Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Мнемотехника как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста"»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«МНЕМОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Музыкальный руководитель
МБДОУ «Ясли-сад №279 г. Донецка»
Целых Ольга Васильевна
Донецк 2024
Учеными доказано, что в музыкальном образовании дошкольников успешно используется метод моделирования: музыкальное мышление ребёнка можно развивать с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для детей форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. А мнемотехника – это часть моделирования.
Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это технология развития памяти, система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Основные приёмы основаны на: ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Цель обучения мнемотехнике:
Развитие общих музыкальных, а также физических и умственных способностей дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи мнемотехники:
- осваивать методы и приёмы запоминания, осознанно применять их на практике;
Структура мнемотехники строится от простого к сложному:
Мнемоквадрат– это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово или словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – это последовательность четырёх или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию.
Мнемотаблица – это таблица, поделённая на квадраты, в каждый из квадратов заложена определённая информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объём информации.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: Расматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется воспроизведение информации с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. В основном в практике используются мнемотаблицы. При помощи мнемосхем можно облегчить процесс запоминания и разучивания материала. Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом, и помогают детям в игровой форме выстраивать последовательность запоминаемого материала, делают музыкальные занятия более интересными и продуктивными, повышают активность детей, сокращают время обучения.
А ещё можно применять на практике простые приёмы мнемотехники – это мнемоквадраты. С помощью мнемоквадратов можно в начале занятия с детьми в музыкально - ритмических движениях использовать разучивание элементов танца и основных видов танцевальных перестроений. Или в конце занятия предложить детям поиграть в игру «Изобрази картинку движениями».
Следующий приём мнемотехники, который используется на занятиях – это мнемодорожки. Мнемодорожки помогают детям при развитии ритмического слуха. Запоминание ритмического рисунка по картинке для детей - увлекательная игра.
Мнемодорожки можно использовать для сообщения детям общих теоретических знаний о музыке. Например, «Музыкальные средства выразительности» («Громко – Тихо», «Медленно – Быстро», «Весело – Грустно»), «Музыкальные жанры» (Песня – Танец - Марш), «Музыкальные инструменты» и т.д.
Слушание музыки с использованием мнемодорожек способствует осознанному восприятию материала.
Использование мнемодорожек в слушании музыки развивает память, речь, эмоциональную отзывчивость, побуждает к творческой активности. И ещё один самый распространённый приём мнемотехники – это мнемотаблицы.
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию дошкольников, является - пение. На музыкальных занятиях недостаточно времени для разучивания и закрепления песенного материала, приёмы мнемотехники обеспечивают успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Детям нравится, так как заучивание материала проходит в игровой форме (наглядно и понятно), но при этом сохраняет образовательную, обучающую функцию.
С помощью мнемотаблицы можно быстро выучить танец экспромт. Такой игровой приём можно использовать на празднике или развлечении с родителями, например: конкурс «Угадай или спой песню по картинке» или «танцуй танец по картинке».
Главную роль при разучивании произведения в оркестре играет ритмическая наглядность. Мнемотаблицы помогают детям без особых усилий усвоить ритмический рисунок музыкального произведения, способствуют лучшему запоминанию оркестровой партитуры, повышают интерес к игре на детских музыкальных инструментах.
Использование приёмов мнемотехники можно применять индивидуально в домашних условиях с детьми и родителями, например, при подготовке индивидуального номера к празднику.
Совместно с педагогами ДОУ можно подбирать методический материал для заучивания по мнемотаблицам артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, потешек, стихов, загадок.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод: чтобы процесс запоминания материала происходил интересно, легко и непроизвольно,
метод наглядного моделирования (мнемотехники) можно и нужно использовать в системе работы с детьми дошкольного возраста. Считаю, что эта технология очень актуальна, полезна, удобна в работе, как для музыкального руководителя, так и для воспитателей и специалистов ДОУ.
Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Конфуций
Литература
Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления- http://lib.rus.ec/b/177305/read
Матюгин И.Ю., Чакаберия Е.И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения: Мнемотехника, Эйдотехника. - М., 2003.