kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народная культура как феномен воспитательно - образовательного процесса ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место для нашего исследования имеют теоретические положения об использовании народной художественной культуры в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народная культура как феномен воспитательно - образовательного процесса ДОУ»

Народная культура как феномен воспитательно - образовательного процесса ДОУ.

Особое место для нашего исследования имеют теоретические положения об использовании народной художественной культуры в дошкольном образовательном учреждении.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: "С молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родней природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти больное отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

Художественная культура представляет, по мнению Б. М. Неменского, Н. К. Карповой и др., гуманистическое явление, устойчивое и изменчивое одновременно, имеющее общечеловеческие ценности и региональное своеобразие. Художественная культура, как считают учёные, является составной частью культуры общества. В неё органично включается народная культура, которая отражает исторически сложившийся опыт поколений. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народное искусство – это зарождение культуры России, отражение её истории. Такие её ценности, как коллективность творчества, традиционность мотивов и видов искусства – отражают характерные черты народного искусства. В народной культуре заключены, по словам Б. М. Бим-Бада, дух народа, его нравственные представления, а также такие элементы, которые служат средством воспитания любви ко всему родному и близкому – язык, обычаи, духовные ценности, такие как красота физическая, красота человеческих отношений, добро и т. д.

Народное изобразительное искусство, являясь часть художественной культуры, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству" природе, окружающей действительности.

Общечеловеческая культура слагается из уникальных, своеобразных культур отдельных народов, наций, этносов. Каждая из них имеет созвездие знакомых фигур, чей творческий гений олицетворяет в себе и национальное, и глобальное духовное начало. Огромный материал для изучения – через века и время – истоков народного искусства, мировидения народа дают сегодняшние промыслы. В наш машинный век минула надобность и в деревянных прялках, и во многих других предметах старого быта, но по-прежнему насущно необходимо искусство, заключённое в них. Из ныне существующих промыслов особый интерес представляют собой те, что продолжают многовековую жизнь народной игрушки, и прежде всего глиняной, несущей в себе образы древнерусского народного сознания, его представлений о мире, его культуре.

В прошлом веке, да и в начале 21 – го, ни одна ярмарка не обходилась без народной игрушки, без этих пёстрых глиняных и деревянных баб, медведей, оленей, конников, птиц. Крашенные, глазурованные или покрытые ярким таинственным узором прямо с воза или из корзины звери и птицы попадали в детские руки. Весёлый голос свистулек был хорошо различим в ярмарочном шуме. Со временем изменился колорит наших ярмарок, да и дети теперь предпочитают другие игры, но не исчезла народная игрушка. Перекочевав в музеи, выставочные залы, сувенирные магазины, она обрела новую жизнь, стала желанным украшением нашего интерьера. Народные мастера из Филимонова Тульской области, Сергеева Костромской, Хлуднева Калужской, Кожли Курской, Жбанникова Горьковской, Абашеева Пензенской, Измайлова Липецкой, из Каргополья и других уголков России по-прежнему лепят и режут баб, медведей, оленей, птиц, радуя нас своим искусством, корни которого уходят в бесконечную глубину народной памяти.

Мало теперь кто знает, что эти изображения в глине и дереве человеческих фигур, зверей, животных, птиц в далёком прошлом участвовали в магических обрядах, были зримым, реальным воплощением тотемов – мифических предков данного рода, племени; идолов, духов, богов, людей и животных, принесённых в жертву могущественным силам природы. Что для нашего предка глиняная баба, могла быть и Берегиней и Мокошью, Великой богиней, которым он приносил жертвы, каялся в совершенном грехе, благодарил за хороший урожай или просил погоды для хлебов.

В искусстве существуют две совершенно разные и разным законам подчинённые традиции – народная, зачатая и хранимая племенем, кланом, плод коллектива, связанного родственными, родовыми узами, и профессиональная. Профессиональное искусство вышло из народного, но со временем отделилось, персонифицировалось, обособилось и стало передаваться не только внутри членов рода – связанных кровно, - не только внутри одного языка, обычая, но и меж родами и народами.

Так уж случилось, что именно профессиональное искусство много веков было предметом внимания учёных. Народное же искусство казалось чем-то неважным, незначительным. В оценке его явлений учёные пользовались теми же методами, что и в оценке искусства профессионального. И лишь в прошлом веке к народному искусству начали подходить как к явлению сложному, многозначному, а главное – с иными мерками, чем к явлениям профессионального искусства. Работы В. Воронова о крестьянском искусстве, Н. Церетели и Л. Динцеса о народной игрушке, В. Городцова и других многое изменили в методологическом подходе к народному искусству. Их открытия используются в широко известных трудах современных искусствоведов, исследующих эстетические качества народной игрушки, её типологию, исторические трансформации и модификации, её воспитательно-познавательную роль и т. д. Проходили века, менялся человек, всё дальше он отрывался от природы и начинал властвовать над ней. И только мифы, фольклор, народное искусство, в том числе и игрушка, своим спокойным бессмертием напоминали ему о том, что природа и человек едины и вечны.

Признание художественного творчества как определённого образа жизнедеятельности ребёнка в дошкольном возрасте побудило педагогическую науку и практику к обновлению педагогического процесса ДОУ, внедрению в него художественной культуры. Особое место в ней отводится русской культуре, которая отражает исторически сложившийся опыт поколений. Она уходит корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманистические идеи, идеалы.

Именно с дошкольного возраста начинается приобщение детей к русской народной культуре, которая помогает детям осознать свою принадлежность к определённой нации, понять и приобщиться к традициям своего народа. В то же время следует отметить, что в современных ДОУ воспитываются дети различных национальностей. Задача педагога состоит в том, чтобы развивать у детей интерес не только к Руссой культуре, но и к своей национальной художественной культуре. Это очень важно для ДОУ, находящийся на территории России, поскольку на основе приобщения детей к Руссой национальной культуре возможна культурная идентификация каждой личности.

Введение детей в художественную культуру в современной науке рассматривается как важнейшая сфера социально – педагогической деятельности, которая обогащается за счёт использования социума в эстетическом освоении детьми художественной картины мира, установления взаимосвязи ценностей культуры и искусства и тех видов художественной деятельности, которые являются ведущими в дошкольном возрасте – изобразительной, игровой, театрализованной и т. д.

Овладение русской народной культурой в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам – существенное направление педагогического процесса ДОУ. Очень важно не упустить период дошкольного детства, который рассматривается в современной психологии как особый культурно исторический отрезок жизни, в котором творческая деятельность направлена на «присвоение культуры» как необходимого условия развития креативных способностей (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Д. Б. Эльконин и др.). Ребёнок в дошкольном возрасте только начинает познавать на основе чувств, эмоций. Художественная культура помогает ему освоить художественную картину мира, развивает общий кругозор детей.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М.Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения".

Н.П.Сакулина говорила, что народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическому чувству. Через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Исследователи народного искусства В.Н.Василенко, В.С.Воронова, М.А.Некрасова, Т.Я.Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты, традиционность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекраснее.

Изобразительное народное искусство обладает огромней силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребенка. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Велико значение народно-прикладного искусства для эстетического воспитания дошкольников.

В процессе изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Осуществление изобразительной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению интеллектуальной, познавательной потребности, потребности в приобретении новых знаний о мире, истории своей страны. Дети познают образцы народных произведений, воплощенные в разных материалах, свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на его восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходств и различий, уподоблении, обобщении.

Народное искусство способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Большую роль оказывает народно-прикладное искусство в трудовом воспитании дошкольников. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания своих работ необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

В процессе овладения приемами народно-декоративного ремесла у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера, о необходимости добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе.

В последние годы наблюдается возросший интерес педагогов-практиков к русской народной культуре как средству приобщения детей к культурно-историческому опыту, духовно-нравственного их развития, социализации и эмоциональных контактов с миром. Познавая культуру, дети знакомятся с различными отраслями человеческого знания, постигая правила поведения и нормы взаимоотношений, открывают для себя новые ценности – познания, переживания, преобразования. Насыщение жизни детей образами народного декоративно-прикладного искусства, красотой и неповторимостью каждого народного промысла пробуждает воображение и чувства детей, обогащая их духовный мир.

Исследователи Е. А. Флёрина, А. П. Усова, Ю. В. Максимов, Г. Н. Пантелеев, Л. В. Пантелеева, О. О. Дронова и другие рекомендуют приобщать детей к народному искусству, знакомить с народными промыслами, побуждать детей к созданию узоров, к декоративно – оформительской деятельности и на этой основе развивать их художественно – творческие способности, эмоционально – положительное отношение к окружающему миру.

Основываясь на положении А. П. Усовой, классика отечественной дошкольной педагогики, о том, что в дошкольном возрасте следует подготовить почву к овладению детьми в будущем понятиями о Родине, педагоги стремятся донести до детей эмоциональный язык народного искусства, раскрыть душу русского народа.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Эта проблема раскрывается в работе Т. С. Комаровой и др. Она указывает, что работа по введению детей в народную культуру, представленную художественными промыслами, должна строиться на следующих принципах:

- взаимосвязь различных видов занятий по овладению знаниями и представлениями о народных художественных промыслах (декоративно-прикладные, художественно-речевые, музыкальные);

- опора на возрастные и индивидуальные особенности детей;

- учёт интересов, предпочтений, склонностей, уровня развития каждого ребёнка;

- взаимосвязь работы по приобщению детей к народной культуре со всеми направлениями воспитательно-образовательной работы (познавательным, социально-нравственным, речевым развитием).

Таким образом, процесс приобщения детей к народной культуре строится на интегративной основе и представляет значимою ценность для развития личности дошкольника, его творческой изобразительной деятельности.

Именно с дошкольного возраста начинается приобщение детей к русской народной культуре, которая помогает детям осознать, понять и приобщиться к традициями своего народа. Эта проблема раскрывается в работах Т. С. Комаровой, Л. В. Компанцевой, Т. Я. Шпикаловой и др.Они отмечают большое значение работы по введению детей в народную культуру, представленную художественными промыслами, раскрывают её содержание, принципы, технологии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народная культура как феномен воспитательно - образовательного процесса ДОУ

Автор: Кравченко Татьяна Александровна

Дата: 28.06.2016

Номер свидетельства: 336423

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства