|   Компьютер и ребенок   Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удовольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:    - теперь каждый третий ребёнок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков,   - каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,   - большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,   - проблемным является рассказывание и свободное говорение,   - около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно,   отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.     Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.   Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т.д.   Проанализируйте влияние компьютера на вашу жизнь:    - Кто «общается» с компьютером в вашей семье?   - С какой целью используется компьютер?   - Сколько времени ребёнок проводит за компьютером?   - Легко ли отвлечь ребёнка от компьютера?   - Подключён ли ваш компьютер к Интернету?   - Как относитесь вы к увлечению компьютерными играми?   - Можете ли влиять на предпочтения ребёнка в играх?    Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных технологий в учебном процессе и при выполнении домашнего задания?     Выявите все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка:    - вызывает положительный интерес к технике, ребёнок легко оперирует любой бытовой техникой;   - развивает творческие способности;   - полностью захватывает сознание ребенка;   - устраняет страх перед техникой;   - формирует психологическую грамотность к овладению ПК;   - развивает воображение, моделируя будущее;   - воспитывает внимательность, сосредоточенность;   - помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;   - тренирует память, внимание;   - развивает быстроту действий и реакции;   - воспитывает целеустремленность;   - отрицательное влияние на физическое развитие;   - повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.     Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.    - содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;   - обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;   - способствует развитию гиподинамии;   - снижает интеллектуальную активность;   - ухудшает зрение;   - отставание в развитии речи.     Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!   Несомненно, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети и соблюдают ли правила обращения с техникой.  Памятка для родителей     Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник), младший школьник – 10 минут, старший – 1,5 – 2 часа.   - Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.   - В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.   - Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.   - Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.   - Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.   - В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.   - После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз, заняться физическими упражнениями и играми.     Нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, совместным времяпровождением и т.п.), чтобы ему не надо было уходить от действительности, а компьютер занял достойное место. Основной потребностью у человека должна быть потребность речевого общения с другим человеком, а не манипуляции с машиной. Предлагаю совместить общение и компьютер.      Примеры речевых игр, способных обеспечить развитие речи ребёнка с помощью техники и без неё:  - Звукоподражательные песенки («Р-р-р» - ты тигрёнок)  «Лошадка», «Барабанщик», «Моторчик»)  Развивают фонематический слух, подвижность органов артикуляционного аппарата, речевое дыхание. На компьютере демонстрируется образец звучания или стимулирующая предметная картинка.  - Стихи, сопряжённые с пальчиковой гимнастикой («Мы писали, мы писали…»)  Способствуют развитию синхронности речи и движения, координации пальцевой моторики… Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. В данном виде упражнения стимулирующим фактором может быть и совместность действия, и контакт физический при соприкосновении рук взрослого и ребёнка, и эмоциональность речевого сопровождения, и компьютерная поддержка ритмического рисунка стихотворения.  - «Глухой телефон». При передаче слов по цепочке улучшается физический слух, развивается воображение, активизируется словарный запас. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка.  - «Города». Старая игра подбора слов на последнюю букву названного игроком слова. Можно предложить аналогичные игры - «Звери», «Растения»…Развивает не только словарный запас, но и анализаторные способности ребёнка. Компьютерная поддержка может быть в виде наглядной карты мира.  - Загадки, Ребусы. Дети совсем разучились разгадывать, додумывать: не сформировано образное мышление, словарь, сообразительность, скорость мыслительных операций.  - Чтение сказок. Простое перечитывание сказок развивает словарь, речевую память, эмоциональность речи. При нормальном развитии у детей старшего дошкольного возраста самостоятельная речь достигает достаточно высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками, они проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их. После чтения сказку можно обыграть.  - «Мультфильм». иллюстрации на компьютере озвучивать совместно с ребёнком – получится «свой мультфильм». Дети легко идут на любую выдумку и творчество.  - «Театр». Сказку можно и сыграть. Компьютер служит для демонстрации картин из сказки. Слова знакомы, поддерживаются аудиозаписью. Роли распределены между детьми и взрослыми. Вместо костюмов – перчаточные куклы.  Атмосфера полноценного общения создана эмоциональной близостью участников, лиричностью музыкального сопровождения, единством действий и вовлечённостью в игру.  - Рассказы в картинках. Картинок много в детских журналах, сюжетные и серии. Рассказывание по картинкам активизирует словарь ребёнка, формирует логику мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, связное высказывание… Умение составлять, простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонематически правильно строить фразы, способствует овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. В школьном возрасте словарный запас ребенка постоянно увеличивается, но его качественное преобразование опосредованно участием взрослых.   Компьютерные игры в качестве забавного времяпрепровождения и укрепления семейной связи между детьми и родителями могут стать традицией, как сказки на ночь, которая все еще существует во многих домах, прослушивание популярных радиостанций, совместный просмотр телевизора, пикник, кемпинг и т.д.   Большинство детских компьютерных игр стимулируют мозговую активность ребенка, развивают координацию, моторные навыки и улучшают языковые навыки, и при этом, создают прочную связь между ребенком и родителями, так как детская компьютерная игра может стать приятным семейным занятием. Главное, чтобы это занятие сближало участников эмоционально и развивало духовно, не ограничивая физически. Развитие интеллектуальных способностей ребенка, несомненно, очень важно, но не менее важными для его здорового эмоционального роста являются любовь и физическая активность.   |