Опыт работы по поддержке детской инициативы в различных видах деятельности дошкольников.
Опыт работы по поддержке детской инициативы в различных видах деятельности дошкольников.
Работа по поддержке детской инициативы не только важна с точки зрения личностного развития дошкольника, но и обусловлена нормативно-правовыми документами (ФГОС ДО, ФОП ДО).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по поддержке детской инициативы в различных видах деятельности дошкольников.»
Опыт работы по поддержке детской инициативы в различных видах деятельности дошкольников.
В Федеральном государственном образовательном стандарте необходимость создания условий поддержки детской инициативы сформулировано:
- в основных принципах дошкольного образования;
- в требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации Программы;
- а также в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования: а именно: ребенок способен принимать собственные решения и проявлять инициативу.
В Федеральной образовательной программе тезисы ФГОС ДО более конкретизированы: представлены способы, направления, формы и условия поддержки детской инициативы.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа по поддержке детской
инициативы не только важна с точки зрения личностного развития дошкольника, но и обусловлена нормативно-правовыми документами (ФГОС ДО, ФОП ДО).
Предлагаю вашему вниманию эффективные формы работы с воспитанниками для развития детской инициативы.
Стенд «Моё настроение». Эмоциональное благополучие, чувство защищённости, уверенность в себе – важные составляющие инициативности наших воспитанников. Поэтому каждый день мы начинаем с определения своего настроения, выясняем причины хорошего или плохого настроения. Инициатива в данной форме работы заключается в том, что дети предлагают разные способы улучшить настроение в течение дня, самостоятельно выясняют причины плохого настроения.
Пособие «Круг выбора дел». Для развития всех видов инициативности (познавательной, творческой, коммуникативной, инициативы целеполагания) эффективно используем «Круги выбора дела» (по принципу кругов Луллия): на одном круге обозначены центры активности, на другом – фото детей, на третьем – стрелочки. Дети, с помощью кругов выбирают деятельность, партнеров, лидера. С помощью данного пособия у детей также формируется навык планирования, что способствует формированию качественной инициативы, т.е. достигается положительный результат.
Коллекционирование. Коллекции бывают нескольких видов:
- коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и родители;
- индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы;
- домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.
Процесс коллекционирования происходит поэтапно:
I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования. На этом этапе мы проводим беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях.
II этап — получаемую информацию систематизируем, собираем материал к коллекции. Предметы включаются в образовательную деятельность.
III этап – организуем выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываем коллекционные альбомы и книги.
Групповой сбор «Круг». Для успешной поддержки детской инициативы педагоги нашего учреждения активно используют технологию группового сбора «Круг». Эта технология способствует воспитанию у детей умения осознано относиться к выбору деятельности и действий, развитию произвольности поведения, поддержке и стимулированию инициативы, самостоятельности и активности.
способствовать обмену информацией о прошедших или предстоящих событиях,
создавать условия для выявления детских интересов;
содействовать формированию мотивации к предстоящей деятельности и функции
планирования деятельности в центрах;
способствовать осуществлению выбора деятельности.
Структура группового сбора:
Начало группового сбора - для приветствия можно выбрать любимую песню, звонок
колокольчика, звук бубна.
Приветствие - должно быть адресовано каждому, кто находится в круге.
Игра коммуникативного характера - используем с целью сплочения детского коллектива.
Обмен новостями, определение темы работы - подача новостей не регламентируется, не отбирается (принцип «только хорошая информация» не приветствуется).
Презентация воспитателем центров активности.
Выбор и планирование работы - выбор проходит с использованием пособия «Круги
выбора».
Обмен результатами работы - кто как выполнил задание, что нового узнал, кто кому
помог.
Подавление детской инициативы всегда блокирует поисковое поведение, из-за чего может развиться пассивная позиция в будущем. Поэтому развитие инициативности и самостоятельности дошкольников – важнейшая задача современных педагогов