Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Гендерное воспитание подразумевает организацию педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста»
Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста
ЗЫКОВА КРИСТИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, инструктор по физическому воспитанию
МКДОУДСОРВ «Калинка» город Орлов Кировской области
Гендерное воспитание подразумевает организацию педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации . Девочки - мягкость, нежность, аккуратность , стремление к красоте. Мальчики - смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола.
Изучив статьи отечественных педагогов И. Попова, В. Урицкой о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками, пришла к выводу, что уже в дошкольном возрасте необходим дифференцированный подход в процессе физического воспитания . (Девочки - игры с мячом, прыжки через скакалку, упражнения с лентой. Мальчики - бег, метание предметов на дальность, метание предметов в цель, лазанье, спортивные игры)
Во время физкультурных занятий, развлечений, игр в педагогическом процессе принцип двух начал подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль , тон, направленность. Для девочек - развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Для мальчиков - развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости.
Методические приёмы учёта половых особенностей дошкольников в физическом воспитании: различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (например, мальчики работают в парах перетягивая друг друга, а девочки выполняют упражнения с обручем, лентами); дозировке (например, мальчики выполняют большее количество повторений одного упражнения , а девочки – меньшее количество); подборе оборудования (например, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые или мешочки с песком);
В обучении сложным двигательным действиям использую разные методические подходы: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования. Так как существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими, например, метание на дальность легче даётся мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам ;
Нормирование физической нагрузки по времени (например, девочки прыгают на мячах – фитболах 1 мин, мальчики 1,5 мин ); пространственные ориентировки (например, мальчикам отдаётся большая часть зала по сравнению с девочками, поскольку для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее ); распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики — мышеловка, а девочки — мышки);
Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек — тяжелое оборудование); различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек — кто их оценивает и как). Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на гимнастку, балерину », «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление»);
Частые напоминания мальчикам о способах выполнения, требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, технике, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений (т.е. подойти и поправить ребёнка ); учёт сенситивных (критических) этапов для формирования и совершенствования двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность в 5—6-летнем возрасте, а мальчики — в 7-летнем ); акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта, например, футбол для мальчиков и бадминтон для девочек.
Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая хода становления личности, заложенного самой природой.
Литература: 1. Баранникова Н.А. О мальчиках и девочках, а так же их родителях. М.,2012. 2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка/Учеб. пособие для студ. в ысш. учеб. заведений. М.,2001. 3. Тимошкина О.В. Гендерное развитие на занятиях по физической культуре//Инструктор по физкультуре. 2013. №1 4. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб.,2001. 5. Цыганенко И.Г. Полоролевое воспитание старших дошкольников на занятиях по физической культуре. Опыт работы/ Научно – методический информационный центр. Хабаровск, 2007. Источники иллюстраций: интернет - ресурсы http://images.yandex.ru/