Образовательная программа кружка нетрадиционного рисования «Разноцветные ладошки»
Образовательная программа кружка нетрадиционного рисования «Разноцветные ладошки»
В программе «Разноцветные ладошки» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-5 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.8.1. Цель и задачи ……………………………………………………… стр.31 2.8.2 Применяемые формы работы с родителями……………………………стр.31
2.8.3 Принципы взаимодействия с родителями…………………………..стр.32
III Организационный раздел 3.1. Организация образовательного процесса ……………………………стр.32
3.2.Оборудование …………………………………………………………… стр.34
3.3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы………………………………………………………………………стр.34
Заключение………………………………………………………………………стр.36
Литература………………………………………………………………………стр.37
Приложение №1…………………………………………………………………стр.38
Приложение №2…………………………………………………………………стр.40
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок"
В.А. Сухомлинский
I Пояснительная записка
В программе «Разноцветные ладошки» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-5 лет. Предлагается перспективное планирование дополнительных занятий по изодеятельности, для детей дошкольного возраста, рассчитанное на два года обучения. В программе дано примерное тематическое планирование и диагностика. Представленные разработки направлены на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующимся вопросами художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
П р о гр а м м а дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования имеет художественную направленность.
Работа кружка строится на реализации программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и пособие · Т. Н. Давыдовой "Рисуем ладошками"
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Внимательное отношении е сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. . Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
1.1Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).В ней достаточно широко раскрыто использование нетрадиционного рисование через принципы, формы и методы обучения; указаны способы и методы проверки результатов освоения образовательной деятельности (педагогический мониторинг); раскрыта взаимосвязь нетрадиционного рисования и здоровье сберегающих технологий, показана структура работы с детьми и родителями.
Главное на занятиях кружка « Разноцветные ладошки» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Занятия кружка проводятся под девизом: Я чувствую Я представляю Я воображаю Я творю.
1.2 Актуальность программы « Разноцветные ладошки» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
1.3 Педагогическая целесообразность программы: предназначена для
-развития творческих задатков детей с помощью нетрадиционного способа рисования
-развития мотивации к познанию творчества т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,
-формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.
1.4 Цели и задачи
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
-Способствовать возникновению ощущения , что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим( родителям, родным и близким) и необходим им самим( для игры и в качестве подарка).
-Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.
1.5 Дидактические принципы построения работы:
принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса: предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
принцип развивающего характера художественного образования: проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и развивающейся деятельности
( ребёнок развивается в деятельности и сама деятельность развивается).Приоритетными становятся задачи развития каждого ребёнка, с учётом возрастных , половых и индивидуальных особенностей.
принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей;
принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.6 Средства, необходимые для реализации программы
- создание художественно-развивающей среды в детском саду
- разработка НОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация
-.использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.
1.7 Ожидаемые результаты усвоения программы.
По итогам1года обучения:
должны знать:
- название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приѐмов рисования;
- Пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
- создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;
- создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;
-создавать рисунок по собственной инициативе.
Будут способны:
- высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
- проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;
- интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.
- приобретение важных социальных навыков- умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату
- проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга
По итогам2года обучения:
должны знать:
названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования, их виды и различия;
значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет, замысел.
Должны уметь:
-определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;
-экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при создании образа;
-создавать сюжетный рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного рисования; на свободную тему;
-стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора.
-владеть разными нетрадиционными приѐмами выполнения работы с гуашью, природным и бросовым материалом.
-проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи.
Будут способны:
- проявлять устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве, исследовательское поведение, инициативу, самостоятельность и индивидуальность в процессе освоения искусства нетрадиционные рисования;
- высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
- адекватно оценивать результаты деятельности (свои, других детей), стремиться прислушиваться к оценке и мнению взрослого.
II Содержательный раздел
2.1 Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
2.1.1 Познавательная сфера дошкольника
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Это относится и к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений.
Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоение сенсорных эталонов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы и цвета спектра.
Мышление дошкольника, также как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Ребенок среднего дошкольного возраста не умеет еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.
Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти.
Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.
Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка и рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Интенсивное развитие в дошкольном возрасте познавательных процессов оказывает влияние и на эмоциональную сферу детей.
2.1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.
Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье, нередко сменяется слезами.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработка у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
На протяжении дошкольного детства чувства ребенка значительно меняются. Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативные и неустойчивые. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.
Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением констатировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать.
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
2.1.3. Особенности изобразительной деятельности дошкольника
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев.Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.
Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.
С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
. Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.
Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
. Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.
В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.
Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.
Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.
Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.
Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.
2.2 Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:
вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
2.3Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения
взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании;
развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок нетрадиционному рисованию.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной
мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах
(форме, цвете, размере, материале).
Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь.
Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную)
2.4 Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию
Наглядные методы и приемы.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры,
-репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
-Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов:
-- показ жестом;
- показ приемов изображения.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями.
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случая ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.
Словесные методы и приемы обучения
-Беседа. Её вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.
- Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
Игровые приемы обучения
Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.
Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей . Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение
умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов.
При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
2.5 Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
•Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
• Новизна обстановки;
• Необычное начало работы;
• Красивые и разнообразные материалы;
• Интересные для детей неповторяющиеся задания;
• Возможность выбора;
• Рисования с помощью бросового материала.
Нетрадиционные художественные техники
«Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.
«Ладоневая живопись» – рисование ладошками.
«Пяточки» – рисование ножками.
«Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей.
Рисование листиками растений.
Рисование поролоном.
«Набрызг» – с помощью зубной щетки.
«Тонировка» – рисование солью, песком, крупой .
«Точнография» – рисование ватными палочками.
«Кляксография» – рисование кляксой.
«Монотипия» – двойная печать на бумаге.
«Выдувание» – рисование с помощью трубочки.
«Коллаж» – сочетание рисования и аппликации.
«Рисование бусинками, шариками, камешками».
«Мокрая живопись» – рисование на мокрой бумаге.
«Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона.
Работа с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возрасте при условии систематической образовательной деятельности в взаимосвязи с разнообразными приемами обучения.
2.7 Календарно- тематическое планирование
Младшая группа ( 3-4 года) Таблица № 1
Месяц
Тема
Программное содержание
Оборудование
Источ
ник
ОКТЯБР Ь
1.«Ягодки и яблоки на тарелке»
(Пальцеграфия)
Учить детей набирать краску на палец.
Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.
Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки
Конспект
2.Тема: «Мухомор — лекарство для животных».
Техника: рисование пальчиками.
-Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе;
обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур;
-отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки.
Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки
конспект
3.«Мой любимый дождик»
(Пальцеграфия)
Закреплять навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности.
Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки.
Конспект
4. Тема: «Горошинки на зонтике»
Техника: рисование пальчиками.
формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук.
У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.
У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения.
Конспект
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
5.Тема: «Падают, падают листья…»
Техника: рисование пальчиками.
учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки); вызывать интерес к созданию коллективной композиции; развивать чувство цвета и ритма. Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.
листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки,вырезан-
ные педагогом из цветной бумаги.
Конспект
6.«Жёлтые листья летят».
(Рисование ладошками).
Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.
Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь жёлтая.
конспект
7 Тема: «Осьминожки».
Техника: рисование ладошками и пальчиками.
-.Закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой , рисование пальчиками ,развивать чувство композиции.
-.Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках.
-Развивать графические навыки, моторику рук.
Банки с водой, поваренная соль, два яйца. Листы с морским фоном, гуашь в тарелочке ( зеленая , желтая, оранжевая); гуашь в палитре (розовая, белая, черная); салфетки.
конспект
8 Тема: «Жили у бабуси».
Техника: рисование ладошками.
Продолжать учить детей использовать ладонь, как изобразительное средство. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Воспитывать нравственное отношение к птицам домашним через изображение их образов в нетрадиционных техниках;
Формировать навыки здорового образа жизни.
поролон, гуашь белого, серого, красного, черного цветов, кисть (№ 2), ватные палочки, кисти, салфетки, вода для мытья рук, полотенца, листы бумаги, декорации к обыгрыванию сказки; шапочки с изображением серых и белых гусей, костюм бабушки, листы с изображением озера.
конспект
9 Снежные комочки»
Рисование тычком жёсткой кистью
Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.
Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь.
Конспект
10 Тема: «Я слепил снеговика».
Техника: рисование методом тычка.
-познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жесткой полусухой кистью и ватными палочками); развивать чувство композиции
плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, эскизы с изображениями снеговиков разными техниками.
Познакомить с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма.
Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки
конспект
ЯНВАРЬ
12 «Пушистые котята играют на ковре»
(коллективная
Рисование техникой тычкования
Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).
Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги котята, кисти, гуашь серая
конспект
13«Рябинка»
Скатывание бумаги
Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции.
Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины.
конспект
14«Птицы клюют ягоды»
Рисование пальчиками, оттиск пробкой
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.
Бумага размером 1\2 альбомного листа разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки, рисунки птиц, клей, салфетки
конспект
15«Мои рукавички»
Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах
Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета
конспект
ФЕВРАЛЬ
16«Снежинки». Свеча + акварель
Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов.
Свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
конспект
17
«Ветка в инее»
Работа с пенопластом
Вырабатывать у детей силу нажима
Умение внимательно смотреть и видеть, наблюдать и задумываться.
Развивать фантазию
Мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки, печатки из пенопласта
конспект
18 «Кораблик для папы» (занятие 1-е). Скатывание бумаги
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.
Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки
конспект
19 «Кораблик для папы» (занятие 2-е). Скатывание бумаги
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность
Салфетки, изображение кораблика, клейстер, салфетки
конспект
МАРТ
20 «Бусы для мамы»
( пальчиковое рисование)
-Развивать интерес к устному народному творчеству, вызвать эмоциональный отклик на встречу с игрушкой (котом) . -Поддерживать интерес к рисованию, чувство эмоционального удовлетворения от работы. -. Продолжать учить рисовать «тычкованием» бусины располагая их на «нити». - Развивать зрительно-двигательную координацию. -. Продолжать знакомить с двумя основными цветами, побуждать называть их.
гуашь двух основных цветов, листы бумаги с изображением нити для бусинок на каждого ребёнка, ватные палочки по количеству детей, игрушка «Котик», бусы, влажные салфетки.
21 «Ветка мимозы»
Скатывание салфеток
Упражнять в скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники.
Листы с изображением ветки, желтые салфетки, ветка мимозы
Конспект
22
«Необычные цветочки»
Рисование свечой
Совершенствовать технику рисования свечой. Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенным свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.
Готовая картинка с нанесенным свечой рисунком, жидко разведенная гуашь, кисти
Конспект
23 Цыплята и одуванчики
Печать по трафарету
Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной деятельности
Упражнять в данных техниках рисования. Закрепить прием примакивания
Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты
Конспект
АПРЕЛЬ
24
Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»
Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками
Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком
Бумага размером 1\2 альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая.
конспект
25
«Лебеди на озере»
Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони.
Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.
Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь
конспект
26 «Мячики»
Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.
Показать прием получения отпечатка.
Воспитывать радостное настроение от полученного результата.
Пробки, печать из картофеля
конспект
27 Дерево( печатанье листьями)
Познакомить с техникой печатания листьями. Учить окунать лист в краску и оставлять след на бумаге. Воспитывать аккуратность.
Сухие листики, гуашь в мисочках, плотные листы, салфетки.
конспект
МАЙ
28 Оформление коллажа «Подводное царство».
Разные
Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом.
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.
Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки
конспект
30 «Вишнёвый компот»
оттиск пробкой
Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
силуэт банки, красная гуашь
конспект
31 «Мы рисуем, что хотим».
Разные техники
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Все имеющееся в наличии.
конспект
Средняя группа ( 4-5 лет) Таблица № 2
месяц
Тема
Программное содержание
Оборудование
Источ
ник
ОКТЯБР Ь
Цветик-семицветик»
( сл.раб.- тон, цвет)
Дать представления детям о цветовом многообразии, зознакомить с основными цветами;
Расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения,
-Учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности;
- развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой;
Закреплять технику пальчикового рисования
альбомные листы, гуашь, кисти, стаканы с водой, палитра, салфетки, фартуки, иллюстрации с изображением подсолнуха
И.А.Шаляпина стр.10
3.Ветка рябины
( сл.раб. - пятно, точка, короткая линия)
(Пальцеграфия)
Помочь детям осознать ритм как изобразительн-выразительное средство;
- учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности;
- закрепить приём вливания одного цвета в другой
Альбомный лист в форме овала, тонированный , набор гуашевых красок, кисть, стаканы с водой, влажные салфетки, фартук, гроздь рябины ( натура или иллюстрация)
Г.Н.Давыдова стр. 9
4. Чудо- дерево
Закреплять навыки рисования ладошками;
- развивать умение рисовать крупно и аккуратно;
-упражнять в составлении композиции и гармоничном сочетании цветов,
Заготовки для аппликации, самоклеящиеся глаза, клей., альбомный лист
Конспект
+ Е.Немешаева стр.55
ДЕКАБР Ь
9.Каракулеграфия
Познакомить с таким способом рисования , как каракулеграфия, упражнять в изображении недостающих деталей объекта;
-закрепить навык поведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов
Альбомный лист с каракулями, простй карандаш, набор цветных карандашей
Г.Н.Давыдова стр. 54
10 Снеговик
(Обрывание бумаги)
Учить сочетать в работе обрывание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.) Развивать чувство композиции.
Салфетки, клей, кисть, плотная бумага или цветной картон для основы
конспект
11. « Морозный узор»( рисование свечой)
Вызвать интерес к зимним явлениям природы;
-совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования
Альбомный лист, акварельные краски, кисть с широким ворсом
-знакомить с техникой рисования скомканной бумагой;
-развивать навыки коллективной работы
Гуашь , кисть, стаканы с водой, салфетка, иллюстрации изображающие луговые цветы и растения
И.А.Шаляпина стр.49
31 Лесная полянка
(коллективная работа)
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Все имеющиеся в наличии
Конспект
2.8.Работа в направлении
Родитель Педагог
Ребенок
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями.
Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребѐнок. Каждый успех ребѐнка в творчестве и в личностном плане следует довести до
сведения родителей, тем самым ребѐнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
2.8.1. Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
●Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
● Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.
● Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
● Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
Для реализации поставленных целей и задач, разработан годовой план работы с родителями (Приложение №2)
2.8.2Применяемые формы работы с родителями
- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
- Педагогические беседы с родителями;
- Тематические консультации;
- Организация ―уголков для родителей ;
- Мастер-классы.
- Оформление выставок.
Предварительная работа:
Провести анкетирование родителей, обработать анкеты.( Приложение №1)
2.8.3 Принципы взаимодействия с родителями.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на
общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа
педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их
Образовательные потребности воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
III Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса
Общее количество занятий в год -36.
Количество детей 10 человек, Дети в возрасте 3-5 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Занятия кружка начинаются с октября и заканчиваются в мае. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа)
Программа художественно – эстетического развития в процессе нетрадиционной изобразительной деятельности
Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различному материалу должен быть свободен.
3.3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы
В программе «Разноцветные ладошки» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Разделы
Уровни развития
Средний
Высокий
Техника работы с материалами
Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь.
Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
Предметное и сюжетное изображение
Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным.
Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная деятельность
Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования.
Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка
Техника работы
с материалами
Предметное и сюжетное изображение
Декоративная
деятельность
9
5
9
5
9
5
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
Заключение Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Литература
1. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.
Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: « Айрис Пресс», 2013.
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЛЮБИТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК РИСОВАТЬ?"
Уважаемый родитель!
Просим Вас принять участие в опросе на тему "Любит ли Ваш ребенок рисовать?".
Подчеркните ответ, который Вы считаете правильным!
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному
творчеству?
1.да
2. очень умеренные способности
3. у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это назвать нельзя
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной