Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная нейрогимнастика.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №141 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КОМПЛЕКС
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ НЕЙРОГИМНАСТИКИ
(режимный момент в группе для детей с нарушениями речи)
Подготовила
учитель-логопед
Наумова Елена Петровна
г. Донецк, 2022г.
Сложно представить деятельность, которая не вовлекала бы в работу оба полушария (клеим, лепим, режем ножницами, завязываем шнурки, застёгиваем пуговицы, …). У детей имеющих нарушения речи наблюдается дефицит межполушарного взаимодействия.
Любой новый навык, в том числе и речевой - это работа центральной нервной системы. Логопедическая работа – это работа над самой высшей психической функцией, включающей интеграцию огромного количества процессов. И если функция, необходимая для становления речи, нарушена, то работа затрудняется в разы.
Оральный и артикуляционный праксис - самый сложный и высокий уровень организации движений. Если в данном уровне наблюдаются нарушения, то надстраивать новую функцию на «развалины» будет достаточно сложно и долго.
Нейроупражнения – это помошник в достижении речевой задачи. Эффективнее формировать речевые навыки и интегрировать их в повседневную жизнь ребёнка. Поэтому, необходимо включать в работу упражнения, задействующие движения языка, рук, ног и справа, и слева.
Знания в этой области помогли мне придумать упражнения, вовлекающие в работу оба полушария.
Артикуляционная нейрогимнастика
(режимный момент в группе для детей с нарушениями речи)
Задачи артикуляционной нейрогимнастики:
развитие слаженной работы обоих полушарий;
удерживание губ в заданной позиции;
укрепление мышц языка, развитие его подвижности;
растяжение подъязычной уздечки;
развитие подвижности нижней челюсти;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
профилактика быстрого переутомления;
профилактика дефицита внимания;
улучшение памяти;
развитие пространственных представлений.
Наглядный материал:
картинки, изображающие название упражнений артикуляционной гимнастики.
Ход артикуляционной нейрогимнастики:
Упражнение «Злой пёс».
1.Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно).
2. Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно).
1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Расчёска - Утюг».
1. Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь.
2. Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами другую ладонь.
1 – 2 выполнять попеременно.
Упражнение «Качели».
Улыбнуться. Попеременно двигать языком вверх-вниз (язык вне полости рта) + попеременно одну ладонь поднять вверх, вторую опустить вниз.
Упражнение «Конфетка».
Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.
Упражнение «Месим тесто – Блинчик».
1. Улыбнуться. Положить язык между губами, произнести:
«Пя – пя – пя» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой руки.
2. Улыбнуться. Положить язык между зубами, произнести:
«Та – та – та» + похлопать тыльную сторону кисти одной руки ладонью другой.
3. Улыбнуться. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу + поочерёдно соединять в кольцо с большим пальцем остальные пальцы от указательного к мизинцу.
Упражнение «Лошадка».
1. Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).
Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно.
Упражнение «Парус».
Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.
Упражнение «Чистим зубы».
1. Улыбнуться двигать языком влево – вправо за верхними резцами + указательными пальцами обеих рук (остальные пальцы зажать в кулак) двигать влево – вправо (пальцы держать паралельно один над другим).
2. Улыбнуться двигать языком влево-вправо за нижними резцами + указательными пальцами обеих рук двигать влево – вправо (как в п.1 только поменять положение пальцев).
Упражнение «Гармошка».
Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.