Моделирование как средство развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ
Моделирование как средство развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ
Если ребенок умеет построить какую-либо модель изучаемого понятия, процесса, явления, ситуации, отношения и описать ее математическим языком, значит, он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Именно через работу с геометрическим материалом на основе модельного подхода возможно формировать и развивать математическое мышление ребенка с трудностями в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование как средство развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ»
Моделирование как средство развития мыслительной деятельности у детей с ОВЗ
Моделирование, как деятельность, изначально ориентированная на сенсомоторные функции психики, рассчитанная на максимальное использование и стимуляцию образного мышления, является наиболее эффективным способом обучения детей с ЗПР. При этом основой для формирования геометрических представлений является собственная моделирующая деятельность ребенка с адекватными моделями изучаемых понятий и отношений. Эта позиция в полной мере отражает современный взгляд на необходимость построения учебного процесса на основе деятельностного личностно-ориентированного подхода к организации обучения.
Для ребенка дошкольного возраста с проблемами в обучении считаю оптимальным вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения психологических особенностей детей, так и с точки зрения усвоения понятий.
Дидактически действие моделирования является как раз тем общим способом действия, который отражает специфику математического описания действительности. Если ребенок умеет построить какую-либо модель изучаемого понятия, процесса, явления, ситуации, отношения и описать ее математическим языком, значит, он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Именно через работу с геометрическим материалом на основе модельного подхода возможно формировать и развивать математическое мышление ребенка с трудностями в обучении.
Иными словами, ребенок может действовать собственными руками, а не только наблюдать за действиями педагога.
Данная деятельность должна быть привлекательной для ребенка, ему должно нравиться то, что у него в руках, и то, что у него получается в результате его собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон этой деятельности вызовет познавательный интерес, создаст благоприятные условия, как для запоминания, так и для усвоения.
По мере «вызревания» наглядно-образного мышления (следующая ступень) моделирующая деятельность ребенка в процессе обучения постепенно включает и более абстрактные (но по-прежнему чувственно воспринимаемые) способы моделирования - схематический, графический. Символическое моделирование, как наиболее абстрактный вид моделирования, нецелесообразно вводить на ранних этапах бучения, поскольку символика без осознания ее смысла не принесет большой пользы. Не случайно раннее обращение к арифметической символике (знаки чисел, действий и т.п.) при обучении детей с задержкой развития вызывает такие трудности: уровень развития мышления еще «не созрел» для правильного восприятия и понимания символических математических моделей предметов и явлений (а именно таковыми являются количественные арифметические модели, изучаемые в процессе традиционной математической подготовки дошкольника и в начальной школе). Именно поэтому при изучении арифметического материала необходимо многократно повторять изучаемый материал, вплоть до его заучивания наизусть.
Что касается содержания, то, с точки зрения модельного подхода, оно должно носить преимущественно геометрический, а не арифметический характер. Во-первых, геометрическое содержание дает возможность построить работу с ребенком на основе восприятия и осознания формы объектов (а не только количественных его характеристик). Признак формы позволяет на первых порах полностью работать с вещественными моделями, воспринимаемыми сенсорикой ребенка. На следующем этапе подключаю использование схематических и графических моделей (рисунков, схем, чертежей), адекватных постепенно развивающемуся наглядно-образному стилю мышления (зона ближайшего развития для ребенка дошкольника с ЗПР). Анализ формы во многих случаях приводит к количественным оценкам, т.е. такое построение содержания не исключает знакомства и с количественными отношениями, но они являются на первых порах сопутствующими и не перегружают несозревшее восприятие ребенка абстрактной математической символикой. Во-вторых, психологи давно высказывают мысль, что насыщение первоначального знакомства ребенка с математикой на основе арифметического содержания не соответствует действительно «детскому пути вхождения» в математику. В свое время Ж.Пиаже отмечал, что ребенок воспринимает и научается выделять пространственные характеристики объектов раньше, чем их количественные характеристики.