Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками»
Консультация для педагогов
«Нетрадиционные техники рисования»
Позднякова С.С., воспитатель МАОУ СШ № 50 СП «Детский сад»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу представить свою педагогическую находку из опыта работы с детьми раннего возраста. Это одна из техник нетрадиционного рисования – хеппенинг.
Эта техника относится к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. Хейпенинг обычно включает в себя импровизцию и не имеет чёткого сценария. То есть заранее не известно, какое получится избражение, и поэтому этот приём заведомо успешен по результату, и поэтому усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В раннем возрасте доступен такой вид хепенинга, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики – раскрасим 1-2 пальчика и приложим к бумаге. Получаются звёздочки, деревья. Соберём пальчики в пучок – получатся цветы, снежинки. Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки. Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
Освоив живопись пальцами, можно приступать рисованием ладошками и ступнями.
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстрации, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По разному поворачивая руки и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Ладошка с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышки или цветок, дорисовав середину.
В раннем возрасте доступен такой вид хепенинга, как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2-3 мм на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, ребёнок может изобразить геометрические фигуры, волнистые линии, солнышко, цветок и т.д.
Польза от рисования пальчиками:
- хорошо развивают мелкую моторику, что способствет развитию речи.
- развивают тактильную чувствительность. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
Но не всем малышам нравится макать пальчики в краску. Для таких детей хорошо срабатывает приём файларт.
Для него необходимо моющее средство например Ферри или АОС, пищевой краситель или гуашь, обычный файл и ватные палочки.
Заливаем столовую ложку, пищевой краситель или краску в пакет, заклеиваем скотчем край, чтобы краска не пролилась. Расправляем пакет с краской на поверхности, распределяем ее равномерно и начинаем рисовать ватной палочкой или пальчиком. Если используется пластиковый файл, то можно рисовать стеками, линейкой, так так он плотный и не порвется. На обычном полиэтиленовом пакете лучше рисовать ватной палочкой или пальчиком, так как он тонкий и может порваться. Таким образом, с малышом можно изучать цвета. Для этого подготавливаем пакеты с основными цветами. Пакет, если он не течет и герметичен, может использоваться повторно много раз.
Рисуя на пакете, малыш развивает мелкую моторику. Пакеты с краской дают и новые тактильные ощущения.
Можно добавить в пакет несколько цветов и показать детям, как цвета смешиваются между собой. На границе контакта двух цветов будет получаться третий. Называйте новый цвет ребенку и объясняйте, что его получили посредством смешения двух цветов.
Можно использовать технику кляксографии. Налейте каплю краски в пакет и попросите малыша ее раздавить. В результате получаются причудливые фигуры, которые можно дорисовать, вытягивая краску пальчиком.
Рисование этим способом станет ещё интереснее, если добавить в пакет с краской несколько капель растительного масла и всыпать немного блёсток. Масло будет препятствовать смешению цветов, краски будут как будто разбегаться друг от друга. А блёски сделают процесс рисования ещё интереснее, придав ему «волшебства».