kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД на тему: "Пересказ сказки К.Д. Ушинского "Петух да собака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пересказ сказки К.Д. Ушинского близко к письменной речи, сохраняя мелодику и ритм родного языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД на тему: "Пересказ сказки К.Д. Ушинского "Петух да собака"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1551»









Конспект НОД по ознакомлению с литературой во взаимосвязи с развитием речи

в старшей группе на тему:

«Сказка К.Д. Ушинского «Петух да собака»





Выполнила : воспитатель

старшей группы № 6, корп. 9 Хмелева Т.Ю.























Москва, 2018

Образовательная область «Коммуникация».

Цели:



1. Учить детей пересказывать сказку без помощи воспитателя.

2. Учить детей подбирать прилагательные и глаголы к существительным «собака» и «лиса».

4. Учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение; упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова.

5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.

Предварительная работа: чтение сказки «Петух да собака», рассматривание иллюстраций к сказке, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».

Материалы и оборудование: книга сказок, иллюстрации лисы, собаки.

 

Ход занятия:

Дети, к нам в гости сегодня пришел петушок, и он хочет загадать вам загадки. Послушайте.

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака.)

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается).

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие.)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться.)

Послушайте следующую загадку.

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса.)

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит курочек таскать).

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…).

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Подкрадывается, т.е. идет тихо, неслышно.)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает.) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, улепетывает, летит стрелой, мчится…)

Физминутка:

Весь засыпан снегом лес. (повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)

Здесь по снегу скачет зайка, (прыгаем)

Там синичек села стайка, (машем руками как крыльями)

Здесь лисичка за кустом, (приседаем, смотрим вправо)

Там в дупле бельчонка дом. (встаем, поднимаем руки вверх)



Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Чтение сказки «Петух да собака».

Дети, о чем эта сказка?

Есть такая пословица: «Не рой другому яму, сам в нее упадешь». Лиса хотела съесть петушка, а сама попала в лапы к собаке.

В этой сказке лиса какая?

- Хитрая, льстивая. Лесть – заведомый обман. Когда льстят, можно потерять бдительность и погибнуть. А петушок прельстился на лесть? - Нет. Он не потерял бдительность. Петушок в этой сказке какой? – Сообразительный. Что он спросил у лисы? – А за каким делом?

И собака тоже сообразительная. Она не выскочила из дупла и не спугнула лису раньше времени.

Какие у нас в этой сказке трудные слова?

Животы – живые души, животные.

Идти, куда глаза глядят – без определенной цели.

Смеркаться – темнеть.

Заря стала заниматься – солнышко всходить.

Итак, скажите, пожалуйста.

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и разорвала).

7. Вам жалко лису? Почему? (нет, не жалко, потому что она хотела съесть петуха).

А теперь, кто хочет пересказать эту сказку?

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака». Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Игра «Угадай, какое слово заблудилось».

Воспитатель распределяет между пятью детьми слова: ловко, хитрую, петух, лису, обманул. Проверяет, как они запомнили свои слова. Предлагает по порядку назвать себя.

- Получилось предложение? Правильно, не получилось, потому что слова заблудились, стоят не по порядку, и не понятно, что они говорят про лису и петуха. Давайте поставим их по порядку, чтобы получилось предложение. Что надо сделать? (Переставить слова.) Какое слово надо переставить?

Дети предлагают варианты перестановок слов. После перестановки каждого слова дети – слова последовательно называют себя, а остальные «читают» фразу.

Когда будет составлено первое предложение и дети его «прочитают», воспитатель подтверждает, что получилось предложение, и сам называет его.

Далее составляются новые предложения: Ловко петух обманул хитрую лису; Обманул петух ловко хитрую лису; Хитрую лису ловко обманул петух.

Игра «Составь предложение со словом Собака»

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Итог занятия. Воспитатель спрашивает у детей, как называется сказка, с которой они сегодня познакомились.



Цели:

- учить детей пересказывать текст сказки в ситуации письменной речи;

- формирование выразительной, образной речи с соблюдением норм литературного языка;

- развивать умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка;

- формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову;

- учить детей в игре составлять из отдельных слов предложение, упражнять в «чтении» предложения после перестановки каждого слова;

- воспитывать любовь к устному народному творчеству, желание участвовать в пересказе.

Предварительная работа:  чтение сказок, беседы о структуре и содержании сказок и рассказов, чтение и театрализованная деятельность по сказке К.Д.Ушинского «Умей обождать», рисование петуха по этой сказке, рассматривание иллюстраций к сказкам, знакомство с различными животными и особенностями их жизнедеятельности, дидактические игры: «Живые слова», «Угадай слово», «Угадай, какое слово заблудилось».

Материалы и оборудование: книга со сказками К.Д. Ушинского, иллюстрации к сказке, изображения собаки и лисы, глиняный петух, расписанный в стиле декоративно-прикладного искусства, шапочки собаки, петуха и лисы

 Ход занятия:

Организационный момент. Дети, к нам в гости сегодня пришел петушок, и он хочет загадать вам загадки. Послушайте.

«В будке живёт,

Кости грызёт,

Лает и кусается –

Как называется?» (Собака.)

- Почему вы думаете, что это собака? (живёт в будке, кости грызёт, лает, кусается).

- Какие бывают собаки? (Злые, ласковые, кусачие, большие, маленькие.)

- Что умеют делать собаки? (Лаять, бегать, сторожить, кусаться, ласкаться.)

Послушайте следующую загадку.

«Лесная рыжая плутовка –

Известна всем её сноровка.

С ней аккуратней, не зевай,

А дверь в курятник запирай!» (Лиса.)

- Почему вы думаете, что это лиса? (живёт в лесу, рыжая, любит курочек таскать).

- Подберите интересные слова о лисе, какая она? (Рыжая, пушистая, хитрая, ловкая…).

- Когда лиса увидит свою добычу, как она к ней подходит? (Подкрадывается, т.е. идет тихо, неслышно.)

- А когда увидит охотников, что она делает? (Убегает.) Как ещё можно сказать? (Удирает, уносит ноги, улепетывает, летит стрелой, мчится…)

Физкультминутка «Семья»:

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

А сейчас я вам расскажу старую престарую сказку, узнали ее из речи стариков.

Чтение сказки «Петух да собака»

Беседа по сказке

Дети, как вы думаете, почему сказка называется «Петух да собака», о чем эта сказка?

- Помните, мы говорили: «Сказка ложь, да в ней намек». Эта сказка о петухе и собаке, о том, как они поступили и к чему это привело.

Эта сказка о том, что жила-была семья: дедушка, бабушка, петушок да собака. Собака дом сторожила, петушок утром солнышко встречал, хозяев будил. А бедность у них была такая, что и кушать было нечего. И вот собачка, которая должна была дом сторожить, ушла из дома вместе с петушком.

- А как вы думаете, ребята, хорошо поступили собака и петух, что ушли из дома?

- Конечно, нет.

- Почему вы так думаете?

- Потому что они бросили свою семью в беде, а семью в беде бросать нельзя, чтобы не случилось. И из дома без разрешения уходить нельзя, а то может случиться беда. Каждый должен жить там, где ему положено: лиса в лесу, а петушок дома и собака дома.

Есть такая пословица: «Назвался другом – не бросай в беде».

- Как вы понимаете эту пословицу?

Надо всегда помнить, что если ты назвался другом, то ты за него отвечаешь, в беде не бросишь.

- Какие у нас в этой сказке трудные слова?

Животы – т.е. те, кого они кормили, о ком заботились.

Идти, куда глаза глядят – ушли из дома, остались без дома

Смеркаться – солнце садиться, меркнет, постепенно наступает темнота.

Заря стала заниматься – а когда солнышко встает, заря занимается.

Итак, скажите, пожалуйста.

1. У кого жили петух и собака? Почему они решили уйти в лес? (у старичка со старушкой; потому что их плохо кормили).

2. Где ночевали петух и собака? (петух взлетел на сук, собака залезла в дупло).

3. Когда лиса услышала петуха? (когда наступило утро и петух закричал: «Ку–ка–ре–ку!»).

4. Как лиса расхваливала петуха, какие слова ему говорила? (и пёрышки – то красивые, и гребень – то какой красный, и голос – то какой звонкий).

5. Что петух ответил лисе? (ему нельзя идти одному, у него товарищ, он ночует в дупле).

6. Чем закончилась сказка? (лиса кинулась в дупло, а собака её поймала и покусала, а лиса потом в страхе в лес убежала.).

7.Лиса какая в этой сказке? – Нехорошая. Хотела петушка съесть.

А теперь мы свами поиграем в лису и петуха, вспомним, как лиса петуха расхваливала.

Расскажу вам сказку еще раз.

А теперь, кто хочет пересказать эту сказку?

Воспитатель вызывает ребёнка пересказывать сказку (по желанию), а тот приглашает следующего желающего, который, в свою очередь, выбирает третьего рассказчика. Начиная пересказ, воспитатель называет сказку: «Русская народная сказка «Петух да собака». Воспитатель следит за тем, чтобы дети своевременно передавали «эстафету» друг другу, при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Игра «Составь предложение со словом Собака»

Каждый ребёнок придумывает своё предложение.

Игра «Закончи предложение и подбери противоположное по значению слово»

Дерево высокое, а куст …(низкий)

Дедушка старый, а внук …(молодой)

Зимой погода холодная, а летом …(жаркая)

Днем светло, а ночью …(темно)



Итог занятия. Как называется, дети, сказка, с которой вы сегодня познакомились? И написал эту сказку К.Д. Ушинский, а рассказали ему люди, которые собирали и рассказывали сказки давным-давно. Повторите еще раз пословицу «Назвался другом – не бросай в беде». Как по-другому можно закончить сказку?














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НОД на тему: "Пересказ сказки К.Д. Ушинского "Петух да собака"

Автор: Хмелева Татьяна Юрьевна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495729

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: Переcказ сказки К.Д.Ушинского «Петух да собака». "
    ["seo_title"] => string(163) "konspiekt-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-razvitiiu-riechi-v-starshiei-ghruppie-na-tiemu-pierieckaz-skazki-k-d-ushinskogho-pietukh-da-sobaka"
    ["file_id"] => string(6) "197871"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428326319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства