Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:
1. Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.
2. Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам.
3. Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам; к Российской армии. Закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природному символу России – березке.
4. Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.
Просмотр содержимого документа
«Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Конспект
НОД по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе
"Наша Родина - Россия".
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:
1. Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.
2. Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину; уважение к её защитникам.
3. Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам; к Российской армии. Закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природному символу России – березке.
4. Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.
Материал: Видео - презентация (карта России, государственные символы - флаг, герб, достопримечательности Москвы, фото- гор, рек, полей, лесов, березок. Наглядно-дидактические пособия; различные документы с гербами, монеты, купюры.
Музыкальное сопровождение: гимн РФ; песня С. Михалков, М. Старокадомский "Мы едим, едим, едим".
Предварительная работа: Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, фото лесов, полей, рек, гор, морей, и т. д. нашей Родины.
Ход занятия:
Каждый из нас что-то или кого-то любит, любит маму, игрушку, свой дом, свою кроватку. Мы любим село, в котором живём. Сегодня я хочу вас познакомить с нашей страной, с родиной, в которой мы живём, кто управляет нашей страной, кто проживает в нашей стране.
Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей стране - России, на поезде. Мы будем останавливаться с вами на различных станциях. И будем знакомиться с чем-то новым, интересным о нашей стране.
Рассаживайтесь по вагонам. Отправляемся. Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим, едим, едим..»
Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая"
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
-Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, необъятная, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая)
- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (Россияне).
(Далее воспитатель показывает на карте территорию России и уточняет название страны, показывает детям что страна очень большая, необъятная, в ней много озёр, морей и рек.) Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег ,а на другом -припекать солнышко. чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней - неделю, а на самолете лететь почти сутки.
Как велика моя земля!
Как широки просторы
Озера,реки и поля
Леса и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна-
В другом - снега и вьюга!
(Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)
- Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина- место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой дом.)
-Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.
-Жить-Родине служить;
-Кто за Родину горой,тот истинный герой;
-Родина любимая,что мать родная;
-Человек без Родины,что соловей без песни;
-Родина-мать,умей за неё постоять.
-Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.
- А наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь.
Воспитатель: Следующая станция, на которую мы прибываем называется "Лесная"
Отгадайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, листья, ветки).
- Россия - самая богатая лесами страна в мире. Лес-это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. (Белка живет в дупле, лиса живет в норе, птицы вьют на ветках гнезда, дятел ищет пищу в коре дерева, под корой живут жучки и т. д.). А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья вам знакомы? (Дуб, осина, елка ,клен, рябина береза и др.)
-Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза - эти два символа неразделимы. С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез. Мы с вами разучили несколько стихотворений о березе. Давайте их послушаем.
(Дети читают стихи)
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Белоствольная береза-
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Дидактическая игра « Найди лист для дерева»
- А теперь встаньте врассыпную,мы с вами поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали.
Это - березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад.
(Дети выполняют движения ,в соответствии с текстом)
Воспитатель: Следующая станция называется "Государственная"
Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу нашего государства. Как называется столица нашего государства?
Давайте послушаем стихотворение о Москве
Москва - это красная площадь,
Москва - это башни Кремля,
Москва - это сердце России,
Которое любит тебя.
-Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (Президент) Показывает портрет президента. Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В. - на экране слайд с президентом)
-Ребята, а знаете ли вы государственные символы России? Назовите их. (Флаг,герб,гимн)
В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. (Дети смотрят на экран, там слайд с флагами разных государств). Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (На экране слайд с российским флагом)
Белый цвет - это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Что напоминает нам Белый цвет (Березу, снег, облака, ромашку).
Синий цвет - это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Что напоминает нам Синий цвет? (Небо, реки, озера, моря).
Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает(Солнце,огонь,тепло).
Дидактическая настольно - печатная игра "Собери флаг".
На столах лежат цветные прямоугольники. Собрать из них Российский флаг. (Дети выполняют задание).
-Молодцы! А теперь послушаем стихотворение о флаге.
Три полоски флага – это неспроста:
Белая полоска – мир и чистота,
Синяя полоска – это цвет небес,
Куполов нарядных, радости, чудес,
Красная полоска – подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят.
Он страны великой самый главный знак -
Доблестный трехцветный наш российский флаг!
Воспитатель: - Обратите внимание на эту иллюстрацию, что на ней изображено?
Это герб нашей страны. Герб объединяет людей, которые живут в одной стране, является отличительным знаком государства. На нём старались изобразить что-то важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение.
Я предлагаю вам среди этих гербов найти герб нашей России.
(Проводится дидактическая игра: «Найди свой герб»).
Давайте с вами рассмотрим герб. - Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Золотой цвет – это символ солнца. Ребята, посмотрите на орла. Это птица-царь. По легенде красное солнце выезжало на голубое небо в колеснице, запряженной двумя птицами с востока на запад. Но они пролетали так быстро и, казалось, что на одном туловище находится 2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.
Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб это эмблема, символ России. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.
- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей). Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.
-Давайте послушаем стихотворение о гербе.
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный!
Третий государственный символ – это ГИМН.
-А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)
- Правильно! Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт Сергей Михалков. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).
Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Занимайте места в вагонах. Поехали. - Мы с вами приехали на станцию, которая называется "Праздничная".
– Месяц назад, 23 февраля, мы отмечали праздник, как он назывался? (День защитника Отечества). - А кто такие защитники Отечества? (Офицеры и солдаты Российской армии, защищающие нашу Родину).
- Какие войска охраняют нашу Родину на суше? (Сухопутные войска). На море? (Военно-морской флот). А в воздухе? (Военно-воздушный флот). Каких военных вы знаете? ( Ответы детей. Воспитатель выставляет картинки с изображениями на полотно).
Дидактическая игра «Кому что нужно».
- В нашей стране много государственных праздников. В мае наш народ будет отмечать самый главный праздник нашей страны - День победы.
День победы - великий, важный праздник всего нашего народа. В этот день мы вспоминаем всех, кто отдал свои жизни за нашу Родину, за нас с вами. Мы говорим слова благодарности ветеранам. (На экране слайды с изображением ветеранов) А вечером в этот день в небе нашей огромной Родины прозвучат залпы праздничного салюта. (На экране слайды с салютом).
Занимайте места в вагонах. Поехали. - Мы с вами приехали на станцию, которая называется "Праздничная".
Остановка «Финишная».
Воспитатель: Наше с вами путешествие по Родине-России закончилось. Вам оно понравилось? (Ответы детей). Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись. Я предлагаю вам немного поиграть, и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего волшебного, необычного, поучительного путешествия.