Данное пособие будет полезно по работе воспитателя дошкольной образовательной организации, а также родителям, которым будет интересна тема методических рекомендаций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
по теме «Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
Зерноград 2021
Составитель: Е. Бурлакова, студентка 4 «В» группы специальности «Дошкольное образование»
Руководитель: С.З. Бойко, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК».
Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.01. «Дошкольное образование» и в соответствии с рабочей программой УД «Психология». Методические рекомендации по теме «Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» предназначены как для индивидуальной, так и для групповой деятельности студентов с целью формирования профессиональных компетенций, для воспитателей и методистов ДОУ, для родителей детей дошкольного возраста.
Данный сборник включает ряд упражнений и игр, разработки НОД, рекомендации для родителей, родительское собрание, оформление информационного стенда, диагностический материал, это способствуют развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4
План-конспект родительского собрания 12
Рекомендации родителям: 19
Диагностический материал 21
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко 21
Информационный стенд для родителей 22
Заключение 23
Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.
Творческое воображение – достаточно сложный психических процесс. Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения и ребенка.
Творческое воображение - это способность человека к построению новых образов посредством переработки психических компонентов, которые были приобретены в прошлом опыте.
Вопрос о развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста актуален, так как к первому классу у детей воображение должно быть уже достаточно сформировано, и ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Продуктивная деятельность как источник творческого развития ребенка вызывает значительный интерес и с диагностической точки зрения. Продуктивная деятельность является также важнейшим условием развития творческого воображения дошкольников.
Комплекс упражнений и игр на развитие творческого воображения
Игровое упражнение «Волшебные кляксы»
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Содержание: предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Игровое упражнение «Волшебная ниточка»
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Содержание: в присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.
Игровое упражнение «Волшебники».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Содержание: без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Игровое упражнение «О чем рассказала музыка».
Цель: развитие творческого воображения.
Содержание: звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
Игровое упражнение «Придумай и свой конец сказки».
Цель: развитие творческого воображения.
Содержание: предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок (колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил и т.д
Игровое упражнение «Сказка – рассказ».
Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.
Содержание: после прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.
Игровые упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.
Содержание: используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин. Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
Игровое упражнение «Танец».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Содержание: детям предлагалось придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).
Игра «Три краски».
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Содержание: детям предлагалось взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
Игра «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Содержание: детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Игра «Поможем художнику».
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Содержание: воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
Игра «Волшебные картинки».
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Содержание: детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
Игра «Чудесный лес».
Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Содержание: детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Игра «Сказочное животное (растение)».
Цель: развитие творческого воображения.
Содержание: предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).
План-конспект родительского собрания
Родительское собрание в старшей группе «Нарисуй то – не знаю, что, или игры на развитие творческого воображения».
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации изобразительной деятельности в условиях семьи. Познакомить родителей с оригинальными играми на развитие творческого воображения для совместной деятельности с детьми.
Задачи:
формирование у родителей способности понимать ценность развития детского художественного творчества, воображения;
показать родителям значимость совместных игр для полноценного эмоционального развития ребёнка;
обогащать знания родителей о материалах для художественного творчества;
формировать позитивное отношение детей и взрослых друг к другу.
Оборудование: Мультимедийное оборудование (проектор, экран), ноутбук, колонки. Буклеты - памятки по теме.
Организационный момент. Здравствуйте уважаемые родители! Какой сегодня замечательный вечер, подарите свою добрую, красивую улыбку друг другу (улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева). От ваших добрых улыбок вечер стал действительно добрым. Пусть эта встреча подарит вам хорошие воспоминания. Роль воображения в развитии творческой личности ребёнка. Воображение ребёнка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве особенно активно и полнее всего реализуется в играх, рисовании, сочинительстве сказок и других видах творчества. Рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать. Когда ребенок рисует он развивается, познает мир. Для развития художественно – творческих способностей необходимо дать волю фантазии ребёнка. Игры для развития творческого воображения будут здесь весьма кстати. Вероятно, вы слышали о такой формуле гениальности: интеллект, умноженный на воображение. То, что дети смогут вообразить, станет их жизненным потенциалом. Развивая воображение детей, используя при этом увлекательные игры, вы поможете воплотить в жизнь все их мечты!
Вы можете использовать такие игры и упражнения на развитие творческого воображения как:
«Волшебные кляксы»
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Содержание: предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
Игра «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Содержание: детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
Игра «Волшебные картинки».
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Содержание: детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши. Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
А также важно создать дома уголок творчества, где ребенок сможет найти необходимое.
Как его оформить? Сложите туда то, что может разбудить его воображение: пробки, блестки, клей, нитки, разноцветную проволоку, бусинки, цветную бумагу, карандаши, краски, пластилин… Если у вас в доме нет ни одного свободного места, то роль «творческого уголка» может играть коробка или полка.
Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка старшего дошкольного возраста?
Рассказываем сказки. Дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив ребенку вообразить развитие дальнейших событий. Пусть он попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.
Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.
Наблюдаем за людьми. Попробуйте поразмышлять с ребенком, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
Играйте с детьми в сюжетно-ролевые игры: «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, ребенок моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.
Поэтому вы – взрослые должны быть всегда рядом, чтобы вовремя дать подсказку или совет. Иначе в случае неудачи ребёнок утратит к изобразительной деятельности всякий интерес. К тому же вместе творить веселее. Обучение нужно строить не на простом показе, а на тесном сотрудничестве с ребёнком, которое нужно суметь обратить в игру для раскрепощения детской фантазии, например, придумайте сказку.
Ребёнок в игре должен испытывать радость. Чтобы усталость не успевала ослабить и вытеснить интерес, работу не нужно затягивать. Но если ребёнка не оторвать от бумаги и красок, постарайтесь предохранить его от переутомления и соблюсти режим, незаметно переключив его внимание. Недопустимо не дать ребёнку закончить начатый рисунок.
Если ребёнок сам бросает работу на полпути, его нежелание продолжать объясняется либо непониманием сути дела, либо возникшими трудностями, либо как раз усталостью. Станьте ему соответственно, или советчиком, или помощником, или соавтором его произведения, чтобы работа была завершена. Важно помнить, что любит, чем дорожит, к чему стремится каждый конкретный ребёнок, чтобы увлечь его творчеством. Попробуйте сами стать на позицию ученика: пусть ребёнок научит вас тому, что сам хорошо умеет.
Подведение итогов.
Дорогие взрослые, от вас зависит многое. Важно, чтобы дети испытывали от игр с материалами для рисования радость, поэтому внимательный и терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребёнка в новые весёлые игры, – непременное условие успеха. Попрошу всех сейчас выйти сюда и встать в круг. Возьмите мой смайлик и, передавая его из рук в руки, скажите, что вы хотите сказать о нашей встрече и что хотите пожелать друг другу после сегодняшней игры. И я хочу пожелать вам, уважаемые родители, испытать много радости в общении с вашими детьми! И вам в помощь хочу раздать памятки.
Рекомендации родителям:
1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
2. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
3. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
4. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре или при занятии творчеством.
5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.
6. Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
7. Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, пастель, восковые мелки, пластилин.
8. Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.
9. Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.
Диагностический материал Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Цель: методики – выявить уровень развития творческого воображения, способность создавать оригинальные образы.
Содержание: перед обследованием педагог говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Критерии уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста фиксировался по следующим критериям и показателям:
- оригинальность и новизна рисунка, проработанность деталей изображённого;
- способность создавать оригинальные образы на основе заданных графических элементов;
- умение придумывать творческие названия к рисункам.
Информационный стенд для родителей
В информационный стенд содержит:
- подбор игр для родителей на развитие творческого воображения;
- психологические особенности;
-рекомендации для родителей, как развить творческое воображения ребенка.
Заключение
Данный сборник включает ряд упражнений и игр, разработки НОД, рекомендации для родителей, родительское собрание, оформление информационного стенда, диагностический материал, это способствуют развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Для составления методических рекомендаций мы изучили психолого-методическую литературы, проанализировали понятий «творческое воображение», «продуктивная деятельность» с точки зрения разных ученых.
Далее были проанализированы особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Подведя итог вышеизложенного, следует отметить, что особенно важным для изучения развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, когда эта черта находится на стадии формирования. Поэтому нами были разработаны методические рекомендации по теме педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности. Данное пособие будет полезно по работе воспитателя дошкольной образовательной организации, а также родителям , которым будет интересна тема методических рекомендаций.
Список литературы
Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — Текст: непосредственный