kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Мнемотехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехника как средство познавательногоразвития детей старшего дошкольного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Мнемотехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


«МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»










Музыкальный руководитель

МБДОУ «Ясли-сад №279 г. Донецка»

Целых Ольга Васильевна



























Донецк 2024

Учеными доказано, что в музыкальном образовании дошкольников успешно используется метод моделирования: музыкальное мышление ребёнка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. А мнемотехника – это часть моделирования.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это технология развития памяти, система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основные приёмы основаны на: ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Цель обучения мнемотехнике:

Развитие общих музыкальных, а также физических и умственных способностей дошкольников посредством мнемотехники.

Задачи мнемотехники:

- осваивать методы и приёмы запоминания, осознанно применять их на практике;

- формировать ассоциативное мышление;

- развивать зрительную, слуховую память, внимание, воображение.

Структура мнемотехники строится от простого к сложному:

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово или словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, как предмет, так и действие.

Мнемодорожка – это последовательность четырёх или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию.

Мнемотаблица – это таблица, поделённая на квадраты, в каждый из квадратов заложена определённая информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Расматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется воспроизведение информации с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
В основном в практике используются мнемотаблицы. При помощи мнемосхем можно облегчить процесс запоминания и разучивания материала. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям в игровой форме выстраивать последовательность запоминаемого материала, делают музыкальные занятия более интересными и продуктивными, повышают активность детей, сокращают время обучения.

А ещё можно применять на практике простые приёмы мнемотехники – это мнемоквадраты. С помощью мнемоквадратов можно в начале занятия с детьми в музыкально - ритмических движениях использовать разучивание элементов танца и основных видов танцевальных перестроений. Или в конце занятия предложить детям поиграть в игру «Изобрази картинку движениями».

Следующий приём мнемотехники, который используется на занятиях – это мнемодорожки. Мнемодорожки помогают детям при развитии ритмического слуха. Запоминание ритмического рисунка по картинке для детей - увлекательная игра.

Мнемодорожки можно использовать для сообщения детям общих теоретических знаний о музыке. Например, «Музыкальные средства выразительности» («Громко – Тихо», «Медленно – Быстро», «Весело – Грустно»), «Музыкальные жанры» (Песня – Танец - Марш), «Музыкальные инструменты» и т.д.

Слушание музыки с использованием мнемодорожек способствует осознанному восприятию материала.

Использование мнемодорожек в слушании музыки развивает память, речь, эмоциональную отзывчивость, побуждает к творческой активности. И ещё один самый распространённый приём мнемотехники – это мнемотаблицы.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию дошкольников, является - пение. На музыкальных занятиях недостаточно времени для разучивания и закрепления песенного материала, приёмы мнемотехники обеспечивают успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Детям нравится, так как заучивание материала проходит в игровой форме (наглядно и понятно), но при этом сохраняет образовательную, обучающую функцию. 

С помощью мнемотаблицы можно быстро выучить танец экспромт. Такой игровой приём можно использовать на празднике или развлечении с родителями, например: конкурс «Угадай или спой песню по картинке» или «танцуй танец по картинке». 

Главную роль при разучивании произведения в оркестре играет ритмическая наглядность. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить ритмический рисунок музыкального произведения, способствуют лучшему запоминанию оркестровой партитуры, повышают интерес к игре на детских музыкальных инструментах.

Использование приёмов мнемотехники можно применять индивидуально в домашних условиях с детьми и родителями, например, при подготовке индивидуального номера к празднику.

Совместно с педагогами ДОУ можно подбирать методический материал для заучивания по мнемотаблицам артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, потешек, стихов, загадок. 

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: чтобы процесс запоминания материала происходил интересно, легко и непроизвольно, 

метод наглядного моделирования (мнемотехники) можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста. Считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, удобна в работе, как для музыкального руководителя, так и для воспитателей и специалистов ДОУ.

 

Я слышу и забываю.

Я вижу и запоминаю.

Я делаю и понимаю.

Конфуций

 

 















Литература



  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.

  2.  Зиганов М,   Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления- http://lib.rus.ec/b/177305/read

  3.  Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения: Мнемотехника, Эйдотехника. - М., 2003.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Целых Ольга Васильевна

Дата: 12.02.2024

Номер свидетельства: 645532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства