Модель взаимодействия педагогов ДОУ по формированию координации движения у детей с общим недоразвитием речи.
Модель взаимодействия педагогов ДОУ по формированию координации движения у детей с общим недоразвитием речи.
В статье представлена модель взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения по формированию координации движения детей с общим недоразвитием речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель взаимодействия педагогов ДОУ по формированию координации движения у детей с общим недоразвитием речи.»
Модель взаимодействия педагогов ДОУ по формированию координациидвижения у детей с общим недоразвитием речи.
Проблема взаимодействия педагогов детского сада на современном этапе развития общества актуальна. Прежде всего, это ассоциируется, с тем, что детский сад, являясь одним из основных институтов социализации и воспитания дошкольника, не может осуществлять данные процессы эффективно и оптимально для развития ребенка без сотрудничества и перманентного взаимодействия всех работников ДОУ. Взаимодействие педагогического коллектива является важным направлением деятельности ДОУ, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада.
Общее недоразвитие речи (ОНР) выражается различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к их звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя. Неполноценная речевая деятельность в свою очередь накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Детям с ОНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, также присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении заданий.
В этой связи, формирование двигательных функций организма является наиболее важным аспектом в коррекционно-развивающей работе по преодолению ОНР у детей, в силу того, что речевое развитие неразрывно связано с развитием движений, которые непосредственно сочетается с формированием координации, уровень сформированности которой определяется диагностикой. ( Т. Б. Филичева).
Разработанная система представляет собой модель взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения по формированию координации движения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Особенностью системы является то, что первоначально подобраны и описаны те виды движения, которые способствуют формированию координации, а именно различные виды ходьбы, бега, прыжки в высоту, ползание и действия с мячом.
Данная модель может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях для формирования координации движения у детей с общим недоразвитием речи. При этом инструктор физического воспитания, учитель – логопед, воспитатель взаимодействуют между собой, хотя работают каждый в своём направлении подчинённом системе.
Представлены те виды движений, которые направлены на формирование координации, так же определены задачи по обучению и совершенствованию этих двигательных навыков.
Так же представлена сама система взаимодействия педагогов по формированию координации движений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. При этом работа над различными видами движений распределена во времени и педагогам – инструктор физического воспитания, учитель-логопед, воспитатель.
Представляет интерес не только распределение во времени всех указанных основных видов движений, но и то, что каждому педагогу отведена своя роль в формировании координации движения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В тоже время действия педагогов объединены в рамках системы.
Система построена таким образом, что первоначально идёт обучение на физкультурных занятиях, которые проводит инструктор физического воспитания, затем он повторяет движения для закрепления техники их выполнения и совершенствования. При этом, действия на физкультурных занятиях оречевляются: так дети произносят имитационные звуки (например: «рокот самолёта» [ж-ж-ж], «накачивание шины» [ш-ш-ш], «шарик сдувается» [с-с-с], «пчела летит» [з-з-з]), отдельные слоги – «ах», «ох», «ой», «ух», некоторые слова – «налево», «направо», «высоко», «вверх», «быстро», «легко», а так же словосочетания – «прыгну высоко», «побегу быстро», «иду аккуратно» и так далее. Кроме того используются различные считалки, зачины и стихи.
На этапе закрепления воспитатель использует те же движения в подвижных играх на прогулке, а учитель-логопед на логопедических занятиях.
Например:
- инструктор физического воспитания на физкультурном занятии разучивает прыжки с высоким подниманием ног;
- воспитатель на прогулке проводит игры «Удочка», «Журавлик»:
- учитель-логопед на логопедическом занятии использует физ. минутки «Мячики», «Кузнечики», «Лошадки».
или
- инструктор физического воспитания обучает детей технике передачи мяча;
- воспитатель проводит игру «Не урони мяч»;
- учитель-логопед ритмические игру «Съедобное - несъедобное».
Кроме того, учитель-логопед на своих занятиях также сочетает движение и речь, используя различные физ. минутки.
Данная система способствует формированию координации движений и речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.