kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Опыт работы по теме: «Взаимосвязь музыки и праздников в повседневной жизни детского сада»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы музыкального руководителя по взаимосвязи музыки и праздников в поаседневной жизни детского сада.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: «Взаимосвязь музыки и праздников в повседневной жизни детского сада»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 395 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



Опыт работы по теме:

«Взаимосвязь музыки

и праздников

в повседневной жизни детского сада»








Музыкальный руководитель

Гридиной Натальи Александровны







Донецк 2023-2024

ВВЕДЕНИЕ

  1. Актуальность исследования. Исходя из нормативных документов Закона «Об образовании» в Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральной образовательной программы дошкольного образования музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника.

Музыкальная культура ребенка – это интегративное личностное качество. Оно формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Именно, участие ребенка в музыкальных развлечениях ведет к появлению положительного отношения детей к музыке, основанного преимущественно на эмоциональных оценках. Постепенно совершенствуется опосредованное процессами мышления и воображения эмоционально-оценочное отношение, выражающееся в проявлении формируемого музыкально-эстетического сознания ребенка.

В современном обществе у детей дошкольного возраста теряется интерес к произведениям музыкального искусства, как народным, так и классическим, и перед дошкольной организацией стоит задача приобщить детей к музыкальному творчеству, национальной народной культуре. Грамотное использование музыкальных развлечений в детском саду влияет на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.

  1. Анализ литературы показал, что над данной проблемой работали многие ученые, психологи: В.С. Выгодский, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, И.А. Буренина, Л.Н. Виноградова, Т.Ф. Коренева. Проблема достаточно изучена, но остается актуальной.

Цель опыта: обосновать эффективность использования музыкального праздника как формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ).

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования «Взаимосвязь музыки и праздников в повседневной жизни детского сада»;

  • проанализировать данную проблему;

  • разработать методический инструментарий – рекомендации по организации и проведению музыкальных развлечений в ДОУ;

  • определить возможности развлечений в развитии у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к музыке;

  • проверить эффективность использования разработанного методического инструментария – рекомендаций по организации и проведению музыкальных развлечений в ДОУ.

Объект: организация музыкальных праздников.

Предмет: значение организации музыкальных праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого–педагогической литературы, знакомство с опытом педагогов-практиков, контент-анализ основных понятий, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ, опыт, эксперимент.

Практическая значимость работы состоит в разработке методических рекомендаций организации и проведения музыкальных развлечений.

РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста.

    1. Влияние музыкальных праздников на развитие творческих способностей дошкольников.

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в воспитании человека. В качестве важнейшего условия гармонического развития личности В.С. Выгодский называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. Давно замечено, что постоянное общение с музыкой пробуждает в человеке острую наблюдательность к голосам и созвучиям природы, прививает умение и потребность ассоциировать различные явления окружающего мира.

«Музыка для ребёнка – это мир радостных переживаний, чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него музыкальные способности. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции» писала основоположница отечественной системы художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, методики музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугина. Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки работала над проблемой детского творчества, формирования и развития творческих способностей детей дошкольного возраста в ходе целенаправленного педагогического руководства.

Д.Б. Кабалевский также уделял большое внимание образованию детей и не случайно в своей книге «Прекрасное побуждает доброе» подчёркивал: «попытка дальнейшего развития в стране без хорошо налаженной работы по музыкальному воспитанию детей равносильна попытке воздвигать монументальное здание без фундамента». «Чувствовать, познавать, творить» - эти три слова определяют три взаимосвязанных линий развития, три этапа музыкального развития детей дошкольного возраста. В этом особенно видна роль воспитателя, а его главной задачей является создать такие условия, при которых у детей появится огромное желание постигать основы музыкальной культуры, выражать собственную точку зрения, формировать как индивидуальное, так и коллективное музыкальное мышление в различных формах музыкальной деятельности.

В отечественной научно-методической литературе положительно оцениваются определенные педагогические технологии музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста. Автором одной из таких технологий является А.И. Буренина. В современных условиях существования системы народного образования перед педагогами дошкольной организации стоит задача широкого использования наиболее эффективных форм и методов обучения и воспитания. И здесь неоценимую помощь нам оказывают развлечения, разработанные на основе теоретических и практических исследований. Известные специалисты в области музыкального воспитания считают, что развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие не только радость и эстетические переживания, но и решают ряд воспитательно-образовательных задач.

Развлечения – одна из форм организации детей в повседнев­ной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить твор­ческую активность. 

Основная цель развлечений – обогатить ребёнка новыми музыкальными впечатлениями, переживаниями, позабавить его, углубить интерес к музыке, научить понимать прекрасное, закрепить пройденный материал и на основе приобретённых навыков и умений развить музыкально-творческие способности.

Музыка является одним из важнейших средств воспитание духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Уровень музыкальной культуры у дошкольников очень низкий – это проблема сегодняшнего дня. В дошкольных учреждениях практически еженедельно следует проводить развлечения. Тематика развлечений зачастую носит случайный характер. Авторы Л.Н. Виноградова, Т.Ф. Коренева пишут: «Необходимо, чтобы музыкальные занятия носили характер воспитывающего, развивающего обучения, а не служили средством натаскивания детей к утренникам». Как показала, практика великих педагогов-исследователей систематическое проведение развлечений на различные темы вызывает у детей активный интерес к музыке. Способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром, активно развивает музыкальные способности и как следствие повышает музыкальную культуру ребёнка дошкольного возраста.

Специалисты в области музыкального воспитания считают, что развлечения представляют собой наиболее яркие события в повседневной жизни детей, доставляющие не только радость и эстетические переживания, но и решают ряд воспитательно-образовательных задач:

1) расширять опыт музыкальных представлений у детей;

2) совершенствовать музыкальное восприятие;

3) способствовать проявлению положительных качеств личности ребёнка;

4) расширять кругозор детей;

5) развивать творческие способности дошкольников, формировать их организаторские навыки, создавать благоприятные условия для дружного детского коллектива;

6)создание радостной атмосферы способствующей формированию у детей положительных эмоций;

7) расширять сферу чувств детей, приобщать к коллективным переживаниям;

8) развивать инициативу, творческую выдумку.

Систематическое проведение развлечений на различные темы вызывает у детей активный интерес к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром, активно развивает музыкальные способности и как следствие повышает музыкальную культуру ребёнка старшего дошкольного возраста, но этот вопрос остаётся пока ещё не раскрытым, что и предстоит сделать нам.

В этом состоит противоречие между общественной потребностью и необходимостью повышения музыкальной культуры у детей и отсутствием специальной психолого-педагогической подготовки в данном вопросе у родителей и педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

    1. Форма организации праздников и развлечений по А. Бурениной.

В развлечениях, проводимых взрослыми, используются пляски, песни, которые дети уже знают или которые они будут разучивать, а также художественные и музыкальные произведения, трудные для детского исполнения, но вполне доступные детскому восприятию.

А. Буренина рассматривает четыре различных формы организации праздничных утренников, которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.

Первая форма условно названа «затейничество». В ее основе – игровая идея, «затея», соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете. Сценарий утренника в этой форме предусматривает как подготовленные выступления, так и игровые ситуации, в которых дети действуют спонтанно. Главное должен быть непредсказуемый, неожиданный сюрприз. Следовательно, в процессе подготовки не может быть никаких генеральных репетиций, иначе потеряется основная идея.

Вторая форма – «концерт самодеятельности». Слово «концерт» в переводе означает «соревнование», «состязание». В дошкольных организациях в настоящее время это одна из популярных форм организации утренников. Концерт требует осознанной и тщательной подготовки выступлений, демонстрирующий «таланты», индивидуальные возможности юных артистов. Задача постановщика – выстроить программу концерта таким образом, чтобы впечатление от выступления все время шло, по линии возрастания положительных эмоций и при этом было соблюдено соотношение в различных жанрах, тематике выступлений и т.д. Концерт – одна из сложных форм организации утренников для детей дошкольного возраста, так как здесь нельзя допускать публичных «провалов» детских выступлений, наносящих иногда психическую травму ребенку. Концерт должен состоять из небольших блоков, выстроенных жанрово и тематически. Подготовка к праздникам требует «частичных» репетиций, особенно массовок (например, групповых упражнений с предметами, выступление хора и др.). Репетиции, однако, недопустимы в силу высокой утомляемости детям младшего возраста.

Третья форма – «театрализованное представление», в основе которого – игра- драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное – сюрприз и импровизация, игра – драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как «повторение выученного», а как «поиск действий и взаимодействий», «вхождение в образ». При подготовке представления уместна и «генеральная репетиция» (в ходе которой необходимо создать игровую ситуацию – подготовку спектакля). Хотя это большая нагрузка для детей, но это необходимо для создания целостного образа, понимания сюжета и своей роли в нем. Первые репетиции проводятся не после того, как дети выучили текст, а почти с самого начала работы над пьесой. Очень важно создать детям условия для разворачивания сюжетно – ролевой игры, а для этого необходимо заинтересовать юных актеров содержанием постановки, дать им возможность выбрать или принять роль, найти свои, индивидуальные способы самовыражения в данном образе и т. д.

Четвертая форма организации утренников строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно – историческим традициям. Наиболее типичными из обрядовых праздников, которые отмечаются с детьми в дошкольных организациях являются Масленица, Рождество, Святки. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников, не фальсифицировать содержание, подобрать соответствующий репертуар.

Все четыре формы организации детских утренников – затейничество, концерт, театрализованное представление и обрядовый праздник, отличаются не только по форме, но и по содержанию, методике работы с детьми. Наиболее удобной, доступной и универсальной формой является затейничество, которое основывается на игровой идее. А поскольку таких идей множество, то, соответственно, можно придумать очень много вариантов. Однако в сочинении и построении подобных сюжетов надо научиться видеть логику, некую структурную модель, и тогда проектирование сценариев праздников станет более осмысленным и целенаправленным. Советует автор А. Буренина. Кроме того, к придумыванию игровых сюжетов можно, и нужно привлекать детей, а иногда и их родителей, и таким образом весь процесс – от замысла до его реализации – превращается в совместную деятельность педагогов, родителей и детей.

Развлечения как один из видов культурно - досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения должны быть всегда красочным моментом в жизни детей, обогащающим впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др.


РАЗДЕЛ 2. Практические аспекты организации музыкальных развлечений в ДОУ.

    1. Организация и проведение развлечений с детьми дошкольного возраста.

К организации развлечений предъявляются определённые требования.

Воспитательное, познавательное, эстетичное воздействие праздников, досугов на ребенка велико, а поэтому в своей работе по их подготовке и проведению важно не допускать формализма и однообразия. Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные развлечения и аттракционы, которые доставляют ребятам радость и развивают их физические качества.

Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей. Тщательно разучиваются песни, пляски; подбираются сценки для настольного театра игрушек, теневого, кукольного театра; изготавливаются необходимые декорации и костюмы.

Эти вечера должны проводиться систематически в вечернее время. Обычно они устраиваются в зале, где есть фортепиано, но можно проводить их и в групповых комнатах, на участке детского сада.

В программе праздника необходимо предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотношение взрослого и детского участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей. Основная нагрузка в подготовке праздника ложится на взрослых. Они тщательно продумывают сценарий, методику проведения праздника, подробно распределяют все «взрослые» роли, особое внимание уделяется выбору ведущего, который должен хорошо знать содержание и последовательность программы, а также уметь свободно общаться с детьми и гостями.

На вечерах развлечений дети могут выступать как индивидуально, так и небольшими группами или всем коллективом. Дети старших возрастных групп с удовольствием самостоятельно устраивают представления теневого, кукольного, настольного театров для своих младших товарищей и выступают перед ними с концертами. Главное, чтобы не было перегрузки для детей от впечатлений и выступлений.

Праздничный репертуар можно использовать как рекомендованный ФОП ДО, так и дополнительный, указанный в адаптированных и вариативных программах. Важно, чтобы он был художественным и соответствовал программным требованиям и возрастным особенностям детей.

В начале года, когда у детей еще нет навыков игры на музыкальных инструментах, нет выученного репертуара, сыгранности, оркестр включать в сценарий праздника не следует, так как участие в этом выступлении будет сопровождаться для ребят напряженностью, неуверенностью в себе. Обилие стихов, многословие ведущего делает праздник неинтересным, нединамичным, утомляет детей. Пусть словесного материала будет меньше, но он будет живым, интересным, ярким, понятным детям по содержанию и выразительным по исполнению. В течение года ответственные, ведущие роли необходимо поручать разным детям, согласуя это с их возможностями и характером. Многократные выступления одних приводят к чрезмерным волнениям, утомляют их нервную систему. У детей же, не участвующих в общей радости, пропадает интерес к празднику: они переживают, теряют веру в свои силы и еще больше замыкаются в себе, особенно стеснительные и малоинициативные дети. Для каждого ребенка должна найтись пусть незначительная, маленькая, но роль в сценарии.

Всё многообразие видов и форм музыкальных развлечений можно условно разделить на три типа:

1. Зрелищные развлечения, концерты, спектакли, организованные и выполняемые взрослыми.

2. Развлечения концертного типа и спектакли, организованные взрослыми, при участии детей в составлении и исполнении программы.

3. Развлечения по инициативе детей, подготовленные и проходящие при активном участии, но с помощью взрослых.

К развлечениям первого типа можно отнести все виды театров: теневой, кукольный, настольный, театр игрушек, исполнение сценок, специально написанных для различных видов театра, инсценирование сказок, небольших рассказов, тематические концерты, составленные из музыкальных и литературных произведений, предназначенным для слушания детьми, просмотр фильмов, телевизионных передач, слушание радиопередач. Дети – непосредственные участники; участники – взрослые и дети.

При организации развлечений первого вида надо привлекать детей к оформлению зала, группы; изготовлению атрибутов или пригласительных билетов. В этом виде мероприятий культурно-досуговая деятельность дошкольников несколько ограничена: они в основном являются зрителями, и положительный эмоциональный настрой получают в процессе восприятия.

К развлечениям второго типа можно отнести все виды концертов: тематический, итоговый, концерты по слушанию музыки, концерт по заявкам, концерт по телевизору. Этот вид развлечений дает возможность более широкого включения детей в процесс подготовки и исполнения. Они сами готовят номера для выступлений, ставят спектакли, разыгрывают роли, принимают активное участие в разнообразных играх. Этот вид развлечений позволяет воспитателю найти занятие каждому ребенку, что положительно сказывается на формировании основ культуры личности.

К развлечениям третьего типа можно отнести развлечения, возникающие стихийно в самостоятельной музыкальной деятельности детей по их инициативе, но под руководством взрослого. Третий вид – смешанный.

Виды развлечений многообразны:

1. Различные виды концертов – тематический, итоговый, концерты по слушанию музыки, концерт по заявкам, концерт по телевизору;

2. Игры-забавы; подвижные, музыкальные, сюжетно-музыкальные, музыкально-дидактические, игры-драматизации, игра «концерт», игра «музыкальный магазин»;

3. Новая игрушка, спектакли кукол, кукольный театр (народный театр Петрушки, на сценических планшетах, марионеток, на открытых и закрытых тростях);

4. Музыкально-литературные композиции;

5. Инсценировки песен;

6. Танцевальные и оперные миниатюры;

7. Весёлые соревнования и викторины;

8. Вечера музыкальных загадок с использованием музыкально-дидактических игр;

9. Инсценирование на фланелеграфе;

10. Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений, музыкальных произведений;

11. Интересные встречи, празднование дней рождения детей;

12. Вечера спортивных игр и развлечений;

13. Слушание радиопередач, просмотр телепередач и диафильмов;

14. Вечера игр, забав и аттракционов;

15. Вечера детской самодеятельности;

16.Театрализованные представления. Театры – кукольный, настольный (плоскостной и объемный), теневой, пальчиковый, плоскостной, театр игрушек, театр картинок.

Подготовке развлечений и праздников в дошкольной организации уделяется огромное внимание. От написания сценария до выбора ведущего и музыкального репертуара – все должно быть тщательно продумано.

К выбору ведущего следует относиться очень серьезно и ответственно, так как от ведущего во многом зависит успех проведения праздника или развлечения. Ведущим должен быть педагог, обладающий музыкальностью, артистичностью, умеющий держаться на сцене, находчивый, эмоциональный, знающий детей по именам и их особенности, умеющий свободно и непринужденно держаться. Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки. Иногда музыкальный руководитель берет на себя роль ведущего.

Ответственность за подготовку и проведение праздника лежит на всем коллективе дошкольного учреждения. Программа праздника составляется музыкальным руководителем совместно с воспитателями с учетом требованием Типовой программы дошкольного образования «Растим личность» и утверждается на одном из педагогических совещаний. Здесь же определяются ответственные за каждый участок работы: оформление зала, подготовку костюмов, поделку атрибутов и т. д. Родителей следует включать в подготовительную работу к развлечениям (подготовка костюмов, атрибутов и т. д.), приглашать на праздник.

Ответственно надо относиться к подготовке атрибутов и угощения на развлечениях. Дети на развлечениях с удовольствием выполняют движения с яркими платочками, флажками, погремушками, цветами, лентами, султанчиками, воздушными шарами, играют с ними, танцуют. Красочные атрибуты вызывают у детей радость, праздничное настроение. Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Обязательно надо подготовить атрибуты по количеству детей.

Сценарий – это подробная музыкально-литературная разработка. В сценарии подробно и последовательно излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, направление выступлений, предусматриваются методы, повышающие активность участников, а также указывается примерное оформление развлечения. Прежде всего, определяется тема и идея развлечения. Тема обычно задаётся с самого начала, а к идее как общему главному выводу надо подвести слушателей, зрителей всем ходом действия. Развёртывая сюжетную линию так, чтобы она развивалась от события к событию. Перед началом какого-то представления даётся короткий рассказ или небольшое повествование о том, какое событие, явление будет сейчас показано.

Далее развёртывается основное действие сценария, которое подчиняется следующим принципам:

1. Каждый эпизод должен быть связан с предыдущим и последующим.

2. Действие развивается по нарастающей линии от более слабых к эмоционально сильным эпизодам.

3.Каждый эпизод должен иметь внутреннюю логику построения и заканчивается прежде, чем начинается другой. Идея всего сценария наиболее концентрирована в кульминации. Финал – заключение должен стать проявлением активности всех участников.

Проводится развлечение воспитателем или музыкальным руководителем 2 раза в месяц, во второй половине дня. День для проведения отводится постоянный. Разнообразные виды развлечений предполагают заблаговременное их планирование с целью лучшей организации работы с детьми при проведении и подготовке развлечений, а также учёта всей воспитательно-образовательной работы детского сада. Музыкальный руководитель вместе с воспитателем группы составляет сначала тематический план на квартал, затем пишет сценарные планы на месяц и при необходимости разрабатывает более подробные сценарии отдельных видов развлечений. Планы на квартал, на месяц и на год утверждаются методистом сада. Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя: экспозицию, завязку, основное действие, кульминацию, развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности. Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.

Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Надо тщательно продумывать, как будет выглядеть зал. Важно все: оформление центральной стены, атрибуты, цвет штор и даже их покрой. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника. На другой стене можно разместить картины, орнаменты или рисунки детей. Нельзя перегружать стены, давать раздражающую пестроту.

Следует избегать огромных картин, панно, громоздких сооружений. Они только нарушают интимность обстановки, настораживают детей и зачастую им непонятны. Желательно на стену дать ряд объемных украшений, к которым дети могут подойти, прикоснуться, поиграть. Взрослые оформляют зал в отсутствие детей, чтобы в праздничный час ребята увидели его впервые. Это создает дополнительный интерес к развлечению или к утреннику, радостное ожидание от участия в нем. Иногда дети старшей и подготовительной группы могут принять посильное участие в подготовке атрибутов, игрушек для украшения.

Отвечать за оформление зала должен не один музыкальный руководитель, но и старший воспитатель и заведующий детским садом. А вообще, такую сложную, важную и интересную работу нужно делать всем сообща: педагогам, родителям и детям.

ВЫВОДЫ

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую, методическую литературу, ознакомившись с опытом педагогов-практиков по данному вопросу можно сделать вывод, что подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

Развлечения с использованием музыки являются важнейшим средством развития музыкальных представлений детей, совершенствования музыкального восприятия. "Развлекая - воспитывать" - этот принцип, как известно, широко используется в дошкольных учреждениях. Показать детям интересные зрелища, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность помогают развлечения. Их использование расширяет сферу педагогического влияния на всестороннее развитие дошкольников, способствует проявлению положительных качеств личности.

Развлечения углубляют знания детей о музыке, повышают интерес к ней. В занимательной форме дети лучше воспринимают характер и содержание музыкального произведения, их движения становятся более активными, творческими, так как насыщенность развлечений эмоциональными и занимательными моментами повышает заинтересованность детей ко всему, что предлагается им в ходе развлечений, а, следовательно, и активность. Коллективные переживания детей формируют у них зачатки социальных чувств и отношений.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой - в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.

Таким образом, развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью утверждать, музыкальные развлечения в дошкольной организации являются важной формой организации образовательного процесса, помогают создать радостную атмосферу, способствует формированию у детей положительных эмоций, расширяет сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанные материалы методические рекомендации по организации музыкальных развлечений в дошкольных организациях, целесообразно использовать в практической деятельности музыкального руководителя или педагога дополнительного образования с целью повышения эффективности досуговой культуры современного мира детства.



















Список литературы

  1. Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2013. - 176 c.

  2. Зацепина, М. Б. Праздники и развлечения в детском саду /М.Б. Зацепина - М., 2005.

  3. Зацепина, М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. канд. дисс. /М.Б. Зацепина - М., 2005.

  4. Зацепина, М. Б., Антонова, Т. В. Народные праздники в детском саду / М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова - М., 2005.

  5. Равчеева, И. П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников в музыкально-игровом пространстве. ФГОС / И.П. Равчеева - Издательство «Учитель» М.,2020 год

  6. Федосеева, М. А. Развитие социального интеллекта у детей 5-7 лет в музыкальной деятельности. Коррекционно-развивающая программа, интегрированные занятия. ФГОС / М.А. Федосеева Издательство «Учитель» М.,2020 год

  7. Ходаковская, З. В. Музыкальные праздники и занятия для детей 3-4 лет / З.В. Ходаковская. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 154 c.

  8. Шубина, О. В., Чайка, И. Г. Музыкальное развитие детей на основе народной культуры. Планирование, занятия, развлечения. Старшая группа/ О.В. Шубина, И.Г. Чайка/ Издательство «Учитель» М.,2020 год












Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАЗДНИКОВ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В детском празднике как одном из видов творческой деятельности необходимо учесть заранее запланированные моменты и возможность импровизации.

Для того чтобы праздник получился, необходимо составить четкий план организации и проведения праздника, в котором необходимо учесть все методические, психолого-педагогические, музыкально-эстетические выстроить его структуру, определить тематику и продумать содержание.

Опираясь на собственный опыт работы, а также изученную по данной теме литературу, мы составили план организации, и план проведения праздников и развлечений в детских дошкольных учреждениях. Более подробно мы изложили основные методические рекомендации по организации и проведению праздников и развлечений в детском саду.

Для успешного проведения праздника необходимо соблюдать следующие организационные условия:

- придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);

- планировать праздники в конце предыдущего года;

-собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);

- обсуждать праздник по-деловому;

- собирать репертуар для выступлений (список номеров) из знакомых произведений (игр, песен, танцев), включив одно-два новых;

- не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми (дети, как правило, на массовых праздниках в хороводах действуют по показу - даже старшие все равно отвлекаются, если в зале полно гостей);

- стараться, как можно тщательнее готовить именно взрослых. Они должны учить все движения, которые будут в играх, песнях, танцах-хороводах. Их движения должны быть на празднике упреждающими! Это означает, что воспитатель заранее слышит, что данное музыкальное построение (предложение, часть и т. д.) заканчивается, и чуть раньше, чем начнется следующее, меняет движения в танце или хороводе, чтобы дети, глядя на него, могли следовать вовремя за ним; применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения (например, в новогодний праздник, когда всем детям хочется почитать стихи Снегурочке и Деду Морозу, а это не укладывается в сценарий утренника, можно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание);

- работать с родителями, чтобы они прониклись общими идеями и участвовали в подготовке и проведении праздника;

- дети должны показывать на празднике не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а обретать радость, усваивать смысл праздника, ощущать себя сопричастными к празднуемому событию;

- ведущий на празднике - главный герой.

Прежде чем писать сценарий, надо продумать идею (главный вывод праздника), которая будет в основе. Обычно составлением сценария занимается музыкальный руководитель. Лучше будет, если музыкальный руководитель займется окончательной корректировкой обсужденного и уже утвержденного сценария. Необходимо понимать, что праздник – дело коллективное. Поэтому нужно собрать творческую группу, педагогический костяк, в который могут войти заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, желающие принять участие педагоги.

Творческая группа сначала пишет сценарный план, какова идея, средства ее реализации, действующие лица и исполнители, примерное время проведения. Сценарий (от слова «сцена» — «явление», «происшествие в лицах») может быть подробным и схематичным. Удобно писать оба вида сценария: вначале составить

краткий, а потом расписать его до подробностей. Следует отметить, что, чем больше слаженность коллектива, привычность для него такой работы, тем менее подробно развертывается на бумаге сценарий.

Затем сценарий рассматривается в педагогическом коллективе с целью ознакомления, обсуждения технических деталей, утверждения на роли. Безусловно, важным является создание доверительной и деловой атмосферы работе над сценарием. Следует учесть, что написанный сценарий и воплощенный сценарий - это два разных сценария, так как можно хорошо воплотить самый слабый, и не раскрыть самый интересный.

Для успешного воплощения необходимо продумать все организационно- технические моменты (необязательно записывать слово в слово на бумаге – основной принцип работы должен быть понятен ведущим праздника, он потребует от них импровизации, то есть определенного уровня мастерства). Прежде всего, надо продумать план праздника, от этого во многом будет зависеть его успешное

проведение.

На празднике дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития. Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях, чтобы хорошо знать все праздничные номера и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца, инсценировки.

Праздники для детей младшей и средней группы устраиваются отдельно от старших, так как содержание праздника для детей старших групп сложно для восприятия малышей. Кроме того, он длится дольше, а это утомительно. В программу утренника для детей младших групп, включаются так же песни, стихи, игры, танцы, инсценировки, но более простые, доступные данному возрасту. Длительность утренника для детей младших групп примерно 30-40 минут, для старших 45-50 минут.

Если оба утренника проводятся в один день, то утренник для малышей начинается первым. Малыши всегда празднуют в утренние часы, а старшие – и во вторую половину дня, но не позднее. С утра дети не утомлены, лучше воспринимают и исполняют песни, игры и танцы. При этом у них воспитывается выдержка, умения, закрепление ряда навыков.

Песни, игры, танцы даются детям на обычных музыкальных занятиях за месяц – полтора до праздника. Дети даже не знают о том, что этот репертуар будет включен в праздничную программу. Сюрпризные номера готовятся с детьми значительно ближе к празднику. В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой. Игры, всегда вносят оживление, радость, непосредственность, их необходимо включать в праздничную программу. При отборе игр для праздника надо учитывать не только интерес участников, но также и детей – зрителей, чтобы они смотрели и переживали вместе с играющими. Игры, которые проводят на празднике, следует несколько ярче оформить, чем на повседневных занятиях (костюмы, элементы, атрибуты).

Танцы доставляют детям радость и удовольствие. Они должны быть достигнуты по содержанию, так и по характеру движений. Песни, игры, танцы, инсценировки располагаются в программе не случайно. Последовательность их нужно продумать с разных сторон (например, более яркие, интересные, забавные номера лучше включать во вторую половину программы, когда внимание детей несколько ослабевает).

Художественному слову на празднике отводят значительное место. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы. Выразительность в детском исполнении чрезвычайно важна, тогда произведение лучше доходит до ребенка и глубже запечатлевается.

Проведенный сравнительный анализ позволил нам определить такие составляющие образовательного процесса, которые не только позволят улучшить решение основных задач музыкально-эстетического воспитания, но и сформировать компоненты праздничной культуры детей в процессе музыкальных занятий, а также в процессе организации и проведении праздников и развлечений в детском саду.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталья Александровна Гридина

Дата: 05.08.2024

Номер свидетельства: 654682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья  «Развитие познавательной активности   дошкольников  посредством дидактических игр математического содержания  и дидактического материала»"
    ["seo_title"] => string(143) "statiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidoshkolnikovposriedstvomdidaktichieskikhighrmatiematichieskoghosodierzhaniiaididaktichieskoghomatieriala"
    ["file_id"] => string(6) "307264"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458299406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства