Нейропсихологические упражнения или нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития межполушарных связей ребенка, которые могут выполняться детьми всех возрастных групп. Нейрогимнастика - это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Выполняя эти упражнения ребенок развивает сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно-моторная координация, согласованность, точность, плавность движений обеих рук, ребенок развивает когнетивные навыки.
Нейрогимнастика для мозга в педагогике относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческих «кинезис» - движение, «логос» - знание) - это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Кинезиология помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Упражнения направлены на повышение многофункциональности головного мозга.
Мозг человека состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за определенные виды деятельности. Правое – регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое полушарие мозга отвечает за развитие математических способностей, логики и речи.
Деятельность полушарий координируется мозолистым телом, системой нервных волокон, которые передают данные из одного в другое. При возникновении какой - либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи. Одно из них ведущее- берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется. второе же перестает развиваться.
Все знают, что регулярное выполнение утренней гимнастики очень полезно и со временем укрепляет тело. Это можно сказать и про комплекс упражнений для мозга. Они постепенно заставляют обе половинки функционировать в тесной взаимосвязи, что помогает лучше воспринимать информацию. Каждое полушарие регулирует выполнение определенных действий и при этом распределение активности постоянно чередуется. Но максимальная продуктивность мозга достигается только тогда, когда оба полушария работают слаженно. А это позволяет добиться гимнастика для мозга или нейроигры.
Нейноигры-это различные телесно – ориентированные игры, позволяющие через тело (или его части) воздействовать на мозговые структуры.
В.М.Бехтерев, А.Н. Леонтьев А.Р.Лурия отмечали взаимосвязи манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи и активно развивали тему применения нейроигр и упражнений не только в коррекционной работе и нарушением речи, но и для детей активного развития.
Комплекс упражнений эффективно оптимизирует интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность. Тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, восстановлению речевых функций
Нейрогимнастика помогает детям
- стимулировать развитие мыслительной деятельности.
- улучшает память и развитие способности к быстрому воспроизведению информации.
- улучшить мелкую и крупную моторику, повысить работоспособность.
- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений.
- укрепить вестибулярный аппарат.
- снять стресс и напряжение.
- предотвратить нарушения, связанные с восприятием пространства и времени, учит чувствовать тело в пространстве.
- развивать зрительно – моторную координацию (парные движения «глаз-рука») , развивать слуховое и зрительное внимание, память, сенсорное восприятие.
Как показывает практика, на отработку каждого упражнения нужно не более трех – четырех дней.
Комплекс упражнений.
«Фонарик.» - правая ладонь раскрыта, левая закрыта в кулак. Поочередно меняем положение рук.
«Молоток» - правая рука ладонь вниз лежит на столе, левый кулак стучит по правой руке, затем кладем левую руку ладонь вверх и стучим правым кулаком.
«Кулак – ладошка» - так крадется кошка – правая рука сжата в кулак, левая ладонь кверху. Поочередно меняем положение рук. Затем через хлопок.
«Кулак-ладонь-ребро» - Три положения руки.
«Зайчик – колечко» - пальцы в кулачок, выдвинут указательный и средний, развести их – правая рука. Левая – большой и указательный палец соединены в кольцо, остальные развести. Меняем положение рук.
«Цепочка» -поочередно перебираем пальцы рук, соединяя большой с указательным, средним, безымянным, мизинцем. В прямом и обратном порядке.
«Зайчик – коза» - зайчик –выдвинут указательный и средний. Коза – выдвинут указательный и мизинец. Меняем положение рук.
«Кулак – один» -На одной руке пальцы сжаты в ку лак , на другой выдвинут один указательный палец .Затем меняем положение рук. Можно через хлопок.
9.«Кулак – два» - На одной руке пальцы сжаты в кулак, на другой выдвинут указательный и средний меняем руки, можно через хлопок.
10. «Крестик» - руки крест накрест, ладони от себя, большие пальцы смотрят в сторону. Затем поворачиваем ладошки к себе, друг к другу.
11. «Поворот» - правая рука ладонь от себя, левая ладонь на себя. Большие пальцы развернуты в правую сторону. Меняем положение рук.