kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарушение произношения звука "Р"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное и чёткое произношение ребёнку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение произношения звука "Р"»

Консультация для родителей «Как поставить ребенку самые трудные звуки [Р], [Р']?»

Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его  речь была понятной  для  окружающих, а если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи,  то  могут  возникнуть  трудности  в  общении  ребенка  со сверстниками  и  взрослыми, что может привести к тому, что  ребенок  все  чаще  станет  отмалчиваться,  будет чувствовать  неуверенность  в себе. Такие дети, поступив в школу, очень часто плохо пишут и читают. Взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как, чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Наша цель – сообщить родителям о том, в каком возрасте и с чего следует начать работу над исправлением неправильного произношения, почему и в какой последовательности. Родителей больше всего волнует отсутствие в речи ребёнка звука [Р]. На приёме у учителей-логопедов они просят: «Научите моего ребёнка выговаривать букву Р!». Это неверная просьба. Во-первых, учителя-логопеды учат детей правильно произносить звуки. То, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ, а то, что видим, пишем и читаем – БУКВЫ. И путать это никак нельзя! Во-вторых, помимо трудного звука [Р,] у ребёнка очень часто отсутствуют или неправильно произносятся и другие звуки, что значительно усложняет постановку звука [Р], особенно, если ребенок не произносит шипящие звуки. Дело в том, что артикуляция звуков [Ш] и [Ж] очень похожа на положение органов речи при произнесении звука [Р]. Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р'] не заметить трудно. Появляются они позже остальных звуков. Можно ли ускорить их становление и как избежать дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти вопросы.  
  1. ЧТО МЕЩАЕТ РЕБЕНКУ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ (Р) И (РЬ)
Хорошая вещь – профилактика, особенно своевременная. Хотите, чтобы у ребёнка вовремя появился звук [Р] (да и все остальные звуки)? Не поленитесь заглянуть ему в рот буквально на первых же днях жизни. А ещё лучше, если это сделает хирург-стоматолог. Объект внимания – язычок. Всё ли в порядке с его строением? Конечно, родителям разобраться в этом сложно. Специалист же быстро заметит любые неполадки. Например, слишком маленький язык (микроглоссия), или чрезмерно большой (макроглоссия). А, может быть, уздечка (связка) под язычком малыша слишком коротка? Все эти отклонения от нормы на первых порах будут затруднять процесс кормления, а впоследствии – помешают появлению не только звуков [Р], [Р'], но и свистящих звуков [С], [З], [Ц]; шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; других сонорных звуков [Й], [Л], [Л']. Не пугайтесь, если для разрешения проблем с языком или подъязычной уздечкой специалист предложит хирургическое вмешательство. Порой оно просто жизненно необходимо. Некоторые родители скажут: «А вот у нашего малыша картина раннего развития была идеальна, язычок – в норме, а звук [Р] всё равно не получается!» « А соска была?», - спросит дотошный логопед. 99% мам и пап ответят утвердительно. Медики и логопеды уже набили себе оскомину, говоря об этой проблеме.  
  1. ГДЕ МОЖНО РЕБЕНКУ ПОСТАВИТЬ ЭТИ ЗВУКИ
Предположим, что звук [Р] у ребёнка не появился ни в три года, ни в четыре, ни в пять лет. Некоторые родители махнут на это дело рукой и скажут: «Не в звуке счастье!». Другие же, будут штурмом брать пороги логопедических кабинетов и компенсирующих детских садов. Если в речи ребёнка отсутствует один лишь звук [Р], то в логопедическую группу ребенка с полным основанием могут и не взять. В очередях там стоят дети, у которых до пятнадцати дефектно произносимых звуков. И говорить об отсутствии одного единственного звука на комиссии по отбору детей в специализированные группы как-то не вполне корректно… В этом случае родителям придётся обратиться либо, если в детском саду имеется логопедический пункт (принимают с определенного возраста) или к логопеду-частнику, либо рассчитывать на собственные силы.  
  1. КАКИЕ БЫВАЮТ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА (Р), (РЬ)? РОТАЦИЗМ И ПАРОРОТАЦИЗМ.
Нарушения произношения звука [Р] многочисленны: термин «ротацизм»  обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков [Р], [Р']. Вот самые распространённые: - Звуки [Р], [Р'] в словах вообще опускаются: «ак» (рак), «ука» (рука), «ук» (лук), «ека» (река), «исунок» (рисунок), «имень» (ремень) и т.д. - Велярное произношение: корень языка сближается с мягким нёбом; воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную вибрацию мягкого нёба и характерный, рокочущий, «горловой» звук. - Увулярное произношение: вибрация наблюдается в маленьком язычке (увуля). - Боковой ротацизм: вибрирует один из боковых краёв языка. - Щёчный ротацизм: к вибрации бокового края языка присоединяется и щека, что трудно не заметить. Иногда щёчный ротацизм бывает двусторонним. - «Кучерской» ротацизм: вибрируют губы (либо одни, либо в «содружестве» с высунутым языком). - Носовой ротацизм: корень языка плотно смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгука» (рука), «нгама» (рама). Этот вид ротацизма встречается при открытойринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»). - Одноударные звуки [Р], [Р']: вибрация в языке отсутствует, но место произнесения выбрано языком правильно: на альвеолах, за передними резцами. Этот одноударный звук ещё называют проторным.    Замены звуков [Р], [Р'] на другие звуки, – это так называемые «параротацизмы»: - звук [Р] в словах заменяется звуком [В]: «вов» (ров), «воза» (роза), «высь» (рысь), «выба» (рыба), «кавова» (корова) и т.д.; - звук [Р] в словах заменяется звуком [Г]: «гага» (гора), «габота» (работа), «гучка» (ручка), «кагусель» (карусель) и т.д. - звук [Р] заменяется в произношении звуком [Д]: «Дома» (Рома), «кадопка» (коробка), «дубашка» (рубашка), «ддава» (дрова) и т.д. (встречается при закрытой ринофонии, ринолалии); - звуки [Р], [Р'] заменяются звуком [j]: «ёва» (рёва), «юмка» (рюмка), «каяблик», (кораблик), «кьяб» (краб), «кьёшка» (крошка), «ёща» (роща) и т.д.; - звук [Р] в словах заменяется звуком [Л]: «лука» (рука), «лыба» (рыба); звук [Р'] заменяется звуком [Л']: «лика» (река), «люмка» (рюмка) и т.д. - твёрдый звук [Р] в словах заменяется мягким звуком [Р']: «рюка» (рука), «риба» (рыба), «ряды» (рады), «карита» (корыто) и т.д. - мягкий звук [Р'] в словах заменяется твёрдым звуком [Р]: «рыс» (рис), «Хруша» (Хрюша), «грыб» (гриб) и т.д.

  1. УСТРАНЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА (Р), (РЬ).

С целью подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков, учитель-логопед разучивает с ребенком комплексы артикуляционной гимнастики.

Чтобы звук [Р] у малыша зазвучал правильно, надо подготовить для его появления основательную базу. Как это сделать? Начать работу следует с артикуляционных упражнений – упражнений для языка и губ. В процессе игр ребенок должен научиться поднимать язык к нёбу, удерживать его в этом положении.

Прежде чем начать заниматься с ребенком, необходимо знать следующие правила: Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.

Нельзя принуждать ребенка заниматься. Лучше, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка.

Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.

Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки звука [Р]: «Автомат» - рот закрыт, напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося «т-т-т». Убыстрять темп. «Пулемет» - напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося «д-д-д». «Барабанщики» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, отчетливо и многократно произнося «дын-дын-дын».и сильно выдохнуть и снова «дын-дын-дын». «Шмель» - рот открыт, язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос. «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу. «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «Маляр» - рот открыт. Малыш представляет, что язычок превратился в кисточку. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. «Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. «Индюк» - приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, произносить «бл-бл» (как болбочет индюк). «Фокус» - приоткрыть рот, язык чашечкой выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлку. Упражнения и соревнования для язычка можно подобрать самые разнообразные. И все они пойдут «на пользу дела». Проделывая эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению звуков [Р], [Р']. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!

  1. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ ГИПЕРТОНУС В КОРНЕ ЯЗЫКА?
Без подготовки приступать к постановке звука [Р] не только преждевременно, но и опасно. Часто бывает, что родители задаются целью: в рекордные сроки поставить ребёнку звук [Р]. Причем, полагаются только на собственные силы и умения. Спору нет, намерения благие…. Но вместо звонкого и чистого звука [Р] получается глухой и рокочущий (велярный), или увулярный вибрант. Одним словом, далеко не то, что ожидалось. Почему же родительские эксперименты порой заканчиваются столь плачевно? Да всё потому, что не была подготовлена почва для постановки звука (не были в полном объёме освоены базовые артикуляционные упражнения для этого звука). Язык, его мышцы, не смогли справиться с нагрузкой, кончик языка так и не научился подниматься вверх, его форма оказалась далёкой от идеала: корень в гипертонусе и высоко приподнят. Соприкосновение корня языка с мягким нёбом спровоцировало вибрацию последнего. Вот вам и горловое [Р]! Логопед при таком положении дел сначала, с помощью упражнений и массажа, снял бы тонус в корне языка. Затем, - активизировал кончик языка, заставил его подниматься вверх, придал языку нужную форму, и лишь затем приступил к постановке звука. И на всё это было бы потрачено от 2-х недель до двух месяцев, а то и до полугода!  
  1. БОКОВОЙ РОТАЦИЗМ
В последнее время всё чаще у детей стал появляться боковой звук [Р]. Его отличительной особенностью является вибрация правого или левого края языка. Боковое произношение [Р] может появиться при частичных параличах или парезах в боковых мышцах языка (следствие родовой травмы, энцефалопатии, инфекций, интоксикаций). Боковому произношению может «поспособствовать» и укороченная подъязычная связка (уздечка). Родителям эти заболевания и отклонения также трудно распознать, а тем более – самостоятельно бороться с их последствиями. Порой, даже совершенно нормальный в плане строения язык может «выдать» боковой вибрант. Причем к этому процессу будет подключена и одна из щек. Тяжелейший для исправления случай! Он - тоже следствие непродуманной работы и чрезмерной спешки при постановке звука [Р]. Любой логопед скажет: легче браться за постановку [Р] при его полном отсутствии, чем переделывать горловой или боковой звук. Подчас от этого «брака» просто невозможно избавиться! Ведь привычка, - вторая натура. К тому же, ребёнок не слышит разницу между правильной и неправильной артикуляцией. Для него главное, что вибрация есть, а значит, есть и звук [Р]. А где он: на кончике языка, в корне языка, сбоку или на мягком нёбе – не важно! Честно говоря, некоторые родители тоже не усматривают в этом принципиальной разницы…

  1. ПРОТОРНЫЙ (ОДНОУДАРНЫЙ) ЗВУК (Р)
Понятное дело, родителям очень хочется добиться какого-то положительного результата! Далее предлагаем компромиссное решение: поставить одноударный звук [Р] (ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ. То есть, он не заменяется другими звуками и не искажается). Хочется дать совет: весь процесс работы над трудными звуками [Р], [Р'] надо всё же координировать с логопедом. Если звук получился неправильный, прекратите самостоятельные попытки постановки звука «Р». Можно запланировать посещение учителя-логопеда, с целью постановки звука «Р», а пока можете продолжать заниматься артикуляционными упражнениями. Устранять дефектное звучание этих звуков (горловое, боковое, щёчное) и устранять параротацизмы может только профессионал! От обычного, проторный звук отличается лишь отсутствием вибрации. Одноударный [Р] в исполнении ребёнка немного напоминает звук [Д]. Для начала выполните с ребёнком вышеперечисленные артикуляционные упражнения. Как только ребёнок научится делать их непринуждённо, приступайте к постановке одноударного [Р]. Но ни в коем случает не просите произносить звук «Р» и, тем более, «порычать». Начните с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Сидя перед зеркалом, покажите, как кончик языка отталкивается от твёрдого нёба за верхними резцами. Он буквально отскакивает от бугорков-альвеол (немного похоже на упражнение «маляр»). Ребёнок должен проделать то же самое, проговаривая, вслед за вами, прямые слоги. Ещё раз повторюсь: ничего страшного, если звук [Р] в исполнении ребёнка будет напоминать [Д]. Главное, что кончик языка приподнялся и занял исходную (правильную!) позицию. Освоив её, ребёнок в скором времени справится и с вибрацией! А пока, закрепите одноударный звук [Р] в словах. На первых порах, - в начале слов:
  1. Aвтоматизация звука [р] в прямых слогах:

ра-ры-рэ-ро-ру
ры-рэ-ро-ру-ра
рэ-ро-ру-ра-ры
ро-ру-ра-ры-рэ
ру-ра-ры-рэ-ро

2. Aвтоматизация звука [р]в обратных слогах:

АР, ОР, УР, ЫР, ИР, ЕР, ЁР

3. Aвтоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных:

дра-дры-дро-дру
дры-дро-дру-дра
дро-дру-дра-дры
дру-дра-дры-дро
тра-тры-тро-тру
тры-тро-тру-тра
тро-тру-тра-тры
тру-тра-тры-тро

бра-бры-бро-бру
вра-вры-вро-вру гра-гры-гро-гру
кра-кры-кро-кру пра-пры-про-пру
фра-фры-фро-фру хра-хры-хро-хру

4. Aвтоматизация звука [р] в начале слова:

рак рот руль рыба рама ров
Русь рыбак рана робот русский рынок
радио Родина руки рысь работа роза
рукав рыть ракета Рома рубанок рыхлить

5. Автоматизация звука [р] в конце слова:

бар бор бур мир сквер актёр
дар хор тур пир пионер бобёр
пар сор шнур тир интерьер ковёр
удар двор хмур зефир пенсионер шофёр
омар забор сумбур кефир веер боксёр
загар дозор абажур кумир ветер суфлёр

6. Aвтоматизация звука [р] в середине слова:

карта орден Мурка дырка персик марка
урна ширма первый подарки норка турки
бирка верный фартук норма тужурки стирка
сердце бархат форма бурный мирный термос
арбуз гордый дежурный кирка тёрка картина
горный ажурный кирпич тёртый картон спорный

7. Aвтоматизация звука [р] в словах со стечением:

Край, кроме, кровь, круг, Крым, кран, кролик, крот, крупа, крыса, краб, крона, кросс, крупный, крыша, краска, кромка, кроткий, крутой, крышка, красный, крошки, кровать, кругом, град, граната, гром, груз, грузить, грамм, грамматика, громко, груша, грузовой, грамота, игра, грохот, грусть, грузовик, граф, играть, грозы, брак, броня, брус, храм.

8. Aвтоматизация звука [р] в словосочетаниях:

Радостные родители. Раненый разведчик.

Разные ракушки. Работящий рабочий.

Роскошный розан. Новый рояль.

Разбитая раковина. Раина расческа.

9. Aвтоматизация звука [р] в предложениях:

У Раи розовые розы. Рома собирает рыжики. Ира читает рассказ. Юра — барабанщик. Вера ест пирожное. На морозе нужны рукавицы. В огороде растёт кукуруза. У мамы оранжевый сарафан. Катя собирает помидоры.

10. Aвтоматизация звука [р] в чистоговорках:

ра-ра-ра — у лисы нора
ро-ро-ро — новое ведро
РУ-РУ-РУ — ягод наберу
ры-ры-ры — летят комары

Ру-ру-ру- погуляем мы в бору. Ру-ру-ру- ежик забежал в нору.

Ру-ру-ру- котлеты на пару.

Ар-ар-ар- купим новый самовар. Ар-ар-ар - начинается пожар.

Ар-ар-ар- улетает яркий шар. Ар-ар-ар - это жгучий пар.

Ар-ар-ар- на носу сидит комар

11. Aвтоматизация звука [р] в скороговорках:

Два дровосека, два дроворуба

На дворе дрова топорами рубят:

- Раз – дрова! Два – дрова!

В небе гром, гроза, закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.

Все бобра добры для своих бобрят.

Проворонила ворона воронёнка.

Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

Шустрая норка юркнула в норку.

Роет крот у ворот свой подземный переход.

Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.

12. Автоматизация звука [р] в стихах:

Гром гремел и грохотал,

Рокотал и бормотал:

- Горько-горько громом быть,

Громко-громко громы бить.

Я - почти как град,

Мне никто не рад.

Рыбки плавали, ныряли,

В прятки весело играли.

Но однажды буква А

В гости к рыбкам приплыла...

И сейчас же у реки

Появились рыбаки!

Рыбкам сразу стало ясно:

С буквой А дружить опасно!

К серой цапле на урок

Прилетело семь сорок.

Из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок

Прилетело на урок?

Если красный помидор,

То поспел он, ясно.

Если красный светофор,

То идти опасно.

Ну, а если красный нос –

Значит на дворе мороз.

Рь

  1. Aвтоматизация звука [рь] в прямых слогах:

Ри – ре – ри

Ри – ря – ри ирь – ерь - ерь

Ри – рю – ри три – тре - тре

Ри – ре – ря

Ре – ря – ри

Ря – ри – ре

2. Aвтоматизация звука [рь]в обратных слогах:

арь – арь – урь

ярь – юрь – дря

яря – юрь – дря

ари – ерь – дри

3. Aвтоматизация звука [рь] в слогах со стечением согласных:

Кри, дрю, дре, дри, кре, зре, зри, трю, три, тре.

4. Aвтоматизация звука [рь] в начале слова:

Рябь, ряд, рядом, ряска, рис, Рига, рисунок, ритм, ритмика, река, речь, репа, редька, резвый, ребенок, резинка, редис, рёв, рёва, рюмка, рюкзак.

5. Автоматизация звука [рь] в конце слова:

Гарь, жарь, фонарь, пекарь, букварь, сухарь, якорь, пузырь, богатырь, пустырь, снегирь, Сибирь, дверь, зверь

6. Aвтоматизация звука [рь] в середине слова:

Гиря, заря, зарядка, моряк, порядок, наряды, ирис, шарик, курица, варенье, коренья, черешня, берег, сирень, берёза, хорёк, верёвка, черемуха, борьба, бурьян, пряха, пряжа, пряник, прятки, привет, приём, пристань, причёска, приказ, прибой, премия, пресный, бритва, бригада, бревно, обрезки, брюки, брюква, крик, крючок, грязь, грядка, гриб, грива, греть, гренки, гребень, погреб, тряпка, три, триста, трибуна, тритон, треск, треска, тревога.

7. Aвтоматизация звука [рь] в словах со стечением:

Брюква, брюки, вред, время, гребёнка, гребешок, греча, гриб, грива, грим, зорька, крепыш, кресло, крест, крюк, крючок, перья, предмет, прелесть, примета, принц, пряжа, прятки, серьги, стриж, трепет.

8. Aвтоматизация звука [рь] в словосочетаниях:

Берег реки, буря на море, варёная курица, горячая грелка, грецкие орехи, грязная тряпка, дряхлый старик, дырявые брюки, интересный ребус, капризный ребёнок, крепкая верёвка, кривое дерево, кудрявая берёза, пряжка на ремне, редкий рисунок, рецепт варенья, рюкзак туриста, скрип двери, старинная карета, сухари с орехами, утренняя зарядка, четыре гриба.

9. Aвтоматизация звука [рь] в предложениях:

Ирина и Римма идут на утреннюю зарядку. На берегу реки стоит старинная крепость. Ребята бегут по бревну. Ребята пускают пузыри. Рита варит варенье. Марина ест орехи. Рима и Игорь рисуют берёзу.

Мы Борису подарим снегиря.
В мае цветут сирень и черемуха.
Рядом с деревней рисовые поля.
На грядке растет репа, редька и редиска.

10. Aвтоматизация звука [рь] в чистоговорках:

Ре – ре – ре – долбит дырочку в коре.

Ри – ри – ри – заключили мы пари.

11. Aвтоматизация звука [рь] в скороговорках:

Три дерева, три тетерева,

На каждом дереве

По одному тетереву.

Перепелка перепелят

Прятала от ребят.

Курьера курьер

Обгоняет в карьер.

Варвара варила, варила,

Да и не выварила.

12. Автоматизация звука [рь] в стихах:

Посмотрите на Иринку: ест Иринка мандаринку.
Съест Иринка мандарику - бросит корочки в корзинку.

«Песня моряка»

Мы поднимаем якоря

И отплываем чуть заря.

Море зовет!

Ветер поёт!

Вперёд!

Вперёд!

Вперёд!


Работа над одноударным [Р] проводится поэтапно. Для каждой позиции звука отводится несколько занятий. Новый речевой материал берётся лишь тогда, когда ребёнок справился с предыдущим.

Не исключено, что у ребёнка сначала будет хорошо получаться только мягкий вариант одноударного звука [Р']: РИ, РЯ, РЁ, РЕ, РЮ. Звук [Р'] нарушается значительно реже, обычно ребенку достаточно объяснить, что кончик языка должен вибрировать не у альвеол, как для [Р], а у верхних центральных зубов, сам язык более напряжен, спинка его выгнута, губы шире раздвинуты и сильно напряжены. Помогает проговаривание через «ступеньку», то есть с мягким знаком и гласным: рья, рье, рью,рьё и т.д.

Начните со слов: рис, Рита, Рига, рисунок, ребёнок, рельсы, река, ремонт, рёва, рюши, рюмка и т.д.

Соответственно, чистоговорки будут типа:

Ри-ри-ри: на ветки снегири.

Ре-ре-ре: лето на дворе. Р

Рю-рю-рю: маме говорю. 


Материал подготовила учитель-логопед

Гуменюк Анна Вениаминовна




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Нарушение произношения звука "Р"

Автор: Гуменюк Анна Вениаминовна

Дата: 18.08.2025

Номер свидетельства: 673268

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Произношение звуков и неправильный прикус"
    ["seo_title"] => string(41) "proiznoshenie_zvukov_i_nepravilnyi_prikus"
    ["file_id"] => string(6) "630308"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682336211"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных, в словах и в чистоговорке с этими слогами"
    ["seo_title"] => string(80) "avtomatizatsiia_zvuka_s_v_sloghakh_so_stiechieniiem_soghlasnykh_v_slovakh_i_v_ch"
    ["file_id"] => string(6) "365424"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480792552"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Коррекция произношения звуков в словах и улучшение слухового восприятия"
    ["seo_title"] => string(80) "korrektsiia_proiznosheniia_zvukov_v_slovakh_i_uluchshenie_slukhovogo_vospriiatii"
    ["file_id"] => string(6) "660379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1732642619"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Консультация для родителей «Как поставить ребенку трудные звуки [ш]?»"
    ["seo_title"] => string(72) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_kak_postavit_riebienku_trudnyie_zvuki_sh"
    ["file_id"] => string(6) "382743"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485168594"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Родителям будущих первоклассников. Методические рекомендации учителя-логопеда."
    ["seo_title"] => string(80) "roditeliam_budushchikh_pervoklassnikov_metodicheskie_rekomendatsii_uchitelia_log"
    ["file_id"] => string(6) "553446"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592332545"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства