Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" была создана воспитателям ДОУ. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 59 «Ягодка», где мы работаем, является звеном муниципальной системы образования города Тамбова.
Основная цель воспитательно-образовательной работы нашего дошкольного учреждения - обеспечение целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности. Воспитание здорового ребенка; патриотическое воспитание дошкольников; организация вариативных форм образования дошкольников - вот ключевые приоритеты детского сада.
Целью, нашей воспитательно-образовательной работы, считаем приобщение дошкольников к русской национальной культуре через нравственно-патриотическое воспитание.
Воспитание и образование детей осуществляю по комплексной общеразвивающей программе развития и воспитания в детском саду «Детство» (В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой) и парциальной программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стёркина).
Основными принципами, определяющими содержание работы, являются системность, преемственность в развитии ребёнка на каждом возрастном этапе.
Сегодня необходимо строить работу с детьми на основе современных технологий, новых программ, быть творцом педагогического процесса.
В последние десятилетия выросло несколько поколений, не помнящих родства, не знающих истории «малой» родины, своей страны.
Воспитание патриота и гражданина, знающего и любящего свою Родину, свой родной край - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания должен начинаться как можно раньше «с молоком матери».
Приоритетными направлениями нашей работы по приобщению детей к русской национальной культуре, фольклору является:
• широкое использование фольклора – сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок;
• знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками;
• знакомство с русскими народными играми;
• знакомство с народным искусством;
• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
• расширение представлений о родном крае.
Эти задачи мы решаем через использование всех видов детской деятельности: занятия, игры, труд, художественно-речевая деятельность.
Для развития познавательных интересов в группе создали необходимые условия: фольклорный уголок, уголок прикладного искусства; подбор книг и иллюстративного материала, дидактические игры и пособия, предметы старины, атрибуты к народным играм, русские народные костюмы, маски, музыкальные и шумовые инструменты.
Для решения поставленной цели необходимо было сформировать образовательную среду. С этой целью разработали календарно-тематическое планирование, изготовили диагностический инструментарий, подобрали стимульный материал, разработали конспекты занятий по приобщению дошкольников к русской национальной культуре, по ознакомлению с родным краем, сценарии фольклорных праздников и развлечений, сделали подборку народных игр, методического материала.
Чтобы наметить план работы, спрогнозировать результаты деятельности, мы провели с детьми на начало года диагностику, которая показала, что уровень компетентности детей об истории, быте, традициях русского народа, о родном крае недостаточный. Проанализировав результаты диагностики, наметила пути решения, план действий, спрогнозировали ожидаемый результат.
Для приобщения дошкольников к русской национальной культуре, к истории родного края использую разные формы и способы подачи информации:
• беседы;
• игры-занятия;
• воображаемые путешествия;
• участие в обрядах, играх, хороводах;
• сюжеты сказок;
• фольклорные праздники и развлечения.
Открывая детям занимательный и яркий мир народного творчества, решаю следующие задачи: передача новых знаний, организация активного участия детей в исполнении народных песен, потешек, закличек, колядок, другой художественной деятельности. Считаем, что наиболее эффективно приобщение детей к народным традициям происходит в форме детского праздника, где наиболее ярко всегда представлены обряды, отражающие быт крестьянской деревни, смену времен года, а также сфокусированы представления о труде людей, взаимоотношений взрослых и детей в народной педагогике.
Приобщение к народной культуре осуществляю через комплексный подход в тесном контакте с педагогами детского сада и родителями. Все перечисленные виды фольклора используем на праздниках. Использование праздничного народного календаря помогает познакомить детей с годовым циклом жизни русского народа, с его духовными, этическими и эстетическими представлениями.
Особое внимание уделяем работе с родителями. Советуем, на что надо обратить внимание детей, какие книги им читать, какие фильмы и передачи смотреть дома. Такой контакт очень важен. И родители, как правило, помогают.
Большое внимание уделяю приобщению детей к ценностям родной культуры через художественную литературу. Огромной любовью пользуется у детей сказка. Использую сказку для ознакомления детей с правилами общения людей друг с другом, правилами вежливого общения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим, так как именно в фольклорных произведениях находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они помогают формировать эталонные представления ребенка о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения и поступков других.
Два раза в год проводим педагогическую диагностику. Информацию, полученную по результатам диагностики, используем для формирования индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка группы, для формирования подгрупп детей для занятий, для внесения коррективов в воспитательно-образовательный процесс, для разработки рекомендаций для родителей. Знания, полученные детьми, рассматриваем не как конечную цель образования, а как одно из важных средств дальнейшего развития и саморазвития ребенка. Работаем в тесном контакте с педагогом-психологом.
Чтобы достичь позитивных результатов в развитии детей, в группе создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка. Для детей созданы Центры: мунипулятивных игр, сюжетно-ролевой игры, опытно-экспериментальный, речевого развития, строительно-конструктивной деятельности и другие.
Учитывая, что приоритетным направлением работы является приобщение детей к русской национальной культуре, считаем необходимо расширить пропаганду по данной проблеме среди родителей, т.к. к сожалению, активными участниками заседаний клуба «Наследие», руководителем которого мы являемся, являются одни и те же родители. Необходимо заинтересовать родителей малоактивных, приглашая их на творческие отчеты, открытые просмотры различных мероприятий, привлекая к пополнению предметно-развивающей среды старинными предметами, к изготовлению атрибутов, костюмов, масок.
Все эти положительные результаты стали возможны только благодаря сложившемуся коллективу в группе и всей атмосферы творчества, доброжелательности, взаимопомощи во всем коллективе ДОУ.