Методические рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Игра имеет большую роль при формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Играя, ребенок познает мир природы, учится общаться с животными и растениями, может взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра – это способ осмысления природы. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.
В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у него экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решаются с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Таким образом:
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;
Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только живого организма, но экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста »
Методические рекомендации для воспитателей по организации игровой деятельности в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста
Игра имеет большую роль при формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Играя, ребенок познает мир природы, учится общаться с животными и растениями, может взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра – это способ осмысления природы. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.
В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у него экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решаются с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Таким образом:
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;
Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только живого организма, но экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений;
Участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, понимать важность охраны природы и осознанно выполнять нормы поведения в лесу, на реке, в парке.
В сборнике представлены игровые обучающие ситуации (далее ИОС), дидактические игры, подвижные и сюжетно – ролевые игры.
Игры можно включать в любую форму экологического образования детей, использовать в наблюдениях, экскурсиях, беседах, режимных моментах и других видах организации детской деятельности. Игры можно сочетать с чтением познавательной литературы, просмотров слайдов и видеофильмов. Они помогают формировать у детей отчетливые реалистические представления о природе и вырабатывать определенные необходимые навыки образовательной области «Познавательное развитие».
Виды игр:
Игровые обучающие ситуации
ИОС с привлечением игрушек-аналогов. Их можно использовать при ознакомлении детей с разными животными, а также при сопоставлении игрушечного и живого предмета.
Наблюдение за хвойным деревом
Цель: выяснить, чем отличается хвойное дерево от искусственной елочки.
Ход наблюдения: Воспитатель обращает внимание то, что живое дерево стоит на одном месте. У игрушечной елки есть ствол, ветки, иголки, но нет корней: ее можно носить и ставить где угодно, с ней можно играть. Живое дерево растет, а игрушка всегда остается неизменной. Живая ель пахнет хвоей, одни иголки отпадают, а новые вырастают, все лето растут и созревают шишки. У искусственной елочки ничего не меняется, она пахнет пластмассой. Живая ель очень красива, она величественна и стройна, как пирамида. Искусственная елочка тоже красива, но по-своему: ее сделали умелые люди, она похожа на настоящую, ее можно наряжать, с ней можно играть.
ИОС с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям. К ним относятся: Чиполлино, Карлсон, Незнайка, Доктор Айболит. С образом Айболита у детей связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. Совершая игровые действия, Айболит выполняет важную для экологического образованию функцию - делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей.
Игровая ситуация «Добрый Доктор Айболит»
Цель: по определенным признакам выявить неблагополучные состояния обитателей уголка природы.
Ход игровой ситуации: Осматривая аквариум с рыбами, Айболит рекомендует долить воды или заменить ее на свежую, включать почаще рефлектор для растений и водорослей, разнообразить корм рыб. При осмотре комнатных растений, доктор прописывает им «лекарство» от истощения: удобрения, пересадка, подрезка, дополнительный полив, то есть то, что необходимо делать с ними весной.
ИОС с различными вариантами игры в путешествия. Сюда можно отнести, такие игры, как: «Прогулка по зимнему лесу», «Туристы» и другие. Если воспитатель продумает главные и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику, игра станет интересной и полноценной.
Игра «Посещение зоопарка»
Цель: знакомство детей с животными зоопарка и условиями их содержания.
Ход игры: воспитатель играет роль директора зоопарка, дети – роль посетителей. Сопутствующие роли: шофер автобуса; кассир, продающий билеты в зоопарк; контролер, который проверяет билеты и напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, у кого дети покупают мороженое и конфеты. Потом дети повторяют правила поведения в зоопарке и идут смотреть зверей.
Дидактические игры
Большую роль в закреплении знаний детей о природе могут сыграть дидактические игры. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождливую погоду и не требуют специальной подготовки.
Игра «Природа – не природа»
Цель: уточнить представление детей о природе и природных явлениях.
Ход игры: Педагог перечисляет ряд слов, а дети соответственно на них реагируют. Если слово относится к природе – хлопают и прыгают на месте, если не относится – стоят спокойно. Примерный перечень слов – небо, солнце, машина, дом, ветер, кресло, дерево, кирпич, колодец, дождь, червяк, вулкан, завод, камень, гора, белка, радуга, гриб, снег, снеговик.
Игра «Да – нет»
Цель: закрепить навыки о временах года, развивать внимание, формировать представление о взаимосвязи растений с явлениями неживой природы.
Ход игры: Педагог читает рифмованные строки, а дети на них реагируют: если согласны с утверждением педагога, они поднимают большие пальцы вверх и кричат «Да!», если не согласны, кричат «Нет».
- Все знают, что летом тепло.
- Летом в шубе хорошо.
- Летом много цветов.
- Летом нету снегов.
- Летом птицы улетают.
- Значит, птицы прилетают?
- Птицы птенчиков выводят и заботятся о них.
- Летом цветочки все расцветают.
- Летом речки замерзают.
- Много летом фруктов, ягод, овощей.
- Можно из малины наварить нам щей.
- Будем кушать фрукты и станем здоровей.
- Знает вся детвора: лето – чудная пора!
Игра с мячом «Сделай слово ласковым»
Цель: помочь детям превращать имена существительные в уменьшительно-ласкательную форму (слова о природе).
Ход игры: Педагог бросает ребенку мяч и говорит обычное слово, а ребенок делает это слово ласковым и возвращает его педагогу (например, солнце – солнышко, снег – снежок, кошка – кошечка, собака - собаченька).
Игра «Жизнь жука»
Цель: выяснить, что дети знают о жуках, показать их образ жизни.
Ход игры: Предложить детям побыть жуками. Волшебные слова для превращения:
Я жук, я жук, (указывать ладошками на себя).
Я здесь живу. (вытянуть руки вперед ладошками вверх).
Жу-жжу, жу-жжу: (руки-крылья сзади, быстро ими шевелить).
«Ж-ж, ж-ж».
Педагог – жук – мама, дети – жуки – малыши. По примеру педагога, дети ползают, летают и жужжат: «Жук жужжит, когда летит»; лакомятся цветочным нектаром; засыпают на цветке; падают на спинку; барахтаются и жалуются:
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
Педагог дотрагивается до каждого жука-ребенка и «переворачивает» его.
Игра «Звери».
Цель: предоставить детям возможность повторять движения и повадки диких зверей.
Ход игры: Дети – звери стоят в кругу. Руками они закрыли лица, как будто спрятались от всех за дверями. Педагог ходит внутри круга, и постукивает в «двери» каждой «зверушки» и говорит:
Не стучите в эти двери Если будите стучать -
Спят уже, наверно, звери! Звери могут зарычать!
Р-р-р-р!
Если прозвучит слово «зарычать», зверушки выглядывают из своих укрытий и рычат. Педагог отскакивает от них.
Игра – загадка «Угадай, кто это».
Цель: угадывать знакомых насекомых и называть их.
«Больше всех мои глаза!» - любить хвастать …(стрекоза).
Согнувшись под ношей тяжелой своей, тащит травинку в дом…(муравей).
Кровь попить у детворы любят летом…(комары).
Лезут в немытые чашки, стаканы, в доме грязнуль любят жить…(тараканы).
Бежит по ладошке быстро и ловко, в точечках черных вся…(божья коровка).
Если светятся жучки, их зовите…(светлячки).
Слышим мы гудящий звук – то летит к нам…(майский жук).
Игра «Птицы».
Цель: закрепить название птиц, воспитывать к ним бережное отношение.
Ход игры: Педагог читает текст о птицах, а дети останавливают его там, упоминается не птица.
Прилетели птицы: Мухи и стрижи…
Голуби, синицы,
Остановка и пояснение, педагог читает дальше.
Прилетели птицы: Аисты, вороны,
Голуби, синицы, Галки, макароны…
Остановка и пояснение, педагог продолжает.
Прилетели птицы: Страусы, чижи…
Голуби, куницы,
Остановка и пояснение, продолжение игры.
Прилетели птицы: Болтики, кукушки,
Голуби, синицы, Ванечки, ватрушки…
Остановка и пояснение, продолжение игры.
Прилетели птицы: Чибисы, чижи,
Голуби, синицы, Пеночки, стрижи,
Аисты, кукушки, Лебеди и утки -
Даже совы - сплюшки, Вот спасибо шутке!
Игра «Экологическая аптека Доктора Айболита»
Цель: продолжать формировать представления детей о лекарственных
растениях и их использовании человеком.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях, ребенок называет это растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором». Аналогично можно провести игры с другими названиями «Цветы луговые», «Ягоды», «Грибы».
Игра «Угадай, что в руке»
Цель: различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Ход игры: Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, фруктов и ягод. Дети должны отгадать. Воспитатель называет, например, груша и просит определить, у кого она находится.
Игра с мячом «Я знаю…»
Цель: формировать умение называть несколько природных объектов одного вида.
Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребенок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий цветов» и перечисляет (ромашка, василек, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребенку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и т.д.
Подвижные игры
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего образования детей дошкольного возраста. Ребенок знакомится с миром природы, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, которые его окружают. В игре формируется честность, дисциплинированность, чувство справедливости, бережное отношение к природе. Она развивает внимание, быстроту реакции, ловкость, самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки и поведение.
Игра «Лохматый пес»
Цель: закрепить движения пса: вскакивать, рычать, лаять; развивать быстроту реакции.
Ход игры: Из числа играющих выбирают пса, он сидит в стороне. Дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес,
В лапки свой, уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит,
Может, дремлет, может, спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что же будет?
Дети тихо подходят к псу и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим псом.
Игра «Рыбачок и рыбки»
Цель: вспомнить название рыб, представление об их передвижении в воде, развивать координацию коллективных действий.
Ход игры: Перед началом игры воспитатель спрашивает у детей, каких рыб они знают, где эти рыбки живут. Потом предлагает поиграть в игру. На площадке чертиться большой круг. Один из играющих рыбачок - находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай нас на крючок». На последнем слове рыбачок выбегает из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный, становится рыбачком, и идет в центр круга.
Игра «Кот идет»
Цель: поддерживать инициативу детей при показе действий кота – ходит мягко, крадется, хитро улыбается; развивать ловкость и быстроту.
Ход игры: Среди играющих выбирается кот. Он находится в углу зала, в своем доме. Остальные игроки – мыши, они размещаются в норах. Ведущий выходит на середину зала и говорит:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усталый кот-злодей.
Мыши выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:
Тра-та-та, тра-та-та, не боимся мы кота.
По сигналу ведущего «Кот идет!» все мыши застывают. Если какая-нибудь из них шелохнулась, кот забирает ее к себе, в дом. Он ловит мышей до тех пор, пока водящий не скажет «Кот ушел». Пойманные мыши не принимают участия в игре до смены нового кота.
Игра «Птички в гнездышках »
Цель: вспомнить повадки птиц – ходить как птички, кивать головкой, клевать корм; учить бегать врассыпную, действовать по сигналу водящего.
Ход игры: Дети приседают на корточки на площадке. Это гнездышки. По сигналу водящего все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются разные стороны, приседают, разыскивая, корм и снова летают. По сигналу «Птички, в гнездышки!» они возвращаются на свои места. Водящий следит, чтобы птички действовали по сигналу, улетали как можно дальше и возвращались бы только в свое гнездышко. Водящий приучает детей быть внимательными, уступать место бегущим навстречу, чтобы не столкнуться, учит детей выпрыгивать из гнездышек.
Игра «Танец животных и растений»
Цель: развивать у детей старшего дошкольного возраста способность превращаться в животное или растение.
Ход игры: Детям предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 5—10 минут стать им, «переняв его форму, движения, повадки, звуки». О своем выборе они не объявляют. Надо ползать, прыгать, летать, расти, при этом взаимодействуя с другими. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства. В заключение всем другим детям предлагается угадать животное или растение, которое было показано в игре. А участнику предлагается объяснить, почему он выбрал то или иное растение или животное.
Игра «СОВА»
Цель: дать детям возможность подражать голосам животных, развивать творческую активность.
Ход игры: Выбирается сова, которая садится в гнездо и до определенного времени спит. Остальные дети бегают вокруг совы. Одни квакают как лягушки, другие блеют как козлята. По сигналу ведущего «Ночь», сова открывает глаза и отправляется на охоту (воспитатель объясняет, что сова всегда днем спит, а охотится ночью). Все должны замереть. А кто пошевелится, должен выполнить определенное задание (пошипеть как гусь, закукарекать как петух, залаять как собака, закрякать как утка, замычать как корова, заржать как лошадь и т.д.).
Игра «Лиса и заяц»
Цель: показать, как крадется лиса, как бегает и прыгает зайчик, развивать быстроту и чувство взаимопомощи между детьми.
Ход игры: перед началом игры считалками выбирают Лису и Зайца. Все участники игры встают в круг, берут друг друга за руки. Заяц находится внутри круга, а Лиса – за кругом. Лиса старается войти в круг и поймать Зайца, но участники игры не дают ей этого сделать, закрывая проходы, опуская руки или приседая. Если же Лисе все же удалось пробраться в круг, участники немедленно выпускают из круга Зайца. Заяц оказывается снаружи, и теперь участники стараются не выпустить из круга Лису. Если же Лисе каким-то образом удается из круга выбраться, Зайцу придется спасаться бегством. Как только Зайца поймали (а для этого Лисе достаточно коснуться его плеча), выбирается новая пара. Игру можно усложнить, выбрав одного Зайца и двух Лис.
Игра «Сосны, елочки, пенечки»
Цель: развивать самостоятельность при показе разных видов деревьев, внимание и умение действовать по сигналу воспитателя, воспитывать бережное к деревьям отношение.
Ход игры: воспитатель просит детей построиться в круг, взявшись за руки. Дети начинают движение по кругу. В качестве сопровождения игры может звучать негромкая музыка. Неожиданно воспитатель дает команду «Елочки!». Дети, продолжая движение по кругу, поднимают руки над головой, показывая, какие высокие выросли елочки в лесу. Воспитатель дает команду «Сосны!». Дети, продолжая движение по кругу, разводят руки в стороны, показывая какие длинные ветки, выросли на соснах. По команде «Пенечки!» дети продолжают движение в полуприседе. Воспитатель чередует команды. Игра продолжается до тех пор, пока к ней сохраняется интерес.
Сюжетно – ролевые игры
Включение элементов сюжетно-ролевой игры в процесс экологического образования детей создает эмоциональный фон, благодаря которому они быстрее запоминают новый материал. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Сущность игры заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Игра «Веселая ферма»
Цель: познакомить детей с новой профессией «фермер», формировать умение играть по собственному замыслу, поддерживать инициативу и стимулировать творческую активность детей в игре.
Ход игры: Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя. Воспитатель читает стихотворение «Фермер».
Расскажу я вам, ребята, Он растит для нас томаты.
Фермер – это кто такой. Весь в трудах он день-деньской!
Воспитатель рассказывает детям кто такие фермеры, чем они занимаются, и предлагает детям отправиться в путешествие на «Веселую ферму» на автобусе. Читает стихотворение Ю. Юмовой «Ферма» и проводит экскурсию по ферме.
Потом воспитатель предлагает детям потрудиться там, где им понравится.
Ролевые действия: фермер – намечает план работы; животновод – ухаживает за животными; птичница – ухаживает за домашней птицей; доярка – доит коров; пастух – отвечает за животных.
По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, помогает реализовывать в игре впечатления, полученные детьми раннее. В конце игры все садятся в автобус и возвращаются в детский сад.
Игра «Поливаем огород»
Цель: пополнить запас знаний об овощах, фруктах и ягодах.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:
Дождик долго не идет,
Поливаем огород.
В лейку воду набираем
И на грядке поливаем...
Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». Если ребенок ошибается, он пропускает ход. Долго думать и менять ответ не разрешается. Затем в роли поливальщика выступает другой ребенок. Кто больше всех пропустил ход, тот должен выполнить задание, которое придумают для него дети.
После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.
В землю голову он спрятал, Зеленый, полосатенький
Остры стрелы обнажил, В середине сладенький.
Если был бы он послаще, (Арбуз)
Я бы с ним тогда дружил. У кого одна нога,
(Лук) Да и та без башмака?
Золотое решето (Гриб).
Черных домиков полно.
(Подсолнух)
Игра «Экскурсия в оранжерею»
Цель: закрепить навыки детей о росте и развитии растений, о способах ухода за ними, воспитывать любовь к этим растениям.
Ход игры: воспитатель говорит, что сегодня к нам в гости приехал специалист из оранжереи (ребенок, выбранный заранее воспитателем), который предлагает пройти в его оранжерею, где можно узнать много нового из жизни растений. В оранжерее работают садовники, они рассказывают детям, как правильно ухаживать за растениями, как часто их нужно поливать, какими полезными свойствами обладает то, или иное растение.