kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации "Компьютер и ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Компьютер и ребенок"»

Компьютер и ребенок

Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:

  • - теперь каждый третий ребёнок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков,

  • - каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,

  • - большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,

  • - проблемным является рассказывание и свободное говорение,

  • - около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно,

  • отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.

Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.

Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т.д.

Проанализируйте влияние компьютера на вашу жизнь:

  1. - Кто «общается» с компьютером в вашей семье?

  2. - С какой целью используется компьютер?

  3. - Сколько времени ребёнок проводит за компьютером?

  4. - Легко ли отвлечь ребёнка от компьютера?

  5. - Подключён ли ваш компьютер к Интернету?

  6. - Как относитесь вы к увлечению компьютерными играми?

  7. - Можете ли влиять на предпочтения ребёнка в играх?

  8. Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных технологий в учебном процессе и при выполнении домашнего задания?

Выявите все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка:

  • - вызывает положительный интерес к технике, ребёнок легко оперирует любой бытовой техникой;

  • - развивает творческие способности;

  • - полностью захватывает сознание ребенка;

  • - устраняет страх перед техникой;

  • - формирует психологическую грамотность к овладению ПК;

  • - развивает воображение, моделируя будущее;

  • - воспитывает внимательность, сосредоточенность;

  • - помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;

  • - тренирует память, внимание;

  • - развивает быстроту действий и реакции;

  • - воспитывает целеустремленность;

  • - отрицательное влияние на физическое развитие;

  • - повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.

Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.

  • - содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;

  • - обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;

  • - способствует развитию гиподинамии;

  • - снижает интеллектуальную активность;

  • - ухудшает зрение;

  • - отставание в развитии речи.

Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Несомненно, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети и соблюдают ли правила обращения с техникой.

Памятка для родителей

  1. Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник), младший школьник – 10 минут, старший – 1,5 – 2 часа.

  2. - Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

  3. - В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.

  4. - Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

  5. - Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.

  6. - Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

  7. - В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.

  8. - После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз, заняться физическими упражнениями и играми.

Нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, совместным времяпровождением и т.п.), чтобы ему не надо было уходить от действительности, а компьютер занял достойное место. Основной потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим человеком, а не манипуляции с машиной. Предлагаю совместить общение и компьютер.


Примеры речевых игр, способных обеспечить развитие речи ребёнка с помощью техники и без неё:

- Звукоподражательные песенки («Р-р-р» - ты тигрёнок)
«Лошадка», «Барабанщик», «Моторчик»)
Развивают фонематический слух, подвижность органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание. На компьютере демонстрируется образец звучания или стимулирующая предметная картинка.

- Стихи, сопряжённые с пальчиковой гимнастикой («Мы писали, мы писали…»)

Способствуют развитию синхронности речи и движения, координации пальцевой моторики… Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В данном виде упражнения стимулирующим фактором может быть и совместность действия, и контакт физический при соприкосновении рук взрослого и ребёнка, и эмоциональность речевого сопровождения, и компьютерная поддержка ритмического рисунка стихотворения.

- «Глухой телефон». При передаче слов по цепочке улучшается физический слух, развивается воображение, активизируется словарный запас. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.

- «Города». Старая игра подбора слов на последнюю букву названного игроком слова. Можно предложить аналогичные игры - «Звери», «Растения»…Развивает не только словарный запас, но и анализаторные способности ребёнка. Компьютерная поддержка может быть в виде наглядной карты мира.

- Загадки, Ребусы. Дети совсем разучились разгадывать, додумывать: не сформировано образное мышление, словарь, сообразительность, скорость мыслительных операций.

- Чтение сказок. Простое перечитывание сказок развивает словарь, речевую память, эмоциональность речи. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками, они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. После чтения сказку можно обыграть.

- «Мультфильм». иллюстрации на компьютере озвучивать совместно с ребёнком – получится «свой мультфильм». Дети легко идут на любую выдумку и творчество.

- «Театр». Сказку можно и сыграть. Компьютер служит для демонстрации картин из сказки. Слова знакомы, поддерживаются аудиозаписью. Роли распределены между детьми и взрослыми. Вместо костюмов – перчаточные куклы.
Атмосфера полноценного общения создана эмоциональной близостью участников, лиричностью музыкального сопровождения, единством действий и вовлечённостью в игру.

- Рассказы в картинках. Картинок много в детских журналах, сюжетные и серии. Рассказывание по картинкам активизирует словарь ребёнка, формирует логику мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, связное высказывание… Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В школьном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых.

Компьютерные игры в качестве забавного времяпрепровождения и укрепления семейной связи между детьми и родителями могут стать традицией, как сказки на ночь, которая все еще существует во многих домах, прослушивание популярных радиостанций, совместный просмотр телевизора, пикник, кемпинг и т.д.

Большинство детских компьютерных игр стимулируют мозговую активность ребенка, развивают координацию, моторные навыки и улучшают языковые навыки, и при этом, создают прочную связь между ребенком и родителями, так как детская компьютерная игра может стать приятным семейным занятием. Главное, чтобы это занятие сближало участников эмоционально и развивало духовно, не ограничивая физически. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, очень важно, но не менее важными для его здорового эмоционального роста являются любовь и физическая активность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации "Компьютер и ребенок"

Автор: Соломина Нина Андреевна

Дата: 16.02.2021

Номер свидетельства: 573327

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной зависимости у детей и подростков. "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-roditieliam-po-profilaktikie-komp-iutiernoi-zavisimosti-u-dietiei-i-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "235532"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443725620"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "использование возможностей компьютера на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-vozmozhnostiei-komp-iutiera-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "191881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427379349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методические материалы к медиауроку биологии 10 класс на тему: Модификационная изменчивость адониса весеннего "
    ["seo_title"] => string(123) "mietodichieskiie-matierialy-k-miediauroku-biologhii-10-klass-na-tiemu-modifikatsionnaia-izmienchivost-adonisa-viesienniegho"
    ["file_id"] => string(6) "169514"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423415475"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Методические рекомендации учителю Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида "
    ["seo_title"] => string(114) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-uchitieliu-triebovaniia-k-uroku-v-spietsial-noi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "172827"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423886994"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методические рекомендации "Современный урок в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО" "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-sovriemiennyi-urok-v-nachal-noi-shkolie-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "216933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433178871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства