Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по проектной деятельности дошкольников в экологическом воспитании»
Картотека коллекции
Коллекция камней
В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. Можно подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Летом мы даем задание: собрать необычные и красивые, на взгляд ребенка, камни. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать камни. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, отдыхая на море. Собранные образцы хорошо промываем и размещаем в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта,
кирпича).
Коллекции песка, глины, почвы
Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.
В зоне коллекций мы составили модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого взяли достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпали мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместили верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.
Лаборатория природы для организации опытно-экспериментальной и поисковой деятельности.
Лаборатория - это элемент развивающей предметной среды, она создается для развития у
детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории
природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное-познавательное и игровое-занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную
значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Наши дети с нетерпением ждут новых занятий в лаборатории. После проведения занятий, наблюдений, опытов со снегом чистым и грязным, дети сами сделали выводы, почему нельзя есть снег.
В качестве оборудования для проведения опытов нами используются бросовые, в частности упаковочные материалы, материалы разного размера и формы. Есть лупы, пластмассовые прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой.
“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя.
Таким образом, организуя развивающую предметную среду наш коллектив решил одну из важнейших задач экологического воспитания и образования: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в Лаборатории природы, чтобы найти решение на поставленный вопрос . Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Экспериментальная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их.
Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.