапсихолого-педагогическогосопровождениядошкольников с ОВЗ. Данный принцип базируется на учете уровня достижений (актуального уровня развития) и верного определения зоны ближайшего развития по всем линиям психического развития и по всем областям образовательной программы для каждого ребёнка.
Принципцеленаправленностиицелесообразностистратегиипсихолого-педагогическогосопровождениядошкольников.Вся стратегия психолого-педагогического сопровождения дошкольников нацелена на развитие у ребёнка восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе (независимо от его индивидуальных особенностей).
Принцип учета вариативности нормальных темпов развития и представлений обобщностизакономерностейпсихическогоразвития.В психологии является постулатом положение о единстве закономерностей нормального и аномального развития (по Л. С. Выготскому). Но такое единство достижимо только при создании благоприятной социальной среды развития, чему и должно способствовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ.
Принципопределенияпервичныхивторичныхсимптомов,причинногоиследственногохарактераотклоненийвразвитии.Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особыми образовательными потребностями требует от команды педагогов максимальной готовности к изменению тактики и стратегии в создании специальной образовательной среды.
Принципвариативностихарактеравзаимодействиявзрослогоиребёнка.К каждому ребёнку с ОВЗ нужно подходить индивидуально, учитывать его интересы и предпочтения, уровень умственного и речевого развития, степень обучаемости, доступный способ деятельности в предложенном задании, ведущие мотивы и потребности.
Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют:
Воспитатель. Подготовка нормативной документации к приходу ребенка с ОВЗ (совместно: воспитатель и педагог-психолог из службы сопровождения). Обсуждение индивидуального маршрута и режима пребывания ребенка с ОВЗ в группе (совместно: воспитатель и специалисты службы сопровождения). Организация адаптации ребенка с ОВЗ в группе. Наблюдение за ребенком с ОВЗ в группе. Педагогическая диагностика. Родительское собрание «Разговор с родителями». Организация пребывания ребенка в группе, обеспечение безопасности детей в группе, работа в соответствии с планом поддержки поведения, своевременное предоставление родителям информации о работе группы, мероприятиях, изменениях в расписании, темах и структуре занятий, оказание ребенку помощи в усвоении правил группы и выстраивании коммуникации с детьми группы, оказание ребенку индивидуальной помощи на занятиях, в свободной деятельности и в режимных моментах.
Специалистыслужбысопровождения(учитель-логопед,педагог-психолог,учитель-дефектолог). Обеспечение информационной и методической поддержки, консультирования и обучения сотрудников группы, специалистов, родителей, проведение индивидуальных занятий с ребенком, осуществление диагностики, наблюдения и написание программы индивидуального сопровождения, своевременное внесение изменений в программу, осуществление контроля за выполнением всеми участниками программы поддержки поведения, координация работы всех участников команды сопровождения.
Помощниквоспитателя. Сопровождение ребенка в качестве тьютора в необходимых моментах, обеспечение безопасности детей в группе, следование плану поддержки поведения.
Музыкальныйруководительиинструкторпо физическойкультуре. Осуществление музыкально-эстетического воспитания детей с ОВЗ, осуществление психомоторного развития детей с ОВЗ, взаимодействие с детьми с ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов.
Медицинскийперсонал. Осуществление контроля за состоянием здоровья детей, проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР. Внимание ребенка неустойчиво,неравномерная работоспособность. Ребенку трудно концентрироваться, удерживать внимание на протяжении той или иной деятельности. Характерны недостаточная целенаправленность деятельности, импульсивность.
Снижена скорость восприятия и переработки слуховой, зрительной и тактильной информации. У ребенка снижен объем памяти, скорость запоминания, быстро забывает информацию. Наблюдается отставание уже на уровне наглядных форм мышления, трудности в формировании причинно-следственных связей, пространственных представлений. Характерно отставание в формировании навыков крупной и мелкой моторики, координации движений. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Несамостоятельность, выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого зависит ребенок. Склонность преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Преимущественное контактирование с младшими детьми. Снижен познавательный интерес, предпочтения даже в старшем возрасте отдается игре. Наблюдаются трудности адаптации к дошкольному учреждению.
Основные стратегии работы сребенкомсОВЗ. Определение типа нарушений и степени первичного дефекта. Учет особенностей ребенка и построение оптимального маршрута для развития. Принятие особенностей ребенка. Создание атмосферы доброжелательного взаимопонимания. Четкий режим дня. Частая смена видов деятельности. Формирование положительного отношения к деятельности. Опора на восприятие ведущих органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, тактильного восприятия. При необходимости - объяснение материала индивидуально. Предоставление ребенку моментальной обратной связи: поощрения, наказания. Избегание категоричных запретов, слов «нельзя», «нет», «неправильно». Развитие социально-коммуникативных навыков. Развитие психических функций. Развитие общей и ручной моторики. Обучение конструктивным моделям поведения. Одинаковая последовательность действий. Учет уровня работоспособности (увеличение времени выполнения и объема задания). Указания короткие, четкие (сложную инструкцию разбить на части). Многократные повторения материала. Посильные задания для самостоятельного выполнения. Упражнения для развития всех видов внимания. Деятельность с обязательным завершением. Пошаговое изложение новой информации. Повторение ребенком инструкции взрослого. Дополнительное время на обдумывание ответов, рассматривания картинки. Обучение ориентировке в пространстве. Вовлечение в общение со сверстниками.
Организация предметно - пространственной среды. Организация предметно-пространственной среды должна соответствовать потребностям и возможностям ребенка. Четкое зонирование пространства для игр, отдыха, физической активности и проведения НОД. Визуально представленные правила поведения в группе. Сюжетные и предметные картинки по всем лексическим темам. Наглядный и раздаточный материал для развития академических навыков. Предметы для развития крупной и мелкой моторики. Различные игры и игрушки для развития игровой деятельности. Богатая предметная среда, способствующая развитию познавательной и мотивационной сферы ребенка. Наглядные пособия, игрушки различных форм, цвета, материалов, использование иллюстраций. Маркировка предметов, постоянное место для каждого предмета в группе. Постепенное пополнение или изменение среды по мере усвоения ребенком материала и путей использования предметов и пособий. Пооперационные карты выполнения заданий, решения бытовых ситуаций.