Цель: закрепить знания о названии посуды ; о обобщающем понятии посуда.
- Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож. Все эти предметы можно назвать одним словом — посуда.
2. Дидактическое упражнение «Что это?»
Цель: упражнять в подборе глаголов; развивать фразовую речь.
Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.
3. Дидактическая игра «Чего не хватает?»
Цель: развивать зрительное внимание и память; активизировать словарь по теме Посуда.
- Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?
4.Дидактическая игра «Что для чего?»
Цель: упражнять в классификации посуды – кухонная, столовая, чайная, декоративная. Закрепить знания об обобщающем понятии посуда.
Рассмотреть с детьми посуду, поговорить о её назначении :
— Кухонную посуду ( в котором готовят пищу) ;
— Столовая ( из которой едят )
— В котором хранят продукты;
— Декоративная посуда ;
Кроме того есть столовые принадлежности — ложки, вилки, нож.
5. Дидактическая игра «Разговор про кастрюлю» ( кружку, тарелку)
Цель: упражнять в изменении слова «кастрюля» ( кружка, тарелка) в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).
Воспитатель задает вопросы:
На кухне есть большая .... кастрюля кружка тарелка
На кухне нет …. Кастрюли кружки тарелки
Я взяла .... кастрюлю кружку тарелку
Я мечтаю о красивой ... кастрюле кружке тарелке
На столе стоит подставка под … кастрюлей кружкой тарелкой
6. Дидактическая игра «Где живут продукты? »
Цель: образование существительных с суффиксами –ниц-, -онк-
Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей название домика.
Цель: упражнять в подборе слов – антонимов, активизировать словарь детей.
- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.
Ложка чистая – ложка ( грязная).
Тарелка глубокая – тарелка ( мелкая).
Чашка большая – чашка (маленькая).
Сковорода тяжелая – сковорода (легкая).
Ножик старый – ножик (новый).
Мелкая тарелка – тарелка (глубокая)
Тяжелая кастрюля – кастрюля (лёгкая)
Горячий чайник – чайник (холодный)
Чистый стакан – стакан ( грязный)
Новый кофейник – кофейник ( старый)
Острый нож – нож (тупой )
Мокрая ложка – ложка (сухая)
9.Дидактическое упражнение «Из чего сделана посуда?»
Цель: Упражнять в согласовании прилагательных с существительным.
Проводится с перекидыванием мяча. Логопед называет предмет, Дети – прилагательное характеризующее материал, из которого он сделан. Например:
Вилка из металла. Они какая? Металлическая вилка
Ложка из дерева. Они какая? Деревянная ложка Тарелка из пластмассы. Она какая? Пластмассовая тарелка Ваза из хрусталя. Она какая? Хрустальная ваза
Чашка из фарфора. Какая чашка? – Фарфоровая чашка
Если нож из стали. Какой он? Стальной нож
Если тарелка из картона. Какая она? Картонная тарелка
Если кувшин из глины. Какой он? Глиняный кувшин
Если блюдце из стекла. Какое оно? Стеклянное блюдце
10.Дидактическое упражнение «Материал »
Цель: упражнять вобразовании притяжательных прилагательных. Посуда из стекла - стеклянная Посуда из фарфора - фарфоровая Посуда из металла - металлическая Посуда из пластика - пластиковая Посуда из дерева - деревянная Посуда из пластмассы - пластмассовая Посуда из бумаги - бумажная
11. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: Упражнять в умении обобщать. Развивать логическое мышление.
Кровать, сахарница, кастрюля.
Хлебница, солонка, ананас, чайник.
Дуршлаг, ложка, автобус, бидон.
Сито ,врач, салатник, графин.
Стакан, кресло, кувшин, миска.
Мячик, блюдце, солонка, тарелка.
Скалка, нож, нос, сковорода.
12. Дидактическая игра «Один, два, пять»
Цель: упражнять всогласовании числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Цель: Упражнять в составлении предложений с предлогамив, на, под, у, за, из, к, между с заданным словом.
Составить предложения со словом кастрюля (тарелка, чайник, ложка и т.д.), употребляя «маленькие» слова (предлоги) в, на, под, у, за, из, к, между.
Под чашкой стоит блюдце.. За шкаф упала ложка.
В чайнике кипит вода. Между ложкой и ножом стоит тарелка.
На плите стоит кастрюля. У сахарницы отломилась ручка.
20.Дидактическая игра «Ложки - стаканы»
Цель : Упражнять в употреблении предлогов в, на, под, у, за, из, к, между.
Каждому ребенку воспитатель выдает пластиковый стакан и ложку.
Воспитательдемонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их:
- Я положила ложку в стакан.
- Я достала ложку из стакана. И т. д
Дети выполняют инструкции воспитателя:
- Положи ложку в стакан.
- Достань ложку из стакана.
20. Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Цель: Упражнять в употреблении глаголов.Упражнять в подборе и рифмовании слов.
Назовите сказку, в которой рассказывается о Федоре и о том, что с ней произошло?
( «Федорино горе». Чуковский). Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.
Про Федору расскажите и слова назовите:
Посуда была у Федоры, посуде с ней было горе:
Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла),
Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила),
Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала.
Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите.
Дидактические игры с мячом.
а)«Назови ласково» тарелка – тарелочка; сковородка – сковородочка и т.д.
б)«Раздели на слоги»
Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов и возвращаете мне мяч.
Чашка ножик
тарелка вилка
блюдце чайник
ложка посуда
в)« Выполнить звуковой анализ слов» ( нож, ваза, миска )
«Хлопки».
Деление слов на слоги хлопками. Дети делят слова на слоги по тем же разложенным картинкам. У каждого ребёнка по четыре предметных картинки по теме « Посуда».
Когда все слова будут разделены на слоги, картинки воспитатель убирает со столов.
Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов
- Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.
Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте, По какой тарелке стучит ложечка.
Дидактическое упражнение «Сказка о чайнике»
Цель: развивать память, связную речь.
Послушай сказку, выучи ее: «Сказка о чайнике» Жил – был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый - препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили и чай из него пили.
Теперь придумай такую же сказку о каком – либо предмете посуды. Нарисуй чашку и блюдце из одного чайного сервиза.
Дидактическая игра «Разбитые чашки»
Цель: упражнять в умении составлять целое из частей.
Логопед выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображением чашек.
- Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту.
На завтрак Наташе
Сварили две каши.
На выбор две каши
Для нашей Наташи.
Не стала есть кашу
Каприза Наташа.
Разбила две чашки
Вертушка Наташа.
- Помогите мне, пожалуйста, склеить чашки, которые разбила Наташа. Они выглядят вот так, как эта чашка на картинке.
Дети собирают разрезные картинки. Логопед помогает, если это необходимо.
- Представьте себе, что вы — пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться).
И вот нет терпения!
Кипит вода, пар из носика валит!
Слышится свист. Дети сопровождают текст действиями.